Что осталось от Харбея (ФОТО)

Уникальное производство спустя годы

Автор:   
13:11. 25 августа, 2012  
  
1
О Харбее, где в середине прошлого века было открыто и эксплуатировалось вольфрам-молибденовое месторождение, мы уже писали. А что же осталось от этого уникального производства спустя годы? Можно ли использовать Харбей как один из пунктов экстремального туризма, а также для изучения ГУЛАГовской истории? Эти вопросы, кроме специфических научных, задавали себе сотрудники Сыктывкарского геологического музея имени А.А.Чернова, совершившие этим летом поездку на Харбейский рудник. 
 

Несбывшиеся надежды

Несколько слов об истории месторождения. Его экстренное вовлечение в промышленное освоение было обусловлено наличием здесь главного минерала, из которого получают молибден, используемый в металлургической промышленности, в частности, для легирования стали, получения сплавов и металлического молибдена. Сталь благодаря молибдену приобретает высокую твёрдость, вязкость, тугоплавкость, кислотоупорность и ряд других ценных свойств. Металлический молибден используется в производстве электроламп и электровакуумных приборов. Кроме того, молибден употребляется в химической, нефтеперерабатывающей, керамической, стекольной и других отраслях промышленности.
 
Часто Харбейский рудник называют первенцем горнорудной промышленности Полярного Урала. Это является правдой лишь отчасти. Действительно, здесь впервые была предпринята попытка создать добычное предприятие в этой части Уральских гор, однако она не привела к желаемому результату. За время освоения Харбейского месторождения была построена и запущена опытная горно-обогатительная фабрика, пройдены шахты «Разведочная» и «Капитальная», построена автодорога, связавшая рудник с железной дорогой, были построены жилой посёлок и линия электропередачи, а также собственная электростанция. Однако проводимые на месторождении горные работы шли с колоссальными убытками и сопровождались систематическим невыполнением планов. Уже через четыре года был поставлен на Харбее как промышленном объекте окончательный крест. И хотя в последующие годы неоднократно проводились работы по доразведке месторождения и его экономической оценке, однако оно постоянно признавалось бесперспективным с промышленной точки зрения из-за объективно малых запасов руды.
 
 

Вотчина Газпрома

Итак, поездка. Дорога от Микуни до Лабытнанги заняла у нас сутки. После того, как поезд перевалил на западный азиатский склон Полярного Урала, мы попали в некое «государство», где главным властителем является Газпром. Здания, сооружения, транспорт, снабжённые символикой газового гиганта или выкрашенные в его фирменные бело-синие цвета, были повсюду. 
 
Больше всего поразили широкая, отсыпанная скальным щебнем автострада, по которой могут ехать машины в несколько рядов, и идущая параллельно ей железная дорога с новёхонькими железными мостами над горными реками. Обе трассы начинаются на станции «Обская» и идут на север к Бованенково. Похоже, пока учёные и политики дискутируют, что лучше – «Белкомур» или «Урал промышленный – Урал Полярный», практики уже для себя всё решили и строят полярное примыкание к Северной железной дороге, которая вполне справится с перевозкой необходимых грузов.
 
Щебёночное «шоссе» значительно облегчило и сократило нам путь, и через несколько часов езды по вездеходной дороге-колее вдоль потрясающих по красоте и величию склонов гор мы были у цели. 
 
 

Приметы давних лет

Честно говоря, в первые минуты знакомства Харбей не произвёл на нас особого впечатления. До основания разрушенные небольшие домики бывшего горняцкого посёлка сплошь заросли кустарником. Много ржавого металла и различного мусора. И все это – на сравнительно небольшой площади вдоль склонов гор, между которыми быстро нёс свои воды широкий ручей Молибденитовый. 
 
Правда, прямо перед нами достаточно величественно возвышался копёр шахты «Разведочная», да белели на склоне горы развалины здания обогатительной фабрики. Однако не они обрадовали нас в первую очередь, а замечательный, чистый и просторный балок с железной печью и нарами, где мы не преминули расположиться. На территории посёлка была целая гора когда-то завезённого сюда угля, и он отлично горел, даря нам тепло, уют и горячую пищу.
 
