Дом на горе и его обитатели (ФОТО)

К 95-летию газеты «Красное знамя»

Автор:   
16:51. 2 сентября, 2012  
  
14
Продолжаем серию публикаций, посвященных предстоящему 95-летнему юбилею старейшей в Республике Коми газеты “Красное знамя”.
 
 
 
Недавно меня удивил один таксист. Когда я попросил его подвезти меня к Дому печати, он вдруг спрашивает: «Это где, по улице Савина, где типография?»… Не знать такой объект в Сыктывкаре, где всё, так сказать, дышит историей! Только на молодость водителя можно списать такое невежество.
 

Точка отсчёта

Если бы у меня попросили совета, с чего для гостей столицы республики начинать экскурсию, я бы предложил именно это место: площадку у Вечного огня, с одной стороны которой находится Коми научный центр, а с другой – Дом печати. И начать экскурсию логично было бы с цитирования выдержки из автобиографического романа Александра Рекемчука «Тридцать шесть и шесть». (Не забыть при этом сказать, что этот знаменитый писатель вырос на сюжетах, подсказанных в период его 10-летней работы в газете «Красное знамя», редакция которой как раз и находится в Доме печати). Вот эта выдержка:
 
«…Этот город был всё ещё полон сокровенных тайн. Некоторые тайны были просто сокрыты от его глаз, покуда он (Алексей Рыжов, герой романа – В.Т.) слонялся, осваиваясь, там, внизу, у реки. Их заслоняла гора. Но они сразу открылись, когда он взошёл на эту гору. Выяснилось, что там, наверху, есть ещё множество каменных зданий, слепящих белизною стен, сияющих светлыми окнами, целый город, невидимый, пока ты потерянно бродишь внизу.
 
…Через дорогу высилось здание с угловой ротондой, похожей на академическую ермолку, – и впрямь оказалось, что это здешний филиал Академии наук. Дальше красовался почтенными четырьмя этажами и развёрнутыми крыльями Дом печати, который ему и был нужен».  
 

Вместе с комиссарами 

Заглянем в историю. Здание было построено в 1936 году по проекту архитектора Ноткина из московской проектной конторы «Полиграф-объединение», на холме. Домом печати названо изначально, так как и воздвигалось в составе четырёхэтажного здания и одноэтажной типографии. Первые сваи были забиты весной 1933 года. С небольшой задержкой, за которую газета успела раскритиковать строителей на своих страницах, завершено строительство к началу 1936 года. Тогда и появился новый адрес издательства: Сыктывкар, Дом печати.  
 
После преобразования Коми области в республику в нём размещались, кроме издательства и редакций, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров (Совнарком) Коми АССР. Позже рядом с ним вырос ряд двухэтажных домов, а ещё позже впритык к Дому печати – три четырёхэтажных кирпичных. Поначалу эта улица называлась Совнаркомовская, а уж потом – Карла Маркса. Напротив Дома печати до войны стояло одно-этажное деревянное здание городского военкомата. Отсюда сыктывкарцы уходили на фронт. Сейчас здесь расположен памятник погибшим воинам (скульптор Владислав Мамченко).
 

Шли под «Красным знаменем»

Для многих краснознамёнцев, если не для всех, Дом печати, где и располагалась редакция газеты с первых же дней его эксплуатации, воспринимался как нечто более комфортное и родное, чем просто служебное помещение. В чём-то это объяснялось, действительно, своеобразной аурой его архитектуры. Светлые комнаты и даже коридоры, в которые естественное освещение проникало благодаря тому, что верхняя часть внутренних стен была остеклена, создавали ощущение воздушности здания и какой-то особенной теплоты. Когда, уже в наше время, стены сделали глухими, это очарование исчезло, как исчезает аромат тонких духов.
 
Однако самым существенным в этом восприятии было то, что здесь журналистам приходилось задерживаться порой до глубокой ночи, пока газета не будет «подписана в свет». Такие правила существовали, во-первых, в советские времена при партийных диктате и цензуре. А, во-вторых, когда была ещё высокая печать, значительно отстававшая от выпуска способом плоской печати, что применяется сегодня. В длительных бдениях были задействованы, кроме работников редакционного штаба (секретариата), дежурный редактор и так называемая «свежая голова». Первый назначался по графику из списка заведующих отделами, второй – из литсотрудников. Так что сия доля выпадала всем сотрудникам, и выражение «гонять чаи» было досконально известно всем.
 
