Музыка как предчувствие

Об истории создания национальной оперы в Республике Коми

14:29. 5 ноября, 2012  
  
3
Когда в 1921 г. была образована автономная область коми (зырян), перед общественностью встала задача её культурного возрождения: создание национальной школы, литературы и языка, печати, театра и музыки, в том числе и коми оперы.
 

Идея витала в воздухе 

Впервые вопрос об организации оперной труппы из местной молодёжи был рассмотрен 15 мая 1921 г. в Москве на заседании коллегии Зырянского представительства при Наркомнаце. Было решено забронировать максимум 10 мест в московской художественной студии; наметили смету расходов и даже предусмотрели сумму профессорской ставки за постановку голоса и дыхания.
 
Предпосылкой к постановке вопроса об организации оперной студии послужили одноактные стихотворные пьесы с элементами пения «Мича ныв», «Бур ань» и «Тун», которые были написаны Михаилом Лебедевым и назывались оперетками. Для их профессионального исполнения нужны были кадры вокалистов. Идея витала в воздухе. Пора уже замахнуться на национальную оперу, считал учёный-лингвист Илля Вась (Василий Лыткин). Известны два его печатных обращения к Лебедеву с этим предложением.
 
«Что ты замолчал, Лебедев, первый писатель, кто сумел в светлых песнях показать тяжёлую долю коми? Опер – вот что ждёт от тебя коми народ. Хороших, как «Мича ныв», мастерски сделанных, как «Прысь тун» (перевод с коми, газета «Удж», 1921 г.). «Мы ожидаем от Михаила Николаевича инсценировки его повести «Последние дни Перми Великой», создания на её основе оперы, большой коми оперы. И пусть не гонится за сценографией. Хотя повесть «Последние дни Перми Великой» – хорошая повесть на русском языке, но опера должна быть в два раза лучше» (перевод с коми, журнал «Парма ёль», 1923 г.).
 

Опыты и эксперименты

К концу 20-х годов после успеха первых коми опереток уже многие специалисты пришли к осознанию того, что этот жанр следует совершенствовать. «Из трёх опереток, написанных Лебедевым, «Тун» можно считать наиболее удачным произведением. Правда, термин «опера» (хотя и уменьшенный в «оперетку») для всех трёх произведений звучит несколько громковато. Скорее всего, это маленькие пьесы, исполняемые пением на известные коми и русские мелодии, – тем не менее… это тоже есть заготовки коми оперы» (газета «Югыд туй», 24 апреля 1928 г.). 
 

Сам Лебедев пробовал экспериментировать ещё 

в 1920 г., работая над третьей опереткой «Бур ань». Историк театра Вера Латышева в книге «Зарождение драматургии и театра народа коми» пишет: «Примечательно, что песни хора и песни молодёжи (ныв-зон) в оперетке «Бур ань» отличаются от песен остальных опереток Лебедева. Скорее это стихи поэта, порученные хору, ритм которых требует иной, чем хоровые песни, мелодии. По-видимому, Лебедев делал попытку приблизить свои произведения к оперному искусству, претендуя на мощный хор и монументальную эпичность при исполнении».
 
Всеми признавалось, что «нужно подготовить коми певцов и коми композиторов…» (журнал «Коми му», 1925 г.). Однако из-за экономических трудностей ещё долго кадровая проблема оставалась нерешённой. Хотя, начиная с 1922 г., представители коми молодёжи обучались музыке в техникумах и консерваториях страны. 
 

Всё ближе и ближе

В 1929 г. Виктор Савин разработал выстраданную им программу подготовки артистических кадров на двухгодичных курсах в Усть-Сысольске, но она не была осуществлена. В январе 1930 г. в статье на эту тему он писал: «Нам нужны не только драматические артисты, но и певцы. Коми не хотят отставать от других культурных народов. Песни – это недостаточно, мы намерены ставить и оперы. Поэтому в студии должно быть два отделения: театральное и музыкально-хоровое». Савин никогда не терял веру в творческий потенциал земляков: «Надеюсь, в гуще нашего народа найдутся хорошие голоса. Давайте начнём их выявлять в коми селениях. Думаю, найдутся в коми будущие Шаляпины (бас), Собиновы (тенор), Вальцевы (дискант) и Плевицкие (альт). Остаётся их выявить и обучить».
 
Позднее, работая в музыкальной секции областного радиокомитета, Виктор Савин приобрёл и первый опыт работы над коми оперой. Он переводит на коми язык либретто оперы Римского-Корсакова «Майская ночь», созданное по повести Гоголя. Режиссёр-постановщик – студент ГИТИСа Б.П. Семячков, исполнители – хор и оркестр коми радио, руководитель – Иван Оплеснин. 
 
Радиоверсия прозвучала в живом эфире трижды в трансляции из радиостудии. 
 
