Защита сыктывкарского студента Артёма Кочанова, подозреваемого в убийстве своего друга Сергея Тарабукина, взывает к совести и гражданской сознательности возможных свидетелей событий, имевших место в ночь с 9 на 10 сентября возле общежития КГПИ. Об этом заявили на прошедшей сегодня, 21 октября, второй пресс-конференции по этому нашумевшему делу один из адвокатов Кочанова Евгений Рогацкий и сестра подозреваемого Марианна.
– Мы точно знаем, что свидетели есть, но почему они молчат? – недоумевает Марианна. – Неужели во имя справедливости нельзя выкроить час своего времени, чтобы дать показания?! Мы предлагаем за информацию вознаграждение, развешиваем объявления, но их срывают…
– Никто не хочет связываться с системой, – считает Рогацкий. – Мы боимся отвечать за свои слова и поступки. Проще жить в своей скорлупе, по принципу «Ничего не вижу, ничего не слышу».
А между тем, как считает юрист, свидетельские показания необходимы для того, чтобы восторжествовало правосудие, так как, к сожалению, ошибки следствия и суда нередки.
– Долгое время я молчал, потому что хотел сам для себя сделать определённые выводы, – пояснил Евгений Рогацкий. – Долгое время мы ожидали заключения судмедэкспертизы. При проведении следственного эксперимента, который был записан на видео, не сходятся показания, которые Артём давал следствию, в частности, о механизме причинения потерпевшему раны. Согласно экспертизе, потерпевший стоял вертикально с наклоном вперёд, а по показаниям Артёма получается, что потерпевший стоял ровно. Если наносится удар ножом, человек машинально отодвигается назад, но никак не вперёд.
Смущает адвоката и тот факт, что при осмотре трупа Сергея отмечен ещё целый ряд телесных повреждений: правого глаза, уха, в районе брови и области почки.
– Артём показывает, что потерпевший вынул нож, а он завернул ему руку. Откуда появились эти телесные повреждения? Причём их появление отмечается в районе 12 часов ночи. При падении таких повреждений возникнуть не может. Кто их нанёс — загадка, – недоумевает Рогацкий.
Ещё один «ребус»: при проведении оперативно-следственных мероприятий была задействована служебная собака, которая привела к конкретному человеку, находившемуся недалеко от места происшествия. По сведениям адвокатов и детективов, в отношении данного человека в полиции трижды составлялась дактокарта, то есть «обкатывались» пальцы, что делается при подозрении в серьёзных правонарушениях. Защиту интересует — каких именно.
Между тем все, кто знает Артёма, не верят в то, что он мог совершить такой чудовищный поступок. Рогацкий продемонстрировал журналистам 63 подписи жителей Зимстана, которые считают версию следствия абсурдной. В поддержку защиты на пресс-конференцию пришли 15 друзей Артёма, которые также не верят в официальную версию случившегося. Не верят и учителя Артёма: характеристики на выпускника зимстанской школы Кочанова самые положительные.
Как считает адвокат, даже если рассматривать ситуацию в призме признательных показаний Артёма, можно вести речь о другом преступлении — причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК), и здесь наказание — до двух лет лишения свободы, тогда как за предумышленное убийство (статья 105 УК) — до 15 лет.
– А если речь идёт о статье 109, то есть ли смысл держать парня в следственном изоляторе? – вопрошает Рогацкий. – Ведь существуют такие меры, как подписка о невыезде, домашний арест.
Адвокат возмущён и следующим обстоятельством: был направлен целый ряд жалоб, в том числе министру внутренних дел и прокурору РФ, но ни на одну из них пока нет ответа. Сам Артём просит, чтобы его допросили по факту возможного применения к нему недопустимых мер воздействия, но пока его просьба не удовлетворена.
Как заявила журналистам Марианна Кочанова, её брату не разрешают опознать по фотографии сотрудников полиции, применявших к нему неправомерные меры воздействия.
– Мой брат согласен пройти и допрос на детекторе лжи, но никто такой возможности ему не предоставляет. Мы хотим объективной проверки. Мы тоже хотим знать правду и добиться справедливости, – заявила девушка.
Кстати, защита пригласила на пресс-конференцию кого-либо из сотрудников Следственного управления, СК РФ по РК, но они не пришли.
– Экспертиза орудия убийства, ножа, так и не проведена. Мы не знаем, чей он. Нам говорят, что сегодня экспертизу ДНК провести невозможно, потому что для этого слишком мало исходных данных. Но чем больше проходит времени, тем этих данных остаётся всё меньше! – рассказал Евгений Рогацкий. По его словам, защитой предпринимаются меры по установлению владельца ножа.
– После убийства Артём звонил своей приятельнице, чтобы пригласить её на дискотеку, и набирал номер Сергея Тарабукина. Создавал себе алиби, до такой степени всё продумал? Такой цинизм никак не вяжется с его характеристиками, – уверен адвокат Рогацкий.
Марианна Кочанова сообщила прессе, что хочет быть общественным защитником брата. Закон это допускает, но решение о допуске принимается только судом. Когда суд такое решение примет, возможностей у девушки будет гораздо больше.
собачка привела – представляю настроение этого мужичка, когда его допросили по обстоятельствам… сейчас небось ночью уже не гуляет, сидит дома.