Андрей Станиславский: “Нужно зажечь фитиль”

Фотография не только шагнула далеко вперёд, но и благодаря значительному упрощению технологии стала поистине массовым увлечением...

09:12. 14 апреля, 2013  
  
16
Фотография в последние два-три десятилетия не только шагнула далеко вперёд, но и благодаря значительному упрощению технологии стала поистине массовым увлечением. Именно об этом свидетельствовал почти полный зал слушателей, пришедших в минувшее воскресенье на лекцию сыктывкарского фотографа и популяризатора современного искусства Андрея Станиславского. Сегодня он наш собеседник.
– Андрей, на какой стадии подготовка выставки современного искусства, которую ты планировал на весну-лето этого года?
– Поначалу мы с друзьями действительно хотели провести некую пилотную выставку, но сейчас уже не идёт речь об отдельной выставке. Наша задача – найти форму и запустить механизм, который позволит сформировать постоянно действующее в Сыктывкаре пространство современного искусства. Нужно зажечь фитиль, заставить людей обратить внимание на сам факт существования современного искусства.
– А кто эти «мы», о которых ты говоришь?
– Я и двое моих друзей. Мы объединились в творческую группу «Акт». Сейчас мы подали заявки на три проекта, связанных с городской средой. Один из них – так называемая «Распределённая галерея». В привычные галереи и музеи люди ходят нечасто, а мы подумали: почему бы не использовать в качестве выставочного пространства, например, остановочные комплексы городского транспорта? Возможно, получим грант от города. Тогда этот проект может стать катализатором развития арт-рынка в Сыктывкаре. Пока у нас нет выставочного пространства, подходящего и по духу, и по дизайну, для современного искусства.
– А есть ли здесь спрос на современное искусство?
  – Это другой вопрос, и я бы перевёл его в иную плоскость. Я всем без устали говорю: мы живём повседневными заботами и порой даже не замечаем, какое вокруг нас напряжение, недоверие, даже насилие. Вот только что я стоял в очереди в магазине и стал свидетелем грубой сцены, когда вся очередь ощетинилась против одного мужчины по пустячному поводу!.. А современное искусство как раз помогает с этим справляться. Оно необычно и заставляет зрителя постоянно удивляться. Удивляясь, мы задаём себе вопросы и ищем на них ответы. Привычка удивляться и размышлять ведёт к тому, что мы гораздо легче воспринимаем тех, кто не похож на нас самих. Искусство – средство борьбы с нашими фобиями, в том числе и с ксенофобией.
– Согласен ли ты, что современное искусство должно быть провокативным?
– Удивление и есть результат удачной провокации.
– Вчера ты прочёл многочасовую лекцию с элементами практики о фотографии. Если учесть, что ты ещё ведёшь «фотоклассы», тебя можно назвать просветителем. Я заметил, с каким удовольствием ты общался с аудиторией. Тебе приятно в этой роли?
– Я прочёл эту лекцию с вполне эгоистической целью. Чем больше людей интересуются тем, что интересно мне самому, тем мне же интереснее. Я просто чувствую, что такая работа давно назрела: много людей фотографируют и многие из них не умеют этого делать. Не знают самых простых законов и оттого разочаровываются в себе. Заметь, что это была не просто лекция. Люди просто хорошо провели время – общались в перерывах, пили чай, практиковались.
– Что за «лофт» как место для выставок упомянул министр образования Владимир Шарков на твоей лекции?
– Мы с друзьями долго думали: с чего начать, к кому обратиться? Один чиновник сказал, что это ерунда, другой. В какой-то момент получилось так, что я вошёл в состав так называемого «Проектного комитета» при минобразе и мы поговорили с Владимиром Шарковым. Я сказал ему, что хочу реализовать образовательный проект – прочесть лекцию, сделать галерею. Оказалось, что он в теме. Сказал примерно следующее: «Да, давайте делать. На федеральном уровне эта работа уже идёт».
  Сейчас мы ищем подходящее помещение. Я давно интересуюсь этой темой, посещаю схожие площадки в России и за рубежом и хорошо представляю, с чего нужно начать.
– Какая из европейских галерей тебе больше всего запомнилась?
– В Германии я побывал на известной выставке современного искусства в Касселе «Документа». Она устраивается каждые пять лет и идёт в течение ста дней. Когда-то я оказался там случайно и вот во второй раз поехал в Кассель специально на выставку. Это потрясающе. Весь город на сто дней превращается в огромное выставочное пространство.
