Хождение по мукам

Сыктывкарская пенсионерка уже год добивается отмены корректировок

17:05. 13 марта, 2012  
  
0

У этой истории ещё нет конца, хотя первые успехи в борьбе с бюрократической машиной её героиня уже одержала. Однако до победы над системой чиновничьего равнодушия ещё далеко. Скорей всего, это вообще невозможно при сложившихся отношениях в обществе, когда один бюрократ, ссылаясь на решение другого, отказывает гражданину в защите от вранья. Простой гражданин вынужден воевать за правду сразу со всеми, причём воевать ему приходится одному, рассчитывая только на свои силы…

От сумы и тюрьмы…

Алевтина Арсентьевна Батукова за последний год стала настоящим специалистом в жилищно-коммунальной сфере. Недавно один высокопоставленный чиновник даже спросил её, какую должность она занимала в системе ЖКХ в прошлом, и очень удивился, когда услышал ответ, что та вообще «из культуры» и в «коммуналке» никогда не работала. Просто хождение по жилконторам, расчётным центрам, прокуратурам, судам и чиновничьим кабинетам мэрии сделали её асом в этой области. А началось всё с того, что ей перестали выплачивать субсидии. Из-за того, что у неё «нарисовался» долг по квартплате. И ей пришлось заняться коммуналкой всерьёз…

Для начала Алевтина Арсентьевна обратилась в суд. В исковом заявлении она сообщила, что управляющая компания «ЖУК» в счет-квитанцию за март 2011 года включила корректировку в размере 8376 рублей, а за апрель – 2019 рублей. Всего корректировка составила 10395 рублей. В связи с тем, что коммунальщики ссылались на формулы, по которым они произвели расчёты, Алевтина Арсентьевна запросила данные у «ЖУКа»…

Затем ей пришлось «пообщаться» с «Расчётным центром», с тепловой компанией ТГК-9, «Водоканалом», Роспотребнадзором, прокуратурой и судами. Вся эпопея длилась с мая по декабрь прошлого года, когда очередной суд (она уже не помнит, какой по счёту) признал её правоту.

Здесь надо сделать отступление на рассказ о том, как «добывались» ответы. По закону управляющая компания обязана предоставить гражданину все данные по его запросу в течение трёх дней. Пенсионерке пришлось ходить целый месяц, чтобы получить несколько цифр, причём её «футболили» от одного спеца к другому. Над ней просто насмехались, поскольку рассчитывали, что пожилой человек (этой мужественной женщине уже 75!) не выдержит и отступит. Увы, расчёты бюрократов очень часто оправдываются: люди, столкнувшись с безразличием и пофигизмом, а то и просто с хамством, уходят. Но это был не тот случай.

Алевтина Бутакова в иске указала, что те бумажки, что получены от «ЖУКа» в течение месяца, документами назвать сложно, поскольку данные в них разнятся. В приложении к справкам написано, что дан расчёт корректировки, но фактически его нет. В ходе визитов к руководству компании пенсионерка установила, что журнала по горячей воде тоже нет, нет данных по водяному счётчику, нет сводных ведомостей по расходу воды ни за квартал, ни за прошедший год. Что особенно её насторожило: в трёх разных справках цифры расхода воды были абсолютно разные! Другими словами, проверить то, что написали коммунальщики, оказалось невозможно! Стоит добавить, что расчёт именно по её квартире в «ЖУКе» вообще отказались предоставить, отправив пенсионерку в «Расчётный центр».

Схватка за счётчики

Надо сказать, что коммунальщиков сгубила безнаказанность. До прошлого года они «рисовали» цифры если и не с потолка, то уж точно – на глазок. Квартплата повышалась, но жильцы терпели. А когда в начале прошлого года появились корректировки с неподъёмными цифрами оплаты, люди задумались и стали присматриваться к закону, на который ссылались коммунальщики. Когда стало ясно, что цифры расхода воды пишутся «от балды», жильцы занялись формулами и условиями договоров.

Алевтина Арсентьевна выяснила, что легитимных договоров у «ЖУКа» с квартиросъёмщиками просто нет, собраний жильцов компания не проводила, отчёты о проделанной работе не делала, а данные по потребляемым ресурсам жильцам даёт неверные. Более того, она уличила руководство компании во всех этих нарушениях. Только что возьмёшь с компании? Да ничего. Там просто отмахивались и посылали… в прокуратуру! В полной уверенности, что если люди туда и пойдут, там их пошлют ещё дальше – в суд. А для суда нужны данные. К тому же суд сошлётся на Закон, на проверки прокуратуры, которая эти проверки делать не желала.

Это сейчас самый главный судья Верховного суда призывает людей жаловаться на нарушения в сфере ЖКХ, а в прошлом году жалобщиков в упор не видели. Алевтина Арсентьевна в этом убедилась на собственном опыте. На её обращения приходили форменные отписки (у неё теперь несколько увесистых папок переписки с чиновниками мэрии, судов и прокуратуры).

