Большой путь театра

От передвижного до академического

13:43. 28 октября, 2010  
  
0
В эти дни Академический театр драмы имени Виктора Савина отмечает свой юбилей – 80 лет с момента основания. Редакция «Красного знамени» предлагает читателям познакомиться с любопытным документом – докладом об истории коми театра, подготовленным его артистом И.Н. Поповым ещё в июне 1969 года. Документ этот ранее никогда не публиковался. Стиль автора сохранён.

Люди и история театра

До  тридцатых  годов  в республике вообще не было профессионального театра. Культура народа была очень низкая. У освобождённого от вечной эксплуатации и угнетения коми народа под влиянием такого фактора, каким являлась впервые свобода, труд на себя, труд на всех, постепенно зарождалась потребность на зрелище.

В сёлах открываются народные дома, избы-читальни, которые были местом, где  собиралась молодёжь и занималась самодеятельным   творчеством и пропагандой основных целей новой жизни.

1930 год явился годом появления первого профессионального русского драматического театра в г. Сыктывкаре. Это был театр, приглашённый в октябре этого года из г. Вологды под руководством Анатолия Степановича Ходырева.

Русский драматический театр явился подлинным представителем великого русского народа, который прислушивался к требованиям коми народа. По решению Коми областной партийной организации организуются при русском театре краткосрочные курсы по подготовке коми артистов из молодёжи коренного населения коми.

Это и дало возможность организовать первый полупрофессиональный коми театр. Это и был КИПТ – Коми инструктивный передвижной театр. Свой первый сезон КИПТ начал 8 октября 1930 года.

Русский театр работал в основном в городе Сыктывкаре, а КИПТ постоянно разъезжал по сёлам, лесным и сплавным пунктам, зимой и летом, на плотах, лошадях, пешком. Первыми коми артистами были: В. Сахаров, П. Мысов, Н. Дьяконов, А. Каликова, Л. Козлов, А. Малыгин, С. Ермолин, И. Кайдалов и т.д.

Укрепление коми театра

В 1932 году Коми облоно, в ведении которого находился коми театр, направляет 25 парней и девушек коренной национальности на учёбу в лучшее театральное заведение страны, в Ленинградское государственное театральное училище, на четыре года и организует Коми национальную мастерскую под руководством Н.И. Комаровской и Я.Б. Фрида.
В июле 1936 года 20 парней и девушек оканчивают театральное училище и возвращаются в Сыктывкар высококвалифицированными специалистами для работы в коми театре.

В августе 1936 года организуется и открывается первый профессиональный Коми Республиканский драматический театр, объединённый с КИПТ-ом.

Первые профессиональные коми артисты: П. Мысов, И. Аврамов, А. Зин, А. Русина, С. Пылаева, С. Ермолин, Ф. Юранева, А. Пылаева, Н. Дьяконов, Т. Пунегова и другие.

Первый профессиональный коми театр начал свою работу и открыл свой первый сезон в августе 1936 года с репертуаром, подготовленным в период учёбы в Ленинграде: «Егор Булычев и другие» А.М. Горького, «Лес» Н. Островского, «Слуга двух господ» К. Гольдони.

Коренное население коми ждало спектакли близкие и понятные, но не было или почти не было коми драматургии.
За создание коми пьес взялись артисты театра Н. Дьяконов и С. Ермолин.

На сцене театра появились оригинальные коми пьесы Дьяконова и Ермолина: «Голубая запонь» и «Вороны» в 1938 году, «Домна Каликова» в 1939 году, «Усть-Куломское восстание» в 1940 году.

Одновременно коми театр исполнял советские русские пьесы. Вот репертуар этих же лет: «Платон Кречет» Корнейчука, «Слава» Гусева, «Земля» Н. Вирта, «Чапаев» Фурманова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Человек с ружьём» Н. Погодина.
Искусство коми народа быстро развивалось, и ещё более опережающими темпами росли потребности в искусстве. Было ясно, что через некоторое время потребуется новое пополнение для коми театра.

В 1938 году была направлена вторая группа молодёжи на учёбу в ГИТИС также из коренного населения Коми.