Ещё одна деталь. Чтобы легче было коротать вынужденные ожидания экстренных сообщений по телетайпу из Кремля, на четвёртом этаже, где располагались редакции всех трёх республиканских газет – «Красного знамени», «Югыд туя» («Светлого пути») и «Молодёжи Севера» – в просторном зале находились бильярд, пианино и стол для игры в настольный теннис. Некоторые газетчики, чтобы сыграть партию в бильярд, куда всегда была очередь, даже обедом жертвовали, хотя и находилась-то столовая на первом этаже. Всё это давало хорошее сочетание умственной и физической нагрузки. Нередко в обеденные перерывы в зале проводились соревнования по троеборью: бильярд, настольный теннис и шашки.
 
 

Вспоминает писатель

 
А вот как описывает своё первое посещение Дома печати Александр Рекемчук:
 
«В вестибюле Дома печати навстречу ему (Алексею Рыжову – В.Т.) поднялась милиционерша с рядами латунных пуговиц на двубортном синем мундире, в портупее с кобурой, спросила, кого надо, куда идёт, он ей сказал, что к товарищу Улитину, она ему объяснила, что к товарищу Улитину на третий этаж. Он поднялся по широкой лестнице, уже ощущая в сердце уважение к высоте и лёгкий трепет. Семён Ильич принял его в просторном кабинете с панелями из крашеного инкруста, с большим письменным столом и грузными кожаными креслами… На столе лежали оттиски газетных полос, маркие, с глубокими продавленными буквами». 
 
Примечательно, что описанный в романе инкруст (а был он светло-коричневым) оставался на стенах редакции ещё и 30 лет спустя, а одно из глубоких грузных кресел (кстати, чёрного цвета) даже 40! Молодые журналисты считали (пусть это будет не для всех ушей), что сидеть в таком кресле одному было слишком расточительно для предлагаемого комфорта, а потому в гостях у них нередко бывали девушки. 
 

Шарков пронёсся

Рабочий день в редакции напоминал (да напоминает и сейчас) большой муравейник. С письмом в руках, газетной полосой или с новостью на устах люди носятся из кабинета в кабинет как заведённые. Самым импульсивным в пору моего прихода в газету был зав. отделом новостей и спорта Владимир Павлович Шарков. Не потому только, что ему это положено по штату. Он был взрывным и кипучим по натуре, неожиданно врывался в кабинеты, словно вихрь, и так же внезапно исчезал. В честь 50-летнего юбилея «Красного знамени» в 1968 году наш талантливый художник и фельетонист Володя Семёнов подготовил на коллег шаржи. Лучшим из них все называли рисунок, посвящённый Шаркову. На нём был изображён… кипящий чайник.   
 
Впрочем, человеку из новостного цеха, повторюсь, как раз и полагалось иметь такую натуру. Всё остальное в нём – от воспитания и образования. Последнего, правда, ему недоставало. Коллеги поговаривали, что у него не было документа о среднем образовании. Это не мешало Владимиру Павловичу выдавать подчас сенсационные материалы, информацией о которых его снабжали многочисленные знакомцы вплоть до личностей, широко известных в стране.  
 
Благодаря этим же качествам, а грубо говоря, пронырству, он был в коллективе неизменным председателем месткома. Организовать, добыть, привлечь, убедить, обаять, настоять, упросить – все эти глаголы были к нему применимы, как ордена к гвардейцу. А ведь к тому же Шарков и Великой Отечественной успел отдать свою неуёмную энергию.
 
Начало шестидесятых годов прошлого века. Деловая встреча в редакции. Журналисты (слева направо): Афанасий Елин, Владимир Шарков, Василий Сельков, Василий Кушманов, председатель Совмина республики Павел Безносов, редактор «Красного знамени» Борис Баблюк и зам. редактора Евгений Наместников. Фото «Красного знамени»
 

Привлечь в анналы!

