Кому улыбнулись звёзды

3 ноября выездным спектаклем в  Доме культуры села Визинга  открылся фестиваль «Оперу «Куратов» –...

14:02. 3 ноября, 2010  
  
10
3 ноября выездным спектаклем в  Доме культуры села Визинга  открылся фестиваль «Оперу «Куратов» – на село». Исследователь коми культуры Надежда Митюшева рассказывает по просьбе редакции, как рождалась эта опера.

 


Какой бы сложной и неподъёмной ни представлялась задача создания этого спектакля, увековечивающего в музыке жизнь и творчество основоположника коми литературы Ивана Алексеевича Куратова, его авторы справились с ней блестяще.
Первым триумфом коми профессионального музыкального искусства стала опера на коми языке «Усть-Куломское восстание», премьера которой  прошла в марте 1942 года. Постановка её входила в план празднования 20-летия Коми автономии в августе 1941 г., по ней принималось решение республиканского правительства. Война отменила юбилейные торжества, но заставить музы замолчать не смогла.

Балет “Яг-Морт”, показанный в дни празднования 40-летия образования Коми АССР, стал событием культурной  жизни. Делавший первые шаги в искусстве коми художник Василий Игнатов как раз тогда увлёкся  фольклорным сюжетом о Яг-Морте и уже имел к нему наброски. Танцор Геннадий Тренев работал над либретто собственной постановки (затем и балета) по этой же легенде. После неудачной попытки привлечь московского композитора,  музыкой  занялся Яков Перепелица, знавший коми музыкальный фольклор. Так родился балет – его пятая редакция и сегодня идёт в Театре оперы и балета в Сыктывкаре.

Третье сценическое творение – опера «Куратов». Увиденное и услышанное в театре 2 октября 2009 года казалось чудом, как когда-то премьера «Усть-Куломского восстания» (о чём можно судить по обстоятельной рецензии в газете «Ворлэдзысь» 4 апреля 1942 г.) или премьера «Яг-Морта».

Невероятно! На сцене – сам Куратов, поёт свои стихи! К примеру, «Коми кыв»: партия исполняется  в нужной  по сюжету сцене спора между чиновниками-русификаторами и группой  демократической молодёжи во главе с Куратовым. Его заключительная музыкальная фраза  о будущем языка вызывает овации. Артист Анатолий Измалков, исполняющий роль поэта, в гриме и Куратов на известных портретах похожи как две капли воды, и это пятьдесят процентов успеха.  В целом же хрестоматийный Куратов благодаря опере становится роднее, ближе и понятнее людям, а страницы его биографии по-настоящему волнуют.

Истоки оперы уводят нас в далёкие 1980-е годы. Тогда поэт Альберт Ванеев задумал оперу об Иване Куратове, о котором, как многолетний исследователь его жизни и творчества, знал всё,  кроме того, как превратить научные знания филолога и куратоведа в произведение для сцены. Он накупил оперных либретто, стал их изучать, чтобы понять законы музыкальной драматургии.

На коми языке привычны для зрителей, да и для исполнителей эстрадный репертуар и народные песни. А тут опера, и нужны арии, дуэты, трио, куплеты, хоровые песни. Герои – реальные исторические лица: поэт и учитель Иван Куратов,  его возлюбленная Сандра, его друг-семинарист Павел,  политссыльный Войнаральский, протоиерей Кокшаров, чиновник Левицкий. У каждого – свой характер, своя судьба, своя любовь, свой социальный статус. И весь материал надо вложить в либретто, чтобы артистам было что играть и петь,  композитору  было что выразить в музыке, зрителям было за чем следить и  что  переживать. А средств у автора только два: сюжет и поэтическое слово.

В 1973 г. у Альберта Ванеева уже был опыт работы над куратовской темой. Это поэма «Иван Куратов», опубликованная к 100-летию со дня смерти поэта-классика. Критика нашла в ней много недостатков. В либретто они преодолены. Но лиризм поэмы в опере не только сохранён, а даже усилен за счёт любовных  историй трёх главных героев. В оперу из поэмы перешли ария матери при проводах Ивана на учёбу в Яренск и прощальная песня Сандры. Забегая вперёд, отметим вот что. Когда композитор Сергей Носков прочитал либретто, то решил, что в руках у него – алмаз, а ему самому требуется лишь сделать огранку. Он понимал, что по жанру это будет песенная опера, ведь только такая станет понятной и доступной массовому  зрителю.

Ванеев закончил либретто в марте 1984 года. Естественно, возникает вопрос: почему ни Минкультуры, ни сам поэт не торопились с постановкой? В семье Ванеева я получила такой ответ. Татьяна Альбертовна (дочь): «Завершив  либретто, отец тут же переключился на другие дела: в науке – на разработку концепции Куратовской энциклопедии, в поэзии – на перевод сонетов Шекспира».

Из этой же серии вопросы: почему из Сыктывкара в оперные столицы улетали местные выпускники консерваторий  с прекрасными голосами, почему невостребованными лежали в столах симфонические произведения коми композиторов Александра Рочева, Александра Горчакова, Сергея Носкова?

Не желая больше писать музыку «в стол», Носков в 1992 году  решил обосноваться в Англии и здесь искать возможности для самореализации. Именно в Лондоне он ощутил себя свободным коми композитором. Его принимают в члены Британской академии композиторов.

Я спрашивала режиссёра Ию Петровну Бобракову и композитора Александра Гениевича Горчакова: «К тому времени уже 8 лет либретто лежало в Министерстве культуры. Разве нельзя было уже тогда заказать музыку Сергею Носкову?»  Ответы были похожими. Никому и в голову не могла бы прийти такая мысль! К  молодым композиторам относились с недоверием. В такой обстановке проявить себя было очень трудно.