– Сейчас люди охотно приобретают цифровые камеры, кто-то снимает лучше, кто-то – хуже. Насколько мне известно, ты начинал с аналоговой техники – плёночного фотоаппарата.
– Когда мне было лет 10 или 12, дед мне дал свой «Зенит». Это было так круто! Я попробовал и… заболел. Не вижу никакой опасности в том, что все вокруг фотографируют, это же здорово! Правда, мало кто задумывается, как снимать. Это же так просто – нажал на кнопку и всё.
– Живопись повлияла на твою эстетику?
– Да. Я учился в художественной школе. А дед мой был дизайнером. Правда, в те годы это называлось «художник-оформитель». Хотя, конечно, живопись и фотография – очень разные вещи.
– У тебя есть любимые фоторепортёры или фотохудожники?
– На меня повлияли в той или иной мере все классики фотоискусства. Например, Салли Манн – человек огромной внутренней свободы, исследовательница темы жизни и смерти. Из других мэтров – Ансель Адамс, Эдвард Уэстон, Хироши Сугимото. Первый, помимо прочего, ещё и автор захватывающих работ по теории фотографии.
– Ты ведь журналист по второму образованию?
– Да, окончил заочно журфак СПбГУ.
– А у тебя никогда не возникало желания поработать стрингером, поехать в какую-нибудь «горячую точку» и поснимать там?
– Я это желание во многом утолил, работая в начале и середине нулевых переводчиком на нефтяном месторождении в районе Нижневартовске. Было непросто, но у меня сохранились хорошие воспоминания об этом опыте. Что касается стрингерства как такового, то мне более близок интроспективный подход. Я, например, очень редко снимаю свадьбы. Для меня нет большего наслаждения, чем пойти с камерой в лес и шататься там до сумерек.
– Возможности фотографии весьма любопытно исследованы в фильме Антониони «Фотоувеличение» (Blow Up), снятом 45 лет назад.
– Жизнь как будто пролетает мимо главного героя, фотографа. Он тусуется, ведёт беспорядочную жизнь, но вдруг становится невольным свидетелем трагедии. Герой как будто останавливается в своём беге за удовольствиями. Эта остановка – как щёлчок затвора камеры. Мне кажется, фильм о том, что мы смотрим на что угодно, только не на самое главное.
– Ты как-то высказывался, что недоволен обликом Сыктывкара.
– Скажем так: я замечаю некрасивое, которого у нас, к сожалению, хватает. Например, я вижу эти огромные чёрные урны и не понимаю, почему их сделали именно такими. Да, в них удобно кидать мусор – не промахнёшься. Но эстетика очень странная. Посмотрите сайты компаний, занимающихся дизайном предметов городской среды – вы там такого не увидите!
Одна из проблем нашего общества заключается в том, что большинство людей редко включают аналитический подход, просто не задумываются, когда берутся что-то производить или что-то осуществляют.
Вот, например, этнопарк. Отличная идея! Но почему он так далеко?! Помнишь этот транспортный коллапс? Ясно, что человек не был в центре этой идеи, когда она осуществлялась. Этнопарк делался по советскому лекалу: чтобы по праздникам туда приезжали пузатенькие дяди, а дети для них плясали. Потом гости выпивают, закусывают и идут в баньку.
Я уж не говорю о доске почёта – это просто «шедевр». У Вдадимира Сорокина в «Метели» есть замечательная метафора советского наследия: в России под снегом лежит разлагающийся труп великана, и его никто не убирает.
А ещё я только что посмотрел дипломные работы студентов-дизайнеров факультета искусств СыктГУ. Казалось бы, стенды с описаниями проектов должны быть максимально понятными, но вникнуть ужасно сложно из-за подачи информации: длинные строчки мелкого текста, нагромождение схем, канцеляризмы. А ведь оформление стендов — это тоже дизайн. Дизайн, который должен быть средством упрощения и облегчения взаимодействия человека с объектами, информацией. Этим сегодняшним студентам, среди которых, впрочем, много талантов, предстоит завтра формировать городскую среду.
– Многие молодые художники по-прежнему стремятся уехать в столицы. Что держит в Сыктывкаре тебя?
  – Ничего не держит. Художники должны ездить – это даёт возможность повысить образовательный и профессиональный уровень. Я тоже думал в своё время, что уехал отсюда навсегда. Но потом приехал, и вот я здесь уже восемь лет. Сейчас уже не столь важно, где ты физически проводишь большую часть времени. Если есть возможность регулярно куда-то выезжать, что я и делаю, то жить можно везде.
– У тебя есть вредные привычки?
– Курить никогда не пробовал. Алкоголь? Какое-то время вообще не употреблял. Сейчас могу по чуть-чуть. Алкоголь ненадолго изменяет сознание, но при этом тупеешь. А меня напрягает, когда мой мозг не может работать остро.

