Кому улыбнулись звёзды

3 ноября выездным спектаклем в  Доме культуры села Визинга  открылся фестиваль «Оперу «Куратов» –...

14:02. 3 ноября, 2010  
  
10
3 ноября выездным спектаклем в  Доме культуры села Визинга  открылся фестиваль «Оперу «Куратов» – на село». Исследователь коми культуры Надежда Митюшева рассказывает по просьбе редакции, как рождалась эта опера.

 


Какой бы сложной и неподъёмной ни представлялась задача создания этого спектакля, увековечивающего в музыке жизнь и творчество основоположника коми литературы Ивана Алексеевича Куратова, его авторы справились с ней блестяще.
Первым триумфом коми профессионального музыкального искусства стала опера на коми языке «Усть-Куломское восстание», премьера которой  прошла в марте 1942 года. Постановка её входила в план празднования 20-летия Коми автономии в августе 1941 г., по ней принималось решение республиканского правительства. Война отменила юбилейные торжества, но заставить музы замолчать не смогла.

Балет “Яг-Морт”, показанный в дни празднования 40-летия образования Коми АССР, стал событием культурной  жизни. Делавший первые шаги в искусстве коми художник Василий Игнатов как раз тогда увлёкся  фольклорным сюжетом о Яг-Морте и уже имел к нему наброски. Танцор Геннадий Тренев работал над либретто собственной постановки (затем и балета) по этой же легенде. После неудачной попытки привлечь московского композитора,  музыкой  занялся Яков Перепелица, знавший коми музыкальный фольклор. Так родился балет – его пятая редакция и сегодня идёт в Театре оперы и балета в Сыктывкаре.

Третье сценическое творение – опера «Куратов». Увиденное и услышанное в театре 2 октября 2009 года казалось чудом, как когда-то премьера «Усть-Куломского восстания» (о чём можно судить по обстоятельной рецензии в газете «Ворлэдзысь» 4 апреля 1942 г.) или премьера «Яг-Морта».

Невероятно! На сцене – сам Куратов, поёт свои стихи! К примеру, «Коми кыв»: партия исполняется  в нужной  по сюжету сцене спора между чиновниками-русификаторами и группой  демократической молодёжи во главе с Куратовым. Его заключительная музыкальная фраза  о будущем языка вызывает овации. Артист Анатолий Измалков, исполняющий роль поэта, в гриме и Куратов на известных портретах похожи как две капли воды, и это пятьдесят процентов успеха.  В целом же хрестоматийный Куратов благодаря опере становится роднее, ближе и понятнее людям, а страницы его биографии по-настоящему волнуют.

Истоки оперы уводят нас в далёкие 1980-е годы. Тогда поэт Альберт Ванеев задумал оперу об Иване Куратове, о котором, как многолетний исследователь его жизни и творчества, знал всё,  кроме того, как превратить научные знания филолога и куратоведа в произведение для сцены. Он накупил оперных либретто, стал их изучать, чтобы понять законы музыкальной драматургии.

На коми языке привычны для зрителей, да и для исполнителей эстрадный репертуар и народные песни. А тут опера, и нужны арии, дуэты, трио, куплеты, хоровые песни. Герои – реальные исторические лица: поэт и учитель Иван Куратов,  его возлюбленная Сандра, его друг-семинарист Павел,  политссыльный Войнаральский, протоиерей Кокшаров, чиновник Левицкий. У каждого – свой характер, своя судьба, своя любовь, свой социальный статус. И весь материал надо вложить в либретто, чтобы артистам было что играть и петь,  композитору  было что выразить в музыке, зрителям было за чем следить и  что  переживать. А средств у автора только два: сюжет и поэтическое слово.

В 1973 г. у Альберта Ванеева уже был опыт работы над куратовской темой. Это поэма «Иван Куратов», опубликованная к 100-летию со дня смерти поэта-классика. Критика нашла в ней много недостатков. В либретто они преодолены. Но лиризм поэмы в опере не только сохранён, а даже усилен за счёт любовных  историй трёх главных героев. В оперу из поэмы перешли ария матери при проводах Ивана на учёбу в Яренск и прощальная песня Сандры. Забегая вперёд, отметим вот что. Когда композитор Сергей Носков прочитал либретто, то решил, что в руках у него – алмаз, а ему самому требуется лишь сделать огранку. Он понимал, что по жанру это будет песенная опера, ведь только такая станет понятной и доступной массовому  зрителю.

Ванеев закончил либретто в марте 1984 года. Естественно, возникает вопрос: почему ни Минкультуры, ни сам поэт не торопились с постановкой? В семье Ванеева я получила такой ответ. Татьяна Альбертовна (дочь): «Завершив  либретто, отец тут же переключился на другие дела: в науке – на разработку концепции Куратовской энциклопедии, в поэзии – на перевод сонетов Шекспира».

Из этой же серии вопросы: почему из Сыктывкара в оперные столицы улетали местные выпускники консерваторий  с прекрасными голосами, почему невостребованными лежали в столах симфонические произведения коми композиторов Александра Рочева, Александра Горчакова, Сергея Носкова?

Не желая больше писать музыку «в стол», Носков в 1992 году  решил обосноваться в Англии и здесь искать возможности для самореализации. Именно в Лондоне он ощутил себя свободным коми композитором. Его принимают в члены Британской академии композиторов.

Я спрашивала режиссёра Ию Петровну Бобракову и композитора Александра Гениевича Горчакова: «К тому времени уже 8 лет либретто лежало в Министерстве культуры. Разве нельзя было уже тогда заказать музыку Сергею Носкову?»  Ответы были похожими. Никому и в голову не могла бы прийти такая мысль! К  молодым композиторам относились с недоверием. В такой обстановке проявить себя было очень трудно.

