С зелёным огоньком

На сыктывкарских таксистов смотрели с уважением, а иногда - с завистью

18:35. 16 сентября, 2010  
  
2
«Наши люди в булочную на такси не ездят», – эта фраза Нонны Мордюковой из к/ф «Бриллиантовая рука» отражала реальное положение дел в Советском Союзе. В самом деле, прокатиться с ветерком по городу тридцать лет назад считалось особым шиком. По советским представлениям, простые рабочие люди не могли позволить себе такую роскошь. О том, кто катался на такси по Сыктывкару в те времена, вспоминает таксист-пенсионер Иван Кичигин (на фото).

Синяя, с белыми шашечками

– Я пришёл работать на сыктывкарское автотранспортное предприятие в 1978 году. В таксопарке, который располагался по улице Гаражной, в то время было около пятидесяти машин. В основном это были автомобили марки «Волга» ГАЗ-2402 синего цвета с белыми шашечками на дверцах. Внутренняя отделка такси особенно не блистала – сиденья были обтянуты простым зелёным дерматином. О кондиционерах тогда и речи не было.

Стоянка таксистов располагалась в районе нынешнего Дома быта. Здесь находилась будка диспетчера – с виду обычный газетный киоск. Каждый час водители подъезжали к будке на отметку и получали адреса клиентов. Некоторые клиенты ждали прямо на стоянке.

Надо сказать, что никакой связи, кроме стационарных телефонов, тогда не было, рации – тем более. В случае, если машина таксиста ломалась во время рейса, связаться с диспетчером можно было, только позвонив ему из телефона-автомата, чтобы вызвали другого водителя. И как можно быстрее. Иначе за долгое отсутствие могли и наказать – заподозрить, что водитель «калымнул» в район. За калым водителю увеличивали план выручки. Не выполнишь план – не будет зарплаты. Именно из выручки складывалась его зарплата, которая по тем временам, в общем-то, была неплохая – 300-400 рублей в месяц.

С ветерком за два счётчика

В случае, если клиент отказывался ехать, он всё равно платил за вызов водителю один рубль. Интересный момент: никому и в голову не приходило, отказавшись от поездки, этот самый рубль таксисту не отдать. Мобильной связи тогда, естественно, не было, но диспетчер знал номер домашнего телефона, с которого поступил вызов. Он выговаривал нерадивому клиенту в том случае, если тот не выходил из квартиры. Но, как правило, таких было немного. Тогда время было такое – советское, со своим жизненным укладом.

Не было в то время и так называемых «кидал», когда человек ехал сразу по нескольким адресам и, попросив подождать, выходил из машины – и с концами. Он должен был оплатить проезд и в залог продолжения поездки сверху оставить рубль за ожидание. Как только таксометр этот рубль отсчитывал, таксист имел полное право уехать. Время ожидания зависело от суммы оставленных клиентом денег.

Выключите счётчик!

Больше всего клиентов раздражало тиканье счётчика. С момента включения счётчика «капало» 10 копеек, каждый последующий километр – еще 10. Кстати, в 1980 году такса в Сыктывкаре составляла уже 20 копеек за километр.
Некоторые особо нервные пассажиры просили: «Сделайте же что-нибудь с этим счётчиком!» Но выключение счётчика считалось грубым нарушением и жёстко каралось. Контролёр мог проверить наличие пломбы в любой момент в любой точке города. Для этого существовала специальная служба контроля.

Если пассажир не нравился таксисту, что бывало довольно часто, водитель мог использовать надпись «В парк»: мол, в таксопарк возвращаюсь, подвезти не могу. Дело в том, что водителю никогда не нравилось возить пассажиров по счётчику. Вот за «два счётчика» – с удовольствием. Сегодня у нас в стране совершенно не развита культура официальных такси именно потому, что подвезти могла совершенно любая машина – мол, нормальные люди не так наглы, как таксисты или водители «Волг».

Зелёный глаз прикрыл шапкой

Смысл припева песни Михаила Боярского «Зеленоглазое такси» нынешняя молодежь просто не понимает. Лампочка в правом верхнем углу на лобовом стекле означала, что такси свободно (эти зелёные лампочки отменили в начале 90-х, и обозначением такси стала служить картонная шашечная доска, выставленная на лобовое стекло).
Правда, водитель мог покалымить, закрыв зелёную лампочку шапкой, и провезти пассажира, не включая счётчик. Но эту хитрость выдавала разница между показаниями таксометра и спидометра. За большой «пустой» километраж опять же лишали премии.