 

 

 

Справка

Андрей Валериевич Станиславский родился 24 апреля 1978 года в Сыктывкаре. Окончил факультет иностранных языков КГПИ и факультет журналистики СПбГУ (заочно). 

Фотограф, куратор фотовыставок и выставок современного искусства.

Организатор и преподаватель «Фотоклассов Андрея Станиславского».

 

 

Поделиться в соцсетях

guest
16 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Света
Света
14.04.2013 16:01

Хорошее интервью и парень интересный. Удачи вам, Андрей!

ооо
ооо
14.04.2013 18:14

поклонницы активизировались. Только попавшие под скромное обаяние и понты этого человека могут писать о его уме. Что такого оригинального он сказал? Любого останови человека на улице, более менее образованного и с кругозором (таких я вас уверяю в Сыктывкаре много) он скажет намного интереснее. И про фото и вообще. Где где… Читать далее »

ооо
ооо
14.04.2013 18:15

об этом фитиле давно везде говорят, и этот товарищ тоже. Только не горит. Кстати, говорят, что Станиславский то ненастоящий, фамилия то бишь

Андрей
Андрей
14.04.2013 21:02

ооо настоящая настоящая)

бабулька
бабулька
15.04.2013 01:42

Интересно, на какие бабки Андрюшечка живет, ездиЕт по стране и пО миру?
Если он зарабатывавет как преподаватель «Фотоклассов Андрея Станиславского», то скоко берет за обучение? Напишите. Может я тоже пойду учиться фотоделу, если это не шибко дорого…
Жду конкретной информации, а то туману понагнали…Так можно и мозги запудрить…

Люда.
Люда.
15.04.2013 17:50

Была на лекции. Очень интересно рассказывал Андрей. Многое стало понятнее. Жаль на практическое занятие не смогла остаться.

Сергей
Сергей
16.04.2013 09:56

ООО, ты явно завидуешь Андрею. Многие так могут, говоришь? Ну так докажи на собственном примере. Делом, а не глупыми комментариями.

На конкретные дела
На конкретные дела
16.04.2013 16:16

мало кого “хватает”. Большинство способны лишь писать гаденькие комментарии.
Станиславский молодчина.

сергею
сергею
16.04.2013 23:59

Какая банальная и ожидаемая мысль. Стоит только высказать критику в адрес, да неважно кого, тут же обвиняют в зависти. Узко мыслите, товарищи. Книжки надо читать хорошие, глядишь и объяснений мотивов действий будет больше, чем зависть. Хотелось бы все-таки узнать, что конкретного полезного сделал этот человек и чем он так примечателен?… Читать далее »

инок
инок
18.04.2013 12:09

Светлый человек.

бабулька
бабулька
18.04.2013 14:23

Святой! На мои вопросы не ответил. Видимо, не мирское его дело…

шрайбикус
шрайбикус
18.04.2013 18:02

Бабка! У классов страница вконтакте и сайт! Гугл тебе в помощь! 🙂

бабулька
бабулька
19.04.2013 14:42

Я не бабка, а бабулька. Не надо хамить!

Спичак
Спичак
19.04.2013 15:21

Миша, так хорошо провел интервью и в самом конце скомкал… И ещё – не хватило лично мне ещё и примеров… не трудно же было накидать описательных примеров удачи аляповатостей в городской среде… ведь эта ж тема в вашей беседе главная.

Полковник
Полковник
19.04.2013 18:44

Заглянул на его сайт http://vk.com/fotoklassy… Фотки все как-то очень уж “импортные” и очень уж по ученически на что-то похожи из классики. В Сыктывкаре есть реально круче парни и девушки.

:-((
:-((
19.04.2013 19:23

Максим Поляков приглашает лохов на лекции по фото.У этого перца расценки, видимо, такие же. Интересно, это одна банда?

Стоимость:
Одна любая лекция — 2000 руб.
Обе лекции — 3700 руб.

Для школьников (от 12 лет), студентов и пенсионеров:
Одна любая лекция — 1850 руб.
Обе лекции — 3500 руб.