Как глоток свежего воздуха был встречен показ на областной художественной олимпиаде (1936 г.) в Сыктывкаре театрализованного свадебного обряда «Ныв сетм» («Выданье девушки») в исполнении коллектива художественной самодеятельности села Помоздино. «Народная музыка, пантомима, народные плачи и обряды – средства художественной выразительности пьесы… Большинство чувств невесты передаётся через причитание плакальщиц или хора девушек – подруг невесты» (В. Латышева). Автор инсценировки Вениамин Чисталёв (Тима Вень) определил жанр постановки как «опера-драма с прологом и эпилогом из старого быта коми для показа в театре». Она стала последним ярким событием в творческой судьбе писателя, загубленного в сыктывкарской тюрьме в 1939 году.
 
 Савин страстно желал видеть на родной земле богатую музыкальную жизнь. На протяжении более 10 лет он руководил городским хором, знал о музыкальности выпускников коми студии Ленинградского театрального училища 1936 г., основавших профессиональную труппу драмтеатра. Подтверждением готовности и его нацеленности на создание крупного музыкального произведения, возможно оперы, является его последняя пьеса «Крепость». К хранящейся в архиве рукописи были приложены мелодии песен и арий, которые должны были звучать в спектакле. Пьеса была закончена в октябре 1937 г. за несколько дней до ареста автора.
 

Рядом с Савиным

В 1970 г. в Сыктывкаре вышла книга «О коми музыке и музыкантах» Александра Осипова, в которой сказано, что в коми искусстве уже с 1942 г. существует национальная опера «Усть-Куломское  восстание». Музыка московского композитора профессора А.А. Воронцова при участии местного мелодиста-фольклориста П.А. Анисимова. Во всех газетных и книжных публикациях спектакль назывался музыкальной драмой, хотя Воронцов получал заказ на создание именно коми оперы. Проанализировав его музыку, Осипов пришёл к выводу, что она написана на основе песенных музыкальных традиций коми народа по законам оперного жанра. 
 
А музыковед А.А. Шер-гина задалась вопросом: мог ли творцом первой коми оперы стать сам Виктор Савин? По её мнению, оставайся Савин на свободе, он стал бы достойнейшим соавтором музыки Воронцова. В статье «Слово благодарности» она пишет: «Несбывшееся» воображается в виде лирико-комической оперы, исполненной мелодической красоты, задушевности, мягкого юмора, свойственной фольклору ненавязчивой поучительности, подлинной народности». 
Исследуя тему «Истоки музыкального языка В.А. Савина-композитора», Шергина выделяет в его песенном творчестве три этапа и отмечает профессионализм и знание  самоучкой-композитором теории музыки. Словно рядом с Савиным находится композитор-профессионал и подсказывает ему. Это мог быть профессор Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный.
 
В 1934 и 1936 годах Загорный приезжал в Сыктывкар. Подолгу находясь здесь, опубликовал в областной газете статьи: «За рост музыкальной культуры», «Музыка в коми театре». По его инициативе проблемам и перспективам музыкального образования и воспитания в Коми было посвящено совещание в облоно 24 июня 1934 г. Он написал музыку к трём дипломным спектаклям коми театральной студии: «Ревизор», «Коварство и любовь» и «Егор Булычёв и другие». Наконец, он был мужем Н.И. Комаровской, которая руководила этой студией в Ленинграде в 1932 – 1936 гг., и разделял её заинтересованность в становлении коми театра и музыки.
 
…4 октября 2009 г. на сцене Театра оперы и балета в Сыктывкаре состоялась премьера коми оперы «Куратов». На сегодняшний день это вершина музыкального коми искусства. Либретто – в стихах на коми языке, авторы – Альберт Ванеев и Сергей Носков. Музыка Носкова. Кстати, он все летние школьные каникулы проводил в Нёбдино у бабушки, которая приходилась матери Савина четвероюродной сестрой. Его всегда вдохновляло родство с Нёбдинса Виттором, как показало время, – судьбоносное. 
 
Путь, который, в конце концов, привёл к созданию коми национальной оперы, был долгим, и первыми на него вступили Михаил Лебедев, Виктор Савин и Вениамин Чисталёв. 

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Хулио ГанпечальТеатрал Recent comment authors
новые старые популярные
Театрал
Гость
Театрал

Странно, что исследовательница забыла про оперу Дехтярова (автора знаменитой песни”Оленек”) “Гроза над Усть-Куломо”, про оперы Б. Архимандритова “Домна Каликова”, оперу Я. Перепелицы “На Илыче”.
Видимо, г-жа исследователь чашу знаний осушила не до дна…

печаль
Гость
печаль

Занятно.Узбеки тоже оперу у себя организовали, по схожей схеме. Да вот не прижилась…У каждого народа – своя культура, свои традиции, корни свои. Глупо встраивать всех в общую модель. По моему мнению, коми оперы как таковой не существует. Можно считать иначе, можно, но – с одной поправкой: опера не имеет национальной… Читать далее »

Хулио Ган
Гость
Хулио Ган

встала задача её культурного возрождения
=========================================

Какое могло быть возрождение, если раньше ничего не было?
Возрождение – это появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения. Что, разве раньше была какая-то великая коми культура, которую разрушили?
Автор, со словами разберитесь сначала!