Задумываясь о событиях последних 25 лет, приходишь к мысли: Министерство культуры сделало ставку на  возрождение фольклора, повышение мастерства самодеятельных артистов и композиторов. А  музыкальное сценическое искусство развивалось через  поддержку фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Не спасло и то, что у Ванеева в Минкультуры был покровитель  –  замминистра по искусству Николай Белых (1940-1991). Именно ему из дома творчества в Крыму была послана рукопись либретто. Но в 1986 г. Николай Федорович ушёл из министерства и возглавил новый журнал для детей «Би кинь».

Об оперном либретто надолго забыли. А как именно вспомнили, рассказала Ия Бобракова, главный режиссёр Театра оперы и балета РК: «Мой сын, журналист Игорь Бобраков, летом 2007 года совершил турпоездку в Англию,  потом рассказал, как он там общался с Сергеем Носковым,  другом юности. В юбилейном концерте в 1989 году исполнялись две его песни на стихи Ивана  Куратова. А может, он напишет и музыку к «Куратову»? Игорь подвёл меня к компьютеру и велел продиктовать письмо с этим предложением».

После положительного ответа перед Бобраковой встала задача найти поддержку в администрации театра и Министерстве культуры. Тогдашний министр  Надежда Боброва договорилась о встрече с Главой РК, на которую Ия Петровна пошла уже вдвоём с директором театра. Владимир Торлопов и Валентина Судакова не устояли перед  доводами Ии Петровны, которая напомнила и о приближающемся 170-летии Ивана Куратова. Взаимопонимание было достигнуто. Театру на постановку был обещан  миллион рублей.  Спустя месяц  в Сыктывкар из Лондона прилетел  композитор – для знакомства с труппой, встречи с постановщиком и подписания договора.

У каждого из  творцов  оперы «Куратов» своя роль, своя миссия. Альберт Ванеев на 25 лет опередил время. Сергей Носков сохранился как коми композитор в далекой Англии. Ия Петровна Бобракова, не имея видимых сторонников коми оперного искусства в Сыктывкаре, в одиночестве выстрадала и осуществила свою мечту, до этого реализовывая любовь к коми музыке постановками  юбилейных программ. И звёзды им улыбнулись, как выразился в нашей беседе один чиновник из Министерства культуры, искренне радуясь после успешной премьеры оперы.

По словам вдовы Ванеевой – Ирины Михайловны, она передала Бобраковой либретто 31 января 2007 года, то есть задолго до того, как на «горизонте» появился лондонский изгнанник. А на финишную прямую, закончившуюся премьерой, опера «Куратов» вышла 2 октября 2009 года. Ия Петровна оказалась провидцем. Кроме того, ей удалось зарядить коллектив театра энергией на эту постановку, что тоже стоило немалых усилий. Нам, зрителям, остаётся благодарить Ию Петровну и всех тех, кто понял и поддержал её. Думается, что у коми оперы с каждой её постановкой будет всё больше поклонников.
 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
10 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Читатель-Церетели"Театралу" МоржевомуХ. МоржевойместныйЦеретели - коми народу Recent comment authors
новые старые популярные
Слушатель со стажем
Гость
Слушатель со стажем

К сожалению, Надежда Митюшова изложила изложила историю национальной оперы очень своеобразно. Непонятно, например, почему у оперы “Усть-Куломское восстание” (которую автор называет “первым триумфом национального искусства”) не назван ее автор А. А. Воронцов? Почему забыта опера (на тот же сюжет) “Гроза над Усть-Куломом” композитора Г. Дехтярова? А как можно было забыть… Читать далее »

возмущён до глубины души
Гость
возмущён до глубины души

Да эта Надежда Митюшева вообще какая-то “левая” – “исследователь коми культуры”, бля.

Габыш
Гость
Габыш

Ну она считается типа патриот, знаток и единственный защитник коми народа, а сама по ходу и в театре не бывала никогда.

С.А.
Гость
С.А.

Артист Анатолий Измалков, исполняющий роль поэта, в гриме и Куратов на известных портретах похожи как две капли воды, и это пятьдесят процентов успеха. ================================ Только свою оперную партию Анатолий Измалков никак выучить не может уже столько времени. На сцене поёт подглядывая в тетрадку, которую постоянно держит в руках, временами засовывая… Читать далее »

не много знаю
Гость
не много знаю

уважаемую Надежду. Она в театр ходит, и в архивах работает, и за народ болеет… Но для таких обзорных материалов профессионализма в теме не хватает явно. Тут упущение редакции. Могли бы посоветоваться с узким специалистом.

Церетели - коми народу
Гость
Церетели - коми народу

Я могу увековечить для коми народа сцену тот исторический момент, когда Игорь Бобраков подводит Ию Петровну к компьютеру и велит ей продиктовать письмо Сергею Носкову с предложением написать оперу “Куратов”. Эту скульптуру можно установить около театра оперы и балета.Если пожелаете, могу сделать скульптуру выше самого театра.Только заранее скажите какой был… Читать далее »

местный
Гость
местный

Народу Коми крупно не повезло, если историю её культуру исследуют такие несерьёзные люди как Надежда Матюшева.

Х. Моржевой
Гость
Х. Моржевой

Ия Бобракова много крови попортила композитору Сергею Носкову с оперой “Куратов”. В итоге она отстранила его от постановки. Несколько номеров (удачных, по мнению композитора) она выкинула. Например, изъяла сцену с пьяным мужиком, утверждая, что это нетипично для коми деревни.
Совсем уж деградировала старушка.

"Театралу" Моржевому
Гость
"Театралу" Моржевому

Это право режиссера.

Читатель-Церетели
Гость
Читатель-Церетели

Браво…именно вас и не хватает коми народу…