В годы войны

Июнь 1941 года. Великая Отечественная война, небывало жестокая война против фашизма. Вся страна превратилась в военный лагерь. Всё делалось для фронта, для победы над коварным врагом: более десяти коми артистов уехали на фронт на  защиту Отечества с оружием в руках. В. Выборов, Б. Фролов, С. Пылаев, А.  Ситкарев, Г. Бабинов, Н. Князев, А. Рочев, Г. Растворов, Н. Чевский, А. Козлов, С. Головин   пали смертью храбрых в боях за Родину.

Пешком, на санях, на открытых грузовых машинах зимой и летом, в любую погоду разъезжали артисты по всем сёлам, лесным и сплавным участкам, обслуживали колхозников, рабочих леса и сплава, интеллигенцию.

В городах Инте и Ухте был организован филиал Коми Республиканского театра под руководством заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Коми АССР П.О. Мысова. Артисты обслуживали  нефтяников, шахтёров, железнодорожников, которые без устали, самоотверженно выполняли важные задания партии для фронта.

Репертуар Республиканского драматического театра был подчинён требованиям военного времени. Он должен был воспитывать в народе ненависть к врагам и любовь к Родине.

В репертуаре театра были: «Шёл солдат с фронта»  Катаева, «Русские люди» Симонова. Из национальной драматургии: «В дни войны» Дьяконова и Ермолина, «Герой» Дьяконова, «Молодые патриоты» Ермолина.

Послевоенные годы

После войны возникает необходимость в пополнении творческого коллектива театра.

В 1946 году была организована театральная студия при коми театре сроком обучения два года.

В послевоенные годы коми театр перестроил свой репертуар с целью пропаганды лучших образов русской классической драматургии: «Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Последние» А.М. Горького.

С целью популяризации лучших сторон характера советского человека продолжал осуществлять постановки советских современных произведений: «Молодой гвардии» Фадеева, «Большой судьбы» Суркова, «За вторым фронтом» Собко.
Из коми национальной драматургии: «Свадьба с приданым» Дьяконова, «В предгорьях Тимана»  Федорова.

До 1949 года работали параллельно Коми Республиканский драматический театр и русский драматический театр.
В 1949 году они были объединены, и театр стал называться Объединённым Коми Республиканским драматическим театром.
Русские спектакли ставились объединённым составом, национальные пьесы – коми составом.

Такая совместная творческая работа коми и русских актёров в значительной степени помогла подъёму общей культуры в работе объединённого состава театра.

Из тридцати оригинальных коми пьес две оказались самыми счастливыми и удачными: «Свадьба с приданым» и «Сельские вечера». Они исполнялись в сотнях театров страны и даже за рубежом.

В 1957 году в городе Сыктывкаре организован Музыкальный театр, а в 1958 году объединённый Республиканский драматический театр сливается с Музыкальным театром. Новый театр стал называться Коми Республиканским музыкально-драматическим. Первыми спектаклями, с которых началась жизнь и деятельность Муздрамтеатра, были: «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, оперетта «Поцелуй Чаниты».

За время своего существования театр поставил и ряд национальных произведений: оперу «Усть-Куломское восстание» Воронцова, национальный балет «Яг-Морт» Перепелицы, «Песни к звёздам» Перепелицы, оперу «Домна Каликова» Архимандритова.

Объединённый театр работал до конца 1968 года. Жанровые различия, различия в процессе организации спектаклей не могли привести к полному творческому объединению. Поэтому в течение десяти лет драматический и музыкальный театры работали параллельно.

С целью предоставления творческой самостоятельности и производственной независимости к началу 1969 года музыкальный и драматический театры были разъединены.

Это было необходимо для дальнейшего более быстрого развития как драматического, так и музыкального театрального искусства республики.


В 1918 году В.А. Савин организовал труппу из любителей сцены и написал для неё драму на коми языке «Ыджыд мыж» («Большая вина»). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года и восторженно принят зрителем. В 1921 году сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Руководителем и режиссёром стал В.А. Савин. «Сыкомтевчук» функционировал около 8 лет.

27 октября 1980 года указом Президиума Верховного Совета СССР драматический театр награждён орденом Дружбы народов. В 1978 году театру присвоено имя Виктора Савина, а в 1995 году дано звание «академического».

Поделиться в соцсетях

avatar
1000