Наверное, это место должно пользоваться популярностью у охотников. Недаром же за нами наблюдали многочисленные, огромные по размеру и совершенно непуганые зайцы. И ещё примечательная деталь: на другой стороне ручья стояла готовая к использованию деревянная баня. 
 
 

Лагерные следы

Не секрет, что Харбейское месторождение, как и многие другие источники минерального сырья, в известный период истории нашей страны осваивалось силами заключённых, которые составляли основной состав горняков. Сегодня на Харбее о 
 
ГУЛАГовском прошлом напоминает лишь небольшая территория на пологом склоне горы, на левом берегу ручья, напротив промышленной зоны рудника. Здесь прослеживаются остатки столбов и ограждения из колючей проволоки. «Колючка», ржавеющая на земле, встречается также около обогатительной фабрики и шахты «Разведочная». Если бы не этот непременный атрибут лагеря, то всё остальное, в принципе, – принадлежности любого горного предприятия.
 

Обогатительная фабрика

Обогатительная фабрика, пожалуй, наиболее сохранившееся здесь сооружение. Хотя крыша и стены здания обвалились от времени, однако передняя стена и перегородки уцелели. На месте и всё оборудование фабрики. Видимо из-за громоздкости «железяк» и дальности пути транспортировки охотники за металлом сюда наведаются не скоро.
 
Мы попытались обнаружить свидетельства того, где было изготовлено оборудование фабрики. Однако нашли лишь след единственной сорванной таблички на каком-то из агрегатов и клеймо на одной из «железяк» в виде асимметрично вытянутой книзу звезды. Возможно, многое оборудование изготавливали прямо на месте, о чём свидетельствуют грубые сварные швы на составных частях агрегатов фабрики.
 
На память о посещении мы взяли несколько чугунных шаров от мельницы, на которой измельчали добытую молибденитовую руду. Помимо фабрики, целые россыпи таких шаров нами были обнаружены и в посёлке. При желании ими можно было бы снабдить пиратский корабль для стрельбы из пушек по неприятелю. 
 

Тени прошлого

Следы огромного объёма проведённых здесь горных работ поражают. Склоны горы буквально изрезаны сетью длинных и глубоких канав, заложенных в скальном грунте для вскрытия рудных жил. Многочисленные отверстия заложенных когда-то штолен манят своей загадочностью и одновременно пугают: а вдруг случится обвал. Отвалы пустой породы, поднятой из глубины шахт, достойны сравнения с египетскими пирамидами. Копёр шахты «Разведочная» уцелел, а вот от «Капитальной» осталась лишь глубокая и отвесная дыра в скале. И кругом – остатки вагонеток, обломки кирок, одиночные рельсы, а также фрагменты узкоколейных дорог, связывавших штольни и шахты с обогатительной фабрикой.
 
Я всего на минуту представил себя заброшенным сюда волею времени и судьбы подневольным горнорабочим, долбающим в недрах скалы молибденитовую руду, и картина получившегося ада поторопила меня поскорее выбраться на свет из воображаемого мрака.
 
 
Конечно, это хорошо сохранившийся памятник ГУЛАГовского прошлого и горнопромышленной истории Полярного Урала. Поэтому вполне уместна установленная здесь скромная памятная табличка в честь неизвестных подневольных горняков, работавших на Харбее. Но одновременно следует признать, что история Харбея ещё ждёт своего исследователя. Пыль архивов и железо горного рудника могут принести много интересного и неожиданного. 
 
Спонсор публикации
На сайте http://izgotovleniepamyatnikov.ru/ Вы узнаете всё о памятниках и сможете осуществить заказ на выгодных условиях. На нашем сайте Вы сможете найти информацию о изготовлении ритульных памятников, о различных материалах для них и о актуальных ценах на памятники.
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
алекс-1
алекс-1
25.08.2012 20:46

люди помните прошлое и такое не должно повторится