От тепла тепла не ищут

Переходу на прямые расчёты с тепловиками могут помешать непреодолимые противоречия

16:16. 19 октября, 2013  
  
8
Теплоснабжающая компания «ТГК-9» устами заместителя директора по продаже тепловой энергии филиала ОАО «ТГК-9» Коми Любови Морозовой недавно объявила, что с 1 сентября перешла на прямые расчёты с населением Сыктывкара за тепло  и горячую воду. Пока – с жителями только одной тысячи домов. В течение трёх ближайших месяцев специалисты компании рассчитывают полностью обновить базу данных потребителей и выйти с каждым из них на прямые договорные отношения. Попробуем разобраться, чем это может обернуться.
 

Гладко было на бумаге…

Причина столь решительного шага теплоснабжающей компании, по словам госпожи Морозовой, – рост неплатежей за тепло и горячую воду со стороны управляющих компаний. По её утверждению, задолженность прирастает ежегодно в катастрофическом размере. Только с начала года она выросла на 400 млн. рублей, из них 200 млн. приходится на управляющие компании и ТСЖ. Для сравнения: в Ухте, Сосногорске и Инте, где полностью или частично действуют прямые договорные отношения, прирост составил всего 60 млн. рублей.
 
Любовь Морозова подчеркивает, что основная цель реорганизации – минимизировать экономические риски как для компании, так и для жителей. Добросовестные потребители не будут зависеть от того, заплатил или нет их сосед, рассчиталась с теплоснабжающей организацией управляющая компания или ТСЖ.
 
Кажется, мы в двух шагах от заветной мечты: у жителей появилась возможность отказаться от услуг посредников (УК, ТСЖ) и платить за потреблённую теплоэнергию напрямую теплоснабжающей компании. Нам гарантируют, что отныне собранные деньги будут потрачены именно на те цели, на которые собираются. В частности, на ремонт и  реконструкцию системы теплоснабжения города.
 
Уже в октябре многим сыктывкарцам придёт на одну квитанцию больше. Первая квитанция – на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения. Эти платежи пойдут напрямую на расчётный счёт ТГК-9. Второй платёжный документ будет касаться оплаты остальных услуг: холодное водоснабжение, газ, телевидение, антенны, домофон и проч. Это будет в квитанции управляющей компании, и деньги пойдут на расчётный счёт РКЦ, который производит расчёты с остальными ресурсоснабжающими организациями и поставщиками.
 

… да забыли про овраги!

В принципе, процедура изменения способа внесения платы за тепло и горячую воду проста. Жителям необходимо принять об этом решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Затем, если дом находится под управлением УК, уведомить её o своём решении. После этого управляющая компания должна внести изменения в существующий договор управления домом. Если дом находится в непосредственном управлении, жители могут заключить договор сразу с ТГК-9.
 
Прямые расчёты – вещь отличная, если всё делается по закону: в каждом доме проведено собрание, разъяснены плюсы и минусы перехода на новую систему расчётов, и собственники проголосовали. Причём должно проголосовать более пятидесяти процентов. Однако практика показывает, что для того, чтобы провести нужное решение через собрание, требуется, как правило, три месяца. Сделано это? Увы, нет. Значит, пока объявление о переходе на прямые расчеты – не что иное, как объявление о намерениях. Законной силы оно не имеет. Выходит, что и деньги собирать ТГК-9 не вправе…
 
Когда же такое право возникнет? Оказывается, для этого нужно всего-ничего: создать базу данных и заключить с каждым квартиро-съёмщиком договор. Правда, для этого горожанам нужно предоставить в ТГК-9 ряд документов. Он чётко оговорён законом. Это копия свидетельства о праве собственности на жилое помещение или копия договора социального найма (для нанимателей); сведения о количестве проживающих (зарегистрированных) граждан (копия домовой книги); копия паспорта; копия технического или кадастрового паспорта; сведения о наличии индивидуальных приборов учёта (ИПУ) (тип, номер, дата последней проверки) и показания ИПУ по состоянию на 1 и 30 сентября этого года. 
 
Как вы думаете, сколько времени потребуется компании для того, чтобы собрать все эти документы  хотя бы с первой тысячи домов?
 
Есть и ещё вопросы. Например, где все эти документы будут храниться? Есть такие помещения? Куда будут заноситься полученные данные? Имеются операторы, компьютеры? Куда нести всю документацию?
 

Клубок проблем

ТГК-9, недополучая законные деньги, активно ратует за развитие прямых договоров с потребителями и получение от граждан платы за поставляемый ресурс без посредников. Компанию  не заботит, что довести ресурс от стены дома до квартиры тоже чего-то стоит.
 
Возникает противоречие. ТГК-9 хочет брать с людей деньги, не неся ответственности за нанесение вреда внутридомовым сетям и несоответствие требованиям объёма поставки и качества ресурсов, подаваемых в жилые помещения. Прохождение ресурса по трубам до непосредственного потребителя волшебно превращает его поставку в коммунальную услугу, к которой они себя считают совершенно непричастными.
 