Кто-то, может, захочет остановить мой пыл и втоптать в землю, но, ей-богу, в истории республики вполне можно найти местечко для истории Дома печати, которая, в свою очередь, немыслима без истории «Красного знамени».
 
Почему хотя бы не составить перечень знаменитых в стране, да и во всём мире, посетителей редакции?! Только в кабинете Шаркова побывали десятки широко известных людей, включая легендарных лыжников Вячеслава Веденина, Галину Кулакову, Раису Сметанину, Павла Колчина, Василия Рочева, Николая Бажукова… С чемпионом страны и Европы по борьбе Владимиром Паршуковым здесь как-то фотографировались все журналисты, в том числе из районных газет, находившиеся в это время в Доме печати. А ведь благодаря Владимиру Павловичу в большом его зале все обитатели здания могли пообщаться с мировыми звёздами – Юрием Левитаном, Вольфом Мессингом, Василием Сенюковым, Булатом Окуджавой, Яном Френкелем, со многими космонавтами…
 
Было в Шаркове что-то от шолоховских персонажей, вместе взятых, – Нагульного и деда Щукаря. В редакции его любили, да и он всем отвечал взаимностью.
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
14 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Боковиковый трэнд или правосудие в КомедустБыл на одном таком совещанииoвлада Recent comment authors
новые старые популярные
читатель
Гость
читатель

Спасибо,Валерий Николаевич.

Nтоже
Гость
Nтоже

Спасибо. Валерий Николаевеч, вы сделали важное дело…материал foreve///

Да, это факт
Гость
Да, это факт

Хай живе КЗ! Смерть врагам старейшего издания Зырянии! Банзай!

Аноним поневоле
Гость
Аноним поневоле

Несколько дней назад в Минкульте прошло совещание с руководителями всех организаций, которое провел зам.министра Просужих. На нем предупредили всех о том, чтобы они не имели никаких дел с Красным Знаменем. А если их сотрудники напишут что-нибудь для газеты, то у директоров будут неприятности. И это команда из ЖД.
Все возмущены, но…

Анониму
Гость
Анониму

И что – деятели культуры взяли под козырёк?

во как
Гость
во как

Чернов рвёт и мечет, психует, орёт, бьёт своим пухлым кулачком по столу – хочет, питерское тараканище, извести КЗ.

Кстати
Гость
Кстати

Не только руководство культуры собирали и предупреждали. Знакомый имеет отношение к спортивным чинушам и тоже говорил про запрет сверху на контакты с КЗ.

Вован
Гость
Вован

Если последние комментарии верны, то какая же это беспросветная глупость!

Добрая машина правды
Гость
Добрая машина правды

Соловьевой респект за то что не побоялась дать “Список Щиголева” 1. Руководитель СУ СК России по РК Басманов Николай Алексеевич. Сын – судья Конституционного суда РК Второй сын – прокуратура РК. 2. Перепелица Виктор Алексеевич, начальник отдела кадров прокуратуры РК Дочь -Семёнова Яна Викторовна: помощником прокурора г.Сыктывкара, муж Сергей –… Читать далее »

влада
Гость
влада

33. Агронович Михаил Григорьевич – судья Конституционного суда РК
Невестка – Агронович Юлия Николаевна – судья Сыктывкарского суда.

Хорошо быть невесткой нужного человечка. Молниеносный профвзлёт при любых “заслугах” гарантирован.

o
Гость
o

Задело то как. тролли налетели.

Был на одном таком совещании
Гость
Был на одном таком совещании

Начальство должно следить за тем, какие ссылки посещает сотрудник, где ставит “мне нравится”.

дуст
Гость
дуст

список не тот, сейчас растут другие хозяева жизни…лет через пять увидим.

Боковиковый трэнд или правосудие в Коме
Гость
Боковиковый трэнд или правосудие в Коме

3.Боковикова Надежда Владимировна-заместитель председателя ВС РК

Сын – Боковиков Александр Викторович – след.прок. Сыктывдин. р-на, в последствии работник аппарата прокуратуры РК, в настоящее время заместитель прокурора г.Сыктывкара.

Невестка – Боковикова Ольга Николаевна, помощник прокурора г.Сыктывкара.