К примеру, возник вопрос о правильности показаний счётчиков воды. Как его проверить? Коммунальщики ссылаются на показания водомерных узлов, установленных там счётчиков. Но кто их видел, эти счётчики? Когда пенсионерка добилась, чтобы её допустили к узлу учёта, выяснилось, что счётчики по горячей воде установлены только 4 мая 2010 года, хотя расчёты идут с первого января. Журнала с записями, естественно, не оказалось. Проще говоря, цифры брались с потолка – исходя из тех данных, что предъявляли тепловики. Шёл этакий междусобойчик – энергетики предъявляли некую цифру коммунальщикам, те собирали деньги с жильцов. Жильцы в данном процессе были лишь статистами, которым предоставлялось одно право – оплачивать счета. И лишь когда люди стали предъявлять претензии, коммунальщики зашевелились и в спешном порядке стали устанавливать счётчики…

Суд да дело

Собрав неимоверными усилиями все необходимые бумаги, Бутакова обратилась в суд. Хождение по судам – это отдельная эпопея, для этого ещё одно образование потребовалось. Благо, что за свою непростую жизнь Алевтина Арсентьевна училась во многих учебных заведениях и убедилась, что лишних знаний не бывает. Так вот ей пришлось пройти мировых судей, а уж потом, не добившись толку, обращаться в городской. Она просила суд признать корректировки незаконными, а также – неправомерность приостановления выплаты субсидий на оплату коммунальных услуг, поскольку все счета она оплачивала исправно – за исключением корректировок. А ещё – компенсацию морального вреда с ООО «ЖУК» в размере 50 тысяч рублей.

Пиррова победа

27 декабря мировой судья Марков рассмотрел иск Бутаковой и удовлетоврил её требования, но… частично. Суд обязал ООО «ЖУК» сделать перерасчёт в сторону уменьшения начисленной платы в виде корректировки за коммунальные услуги за март 2011 года на сумму 8376 рублей. И взыскал с компании компенсацию морального вреда в сумме… 1000 рублей. А требования по перерасчёту за апрель и последующие месяцы оставил без удовлетворения.

Обратите внимание на даты: суд состоялся в конце декабря, но решал вопросы по корректировкам за март. В связи с этим обратимся к пункту иска о выплате субсидий, на которых настаивала пенсионерка. И тут у нормального человека, когда он ознакомится с доводами, указанными в решении суда, «крыша» обязательно поедет. Логика здесь просто железная!

Директор «Расчётного центра» госпожа Южина предоставляет в суд документ, из которого следует, что выплата субсидий может быть приостановлена, если её получатель имеет двухмесячную задолженность по квартплате. На основании того, что компания «ЖУК» сообщила в «Расчётный центр» (у них имеется договор об «информационном взаимодействии») об имеющейся у Бутаковой задолженности, той просто-напросто перестали эту субсидию начислять.

Дальше идут чудеса казуистики. В ответе говорится, что «в случае, если бы Бутакова А.А. не имела задолженности, ей была бы перечислена субсидия в июне, июле и августе». «Если бы Бутакова обратилась в ГУ РК «ЦСЗН» г. Сыктывкара с заявлением и пакетом документов для переоформления субсидии, а в квитанциях по ЖКУ не было бы задолженности, то ей была бы назначена субсидия с 1 сентября по 29 февраля 2012 года». «Заявление на оформлении субсидии поступили от Бутаковой 19 декабря 2011 года. Субсидия могла быть назначена с 1 января по 30 июня». Как вы догадываетесь, в квитанциях значилась задолженность, а потому чиновники «Расчётного центра» в выплате пособия отказали…

Суд, опираясь на эту вот справку, причём повторив её в решении чуть ли не слово в слово, отказал истице в выплате субсидии. А ведь тут даже ребёнку понятно, что речь шла о спорных вещах, и если бы суд состоялся раньше, задолженности бы просто не было!

Судебные тонкости

Понятно, что Алевтина Арсентьевна обратилась в следующую инстанцию с жалобой, но получила отказ. Оказывается, жалоба была неправильно оформлена, причём жалобу «наверх» пропускает тот же самый мировой судья! Пришлось писать уже не «кассационную», а апелляционную жалобу. Увы, пенсионерка не успела принести жалобу в отведённые сроки в суд, поэтому и апелляционная жалобы была отклонена. Теперь Бутакова написала частную жалобу — через того же мирового судью с просьбой восстановить сроки рассмотрения апелляции. Она просит совсем немного: признать неправомерным определение людей как должников на том основании, что они не заплатили незаконные корректировки и у которых дела находятся в суде. Вроде бы всё очень логично, только будет ли это очевидно суду?

Вместо эпилога

Алевтина Арсентьевна очень устала от всех этих войн, но сдаваться не намерена. Данная история, как сказано выше, ещё не окончена. Она доказывает, что с бюрократами всякого рода можно бороться и даже добиваться правды. Но для этого нужно иметь громадное терпение, настойчивость и знания во многих отраслях. А ещё — деньги для собирания справок, оплаты копировальных центров, услуг адвокатов и консультантов. Без этого нашу бюрократическую систему не победить.

Поделиться в соцсетях