Задумываясь о событиях последних 25 лет, приходишь к мысли: Министерство культуры сделало ставку на  возрождение фольклора, повышение мастерства самодеятельных артистов и композиторов. А  музыкальное сценическое искусство развивалось через  поддержку фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Не спасло и то, что у Ванеева в Минкультуры был покровитель  –  замминистра по искусству Николай Белых (1940-1991). Именно ему из дома творчества в Крыму была послана рукопись либретто. Но в 1986 г. Николай Федорович ушёл из министерства и возглавил новый журнал для детей «Би кинь».

Об оперном либретто надолго забыли. А как именно вспомнили, рассказала Ия Бобракова, главный режиссёр Театра оперы и балета РК: «Мой сын, журналист Игорь Бобраков, летом 2007 года совершил турпоездку в Англию,  потом рассказал, как он там общался с Сергеем Носковым,  другом юности. В юбилейном концерте в 1989 году исполнялись две его песни на стихи Ивана  Куратова. А может, он напишет и музыку к «Куратову»? Игорь подвёл меня к компьютеру и велел продиктовать письмо с этим предложением».

После положительного ответа перед Бобраковой встала задача найти поддержку в администрации театра и Министерстве культуры. Тогдашний министр  Надежда Боброва договорилась о встрече с Главой РК, на которую Ия Петровна пошла уже вдвоём с директором театра. Владимир Торлопов и Валентина Судакова не устояли перед  доводами Ии Петровны, которая напомнила и о приближающемся 170-летии Ивана Куратова. Взаимопонимание было достигнуто. Театру на постановку был обещан  миллион рублей.  Спустя месяц  в Сыктывкар из Лондона прилетел  композитор – для знакомства с труппой, встречи с постановщиком и подписания договора.

У каждого из  творцов  оперы «Куратов» своя роль, своя миссия. Альберт Ванеев на 25 лет опередил время. Сергей Носков сохранился как коми композитор в далекой Англии. Ия Петровна Бобракова, не имея видимых сторонников коми оперного искусства в Сыктывкаре, в одиночестве выстрадала и осуществила свою мечту, до этого реализовывая любовь к коми музыке постановками  юбилейных программ. И звёзды им улыбнулись, как выразился в нашей беседе один чиновник из Министерства культуры, искренне радуясь после успешной премьеры оперы.

По словам вдовы Ванеевой – Ирины Михайловны, она передала Бобраковой либретто 31 января 2007 года, то есть задолго до того, как на «горизонте» появился лондонский изгнанник. А на финишную прямую, закончившуюся премьерой, опера «Куратов» вышла 2 октября 2009 года. Ия Петровна оказалась провидцем. Кроме того, ей удалось зарядить коллектив театра энергией на эту постановку, что тоже стоило немалых усилий. Нам, зрителям, остаётся благодарить Ию Петровну и всех тех, кто понял и поддержал её. Думается, что у коми оперы с каждой её постановкой будет всё больше поклонников.
 

Поделиться в соцсетях

guest
10 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Слушатель со стажем
Слушатель со стажем
03.11.2010 18:37

К сожалению, Надежда Митюшова изложила изложила историю национальной оперы очень своеобразно. Непонятно, например, почему у оперы “Усть-Куломское восстание” (которую автор называет “первым триумфом национального искусства”) не назван ее автор А. А. Воронцов? Почему забыта опера (на тот же сюжет) “Гроза над Усть-Куломом” композитора Г. Дехтярова? А как можно было забыть… Читать далее »

возмущён до глубины души
возмущён до глубины души
03.11.2010 18:49

Да эта Надежда Митюшева вообще какая-то “левая” – “исследователь коми культуры”, бля.

Габыш
Габыш
03.11.2010 18:53

Ну она считается типа патриот, знаток и единственный защитник коми народа, а сама по ходу и в театре не бывала никогда.

С.А.
С.А.
03.11.2010 18:57

Артист Анатолий Измалков, исполняющий роль поэта, в гриме и Куратов на известных портретах похожи как две капли воды, и это пятьдесят процентов успеха. ================================ Только свою оперную партию Анатолий Измалков никак выучить не может уже столько времени. На сцене поёт подглядывая в тетрадку, которую постоянно держит в руках, временами засовывая… Читать далее »

не много знаю
не много знаю
03.11.2010 20:02

уважаемую Надежду. Она в театр ходит, и в архивах работает, и за народ болеет… Но для таких обзорных материалов профессионализма в теме не хватает явно. Тут упущение редакции. Могли бы посоветоваться с узким специалистом.

Церетели - коми народу
Церетели - коми народу
04.11.2010 10:13

Я могу увековечить для коми народа сцену тот исторический момент, когда Игорь Бобраков подводит Ию Петровну к компьютеру и велит ей продиктовать письмо Сергею Носкову с предложением написать оперу “Куратов”. Эту скульптуру можно установить около театра оперы и балета.Если пожелаете, могу сделать скульптуру выше самого театра.Только заранее скажите какой был… Читать далее »

местный
местный
04.11.2010 10:18

Народу Коми крупно не повезло, если историю её культуру исследуют такие несерьёзные люди как Надежда Матюшева.

Х. Моржевой
Х. Моржевой
04.11.2010 12:42

Ия Бобракова много крови попортила композитору Сергею Носкову с оперой “Куратов”. В итоге она отстранила его от постановки. Несколько номеров (удачных, по мнению композитора) она выкинула. Например, изъяла сцену с пьяным мужиком, утверждая, что это нетипично для коми деревни.
Совсем уж деградировала старушка.

"Театралу" Моржевому
"Театралу" Моржевому
10.11.2010 05:10

Это право режиссера.

Читатель-Церетели
Читатель-Церетели
10.11.2010 05:58

Браво…именно вас и не хватает коми народу…