Охотник за единорогом

В Сыктывкаре трудился знаменитый учёный-палеонтолог Валентин Теряев

Автор:
12:15. 9 декабря, 2011

Около трёх лет старшим научным сотрудником геологического сектора Базы АН СССР в Сыктывкаре работал учёный Валентин Александрович Теряев. Мало кто знает, что это был выдающийся учёный-палеонтолог, хотя и мелькнул он, как метеор, не только в нашей республике, но и в своей любимой палеонтологии. В этом году отмечается 120 лет со дня его рождения и 45 лет со дня смерти.

Сведения об учёном достаточно скупы. Родился в 1891 году в деревне Клетки Старицкого уезда Тверской губернии. Его отец и мать были земскими врачами. Учился Валентин Теряев в Тверской гимназии. В 1914 году окончил естественное отделение Московского университета и был оставлен на кафедре геологии. В 1917 году был призван на военную службу и работал геологом по водоснабжению в Управлении гидротехнических работ Западного фронта. После демобилизации в 1919 году вернулся в университет и был зачислен ассистентом кафедры палеонтологии. В 1928 году перешёл на работу в Геологический музей МГУ. Благодаря Теряеву коллекция музея пополнилась новыми экземплярами костных остатков шерстистых носорогов (эласмотериев) с побережья Каспийского моря, устья Волги, устья реки Урала и из других мест. В 1935 году ему было присвоено учёное звание доцента по кафедре палеонтологии.

Мифы и легенды

Представление о единороге как о сказочном животном с телом лошади и длинным рогом на голове сформировалось по историческим меркам сравнительно недавно. Наиболее древние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры и связаны с Древней Индией. Существует гипотеза, что образ единорога имеет под собой реальные основания от встреч древнего человека с таким животным. Подтверждением служит, например, якутская легенда про убийство копьём огромного чёрного быка, единственный рог которого был так велик, что на руках его невозможно было перенести, потребовались сани.

Имеются находки реальных древних животных, чей облик мог послужить прототипом единорога. Это эласмотерий, или шерстистый носорог, обитавший 1,5-2 млн. лет назад. Длина его тела достигала 4,5 метра, высота в холке – свыше 2 метров. Предполагалось, что вес животного составлял 4-5 тонн. Эласмотерий обладал крупным черепом с куполообразным вздутием лобных костей. Высота купола до 15 см, диаметр – около 30 см.

Каким же был зверь на самом деле?

Попытки восстановить внешний облик эласмотерия были многочисленными. Считается, что он обитал в степных ландшафтах. Обычно эласмотерий изображается покрытым шерстью животным с огромным рогом на лбу. Тем не менее ни один из рогов эласмотерия до сих пор не найден. По представлениям же  Теряева, эласмотерий вёл совершенно иной образ жизни. По его мнению, эласмотерий обликом и образом жизни больше напоминал бегемота. Он – типичный обитатель тростниковых и камышовых зарослей, неплохой пловец, питающийся водными растениями и их корневищами.

Другой особенностью теряевского эласмотерия является отсутствие рога на лбу. Считая тонкостенный лобный бугор одним из самых уязвимых  мест на черепе, так как именно в этом месте череп легко ломается пополам, Теряев воссоздал животное без рога, помещая последний лишь на кончике носа и изображая его в виде небольшого шипа. Учёный предлагал называть это животное «горболобом».

Обломали «рога» палеонтологу

В 1932 году результаты  своих исследований учёный изложил в книге «Эласмотерий СССР и его реставрация». Но она так и не увидела свет. Причины, не позволившие это осуществить, неизвестны, но логично предположить, что дело тут в особом видении Теряева.  В 1940 году он предпринял новую попытку опубликовать свою работу, и опять неудачно.

По совокупности работ, среди которых значительное место занимали статьи, посвящённые эласмотерию, Валентину Теряеву в 1938 году учёным советом Ленинградского горного института была присвоена степень кандидата геолого-минералогических наук без защиты диссертации. Однако это было если не концом, то длительнейшим перерывом в карьере палеонтолога. В 1938 г. Теряев уволился из Московского геологоразведочного института «в связи с прекращением работ по палеонтологии позвоночных». С 1939 по 1948 годы не вышло ни одной его работы. В 1948 году учёный опубликовал краткое изложение своей книги в журнале «Советская геология» и не печатался ещё 12 лет.

Скитания и метания

В 1938 году  Теряев перешёл на работу во Всесоюзный геологический фонд, а в 1940 году – в Московское геологическое управление центральных районов. В годы Великой Отечественной войны занимался изучением геологии Пензенской области. Непродолжительный период работы учёного в Сыктывкаре ознаменовался изучением строения хребта Сабля на Приполярном Урале. В 1946 и 1947 годах он проводил полевые исследования по маршруту от деревни  Аранец на реке Печора до подножия горы Сабли. Учёный составил краткое описание особенностей хребта и его геологического строения, а также перечень полезных ископаемых района: различные строительные материалы, горный хрусталь, асбест, слюды и сульфиды меди.

В 1948-1949 годах  Теряев работал в Архангельском научном стационаре, а затем возвратился в Москву и в 1949 году поступил на работу во Всесоюзный геологоразведочный нефтяной институт. В 1956 году некоторое время был старшим геологом Тургайской экспедиции Всесоюзного гидрологического треста. В том же году вышел на пенсию и занялся исследованием летающих ящеров – птерозавров. Последней работой  Теряева стало исследование, посвящённое бивням сибирского мамонта. Умер он 16 февраля 1966 года после тяжёлой и продолжительной болезни в Москве.

Как слово наше отзовётся

Хотя нет достоверных данных, почему так резко была оборвана карьера Валентина Теряева как палеонтолога, однако сам собой напрашивается вывод о том, что идти против устоявшихся взглядов и авторитетных мнений бывает трудно, а порой и опасно. Кроме того, видимо, дворянское происхождение учёного тоже сыграло свою негативную роль в Стране Советов. Известно, что имение Теряевых было национализировано в 1923 году, а сам он был из него выселен. Вопрос о присуждении Теряеву учёной степени и учёного звания положительно разрешился лишь в 1945 году, когда он получил соответствующие дипломы. В 1940 году Валентин Александрович начинал готовить диссертацию на соискание степени доктора биологических наук, но по разным причинам пришлось от этого отступиться.

Выдающийся советский геолог и палеонтолог, академик Владимир Меннер, оценивая вклад Валентина Теряева в отечественную и мировую науку, особо подчеркнул: «Память о критике, доказавшем несостоятельность ряда казавшихся бесспорными в палеонтологии положений, надолго сохранится среди знавших его специалистов, а его работы ещё долго будут учить молодёжь критическому отношению к принимаемым истинам».