Особой удачей для таксиста было обслуживание свадеб. Как правило, это не только хорошо оплачивалось, но и премировалось. Коллеги-таксисты про удачу собрата всегда знали. Не «проставиться» после свадьбы в таксопарке считалось зазорным. Закуску и спиртное выставляли в гараже прямо на газетке на широком капоте «Волги». Таксисты все вместе продолжали отмечать чужие свадьбы.

«Свой» среди чужих

Обкомовские чиновники на такси не ездили. У них были свои служебные машины – представительские чёрные «Волги», «Чайки». Но, набравшись в кабаке, они любили вызывать «своих» таксистов.

Кстати, номера машины мне попадались весьма символичные. Первая – 03-62. В то время бутылка водки стоила как раз 3 рубля 62 копейки. Когда беленькая подорожала до 4 рублей 12 копеек, получил вторую машину – 04-12. Эти цифры были настолько на слуху, что моя старенькая «Волга» была нарасхват, хотя в таксопарке были и авто поновее.
Охотно брали такси ресторанные завсегдатаи. К ресторанам «Вычегда» и «Сыктывкар» вызовы были довольны часты. «Тёпленькие» клиенты не скупились на чаевые, щедро накидывая сверху.

Таксист был для пассажира и психологом, и врачом. Иногда всю дорогу выслушивал жалобы на жизнь. Были случаи, когда мчался на всех парах в больничный городок, так как в салоне корчилась в предродовых схватках роженица.

При постоянном общении между водителем и клиентом возникали довольно тесные отношения. Сотрудники ресторана могли и дефицит подкинуть: сёмги, икры, колбаски и даже фруктов и овощей, которыми тоже в те времена магазины не баловали.

Болгары дарили лукум

Знаменитости в то время приезжали в столицу республики очень редко. Правда, удалось как-то провезти вокруг Центрального стадиона каскадёров из чехословацкого «Родео». Запомнилось их выступление: девушка-каскадёрша из этой группы выделывала сложные акробатические трюки на крышах двух  машин, едущих бок о бок на двух колёсах.

Часто приходилось подво-зить болгар, которые тогда заготовляли лес на Удоре. Маршрут был почти всегда одинаков – с вокзала в ресторан, из ресторана на вокзал. Они иногда подкидывали водителям такси импортный кофе, лукум и болгарскую косметику. Болгары были весёлые, общительные, щедрые и очень уж охочи до наших девушек.

На дорогах «теряли мосты»

В начале 1979 года появились дистанционные рации с зоной покрытия 60-70 километров. Работать стало удобнее. Диспетчер мог связываться с водителем и передавать сведения о клиенте. Но эти рации на дальних расстояниях подводили. Не брал сигнал в пасмурную погоду и в низменной местности.

Больше всего сыктывкарцы вызывали такси по ночам и до 11 часов утра (до начала работы винных магазинов). Ездили за спиртным в «Вычегду», ночное кафе на ул. Советской «Зарни ёль», «Юность» напротив Облсовпрофа. Винно-водочные отделы в магазинах закрывали после 20.00 и как раз до 11 утра. Кстати, уже тогда таксисты возили в багажнике бутылочку-другую для тех, «кто хорошо попросит».

Дороги в Сыктывкаре уже в те годы оставляли желать лучшего. Особенно не нравилось таксистам ездить в район Верхнего Чова, через который вывозили лес, вырубленный на месте взлётно-посадочной полосы строящегося нового аэропорта. «Теряли мосты» и в районе больничного городка по Сысольскому шоссе. Впрочем, картина нынче не очень-то изменилась.

После окончания смены машины оставляли в таксопарке. Чтобы не добираться домой на автобусе, а ночью и вовсе пешком, забивались в одну из машин коллег-таксистов, как сельди в бочке. Накрученную таксометром сумму делили на всех.

Многих из тех, кто работал со мной на «зеленоглазых» «Волгах», уже нет в живых. Когда смотрю на нынешние разношёрстные такси, всплывают воспоминания о нашем таксопарке. Время было другое, на таксиста в «Волге» всегда смотрели с уважением, а иногда и с завистью…

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
ЖД
ЖД
17.09.2010 13:40

да-да. так все и было)

Мдя
Мдя
18.09.2010 10:24

Хороший материал, спасибо автору