Народная