Почему же так происходит? Полагаем, что всё объясняется убогим состоянием внутридомовых систем, сложностью и разнообразием конструкций и оборудования: хлопот много, а денег на содержание и ремонт мало.
 
Если дом частный (коттедж, особняк, вилла, наконец),  вопросов нет: внутри него за всё отвечает собственник. За то, как у него льётся вода из крана, грамотно ли «разведено» электричество. Частник расплачивается с поставщиком за потребляемый ресурс и предъявляет свои претензии. Здесь никаких противоречий нет.
 
Но сегодня эта же норма перенесена и на многоквартирный дом, поскольку он является единым комплексом недвижимого имущества: жильцы владеют частью дома, а ответственность несут за его содержание в целом. Непонимание того, что внутридомовые инженерные системы многоквартирного дома на один или два порядка сложнее таких же систем в частном доме, привело к клубку неразрешимых проблем. Ведь чтобы доставить ресурс одному потребителю, необходимо прогнать его через сети других собственников.
 

Что дальше?

Вот мнение генерального директора УК СЖКХ Николая Изюмского: «В городе масса проблем, и «коммуналка» – одна из  главных на сегодня. Госпожа Морозова, прикрываясь мифическими долгами управляющих компаний перед ТГК-9 и при поддержке администрации Сыктывкара, уговаривает жителей перейти на прямые расчёты, а что будет с жителями –  умалчивает. Наше мнение – люди выбрали управляющую компанию для того, чтобы она решала их коммунальные проблемы. Мы их и решаем сейчас. И будем решать, но только теперь, видимо, без вопросов о «горячем водоснабжении и отоплении». Отсутствие отопления, горячей воды, порывы – кто всем этим будет заниматься? Люди по зиме просто взвоют! А перерасчёты им кто делать будет?  Похоже, что мэра и его подчинённых это вовсе не волнует…
 
Итак, что мы имеем? Сейчас есть к кому обратиться и за непоставку, и за недопоставку тепла и воды. Но кто при новой схеме обслуживания домов будет отвечать за внутридомовые сети? Вот как мне видится будущая зима. Звонок в ТГК-9: «У меня нет горячей воды в квартире». Ответ: «А мы ничего не перекрывали, и аварий на данном участке нет. Звоните в УК». Звоню  в УК: «Нет горячей воды. В ТГК сказали, что нужно обращаться к вам». Ответ: «У вас трубы целые? Вода нигде не течёт? Извините, но мы вам помочь не можем, звоните в ТГК-9…».
 
Мрачно? Однако такой вариант вполне возможен. О вариантах выхода из создавшегося положения – в следующих публикациях.

 

Поделиться в соцсетях

guest
8 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Влада
Влада
19.10.2013 18:35

«ТГК-9» устами заместителя директора по продаже тепловой энергии филиала ОАО «ТГК-9» Коми Любови Морозовой недавно объявила, что с 1 сентября перешла на прямые расчёты с населением Сыктывкара за тепло и горячую воду. Почему-то правда народ опять не спросили, договоров не составили. А это уже самоуправство.И что удивительно: стряхнули с себя… Читать далее »

Татьяна
Татьяна
19.10.2013 19:40

Уже два месяца приходят по две платёжки: одна от ТГК-9 и вторая от УК. Горячая вода и тепло включены в обе. Правда, в квитанциях ТГК-9 завышена площадь расчёта, в итоге – сумма к оплате выше. В доме работает Совет дома, регулярно проводятся общие собрания. ТКГ-9 не удосужилась обратиться к жильцам… Читать далее »

Тамара Макарова
Тамара Макарова
19.10.2013 20:37

У нас давным-давно прямые договора на отопление с теплоснабжающей организацией. И никаких проблем. В доме непосредственное управление. С теплоснабжающей организацией уполномоченный собственников заключил договор о взаимодействии, в нем написано все, что не вошло в индивидуальные договоры с жильцами. На вводе в дом стоит общий теплосчетчик. Всегда можем сами посмотреть и… Читать далее »

123
123
19.10.2013 20:53

статья -то подана с позиции ТГК-9.

Валерия
Валерия
19.10.2013 21:02

Спасибо, все доходчиво объяснили. Тоже пришли две квитанции.

венера
венера
20.10.2013 03:19

Да блин! такая фигня у нас уже происходит с КЭСК по расчетам по общедомовому счетчику. Звоним туда – они в УК отправляют, звоним в УК – оттуда в КЭСК пинают!
Теперь еще и по теплу то же самое будет?

****
****
20.10.2013 12:36

КЭСК любит деньги, по общедомовому предъявляют не слабые суммы, а вот работоспособность квартирных счетчиков их мало интерисует хотя имеются прямые договора с жильцами, зачем напрягаться, разницу ТСЖ заплатит. Прверили счетчики самостоятельно, благо установлены в подъезде, а не в квартирах, есть счетчики не рабочие, у большинства неправильно работают тарификаторы. Запросить у… Читать далее »

ткг9
ткг9
20.10.2013 14:52

почему их никто не проверяет? почему расчетный центр с братом гайзера никто не проверяет?? что не знают что там твориться с нашими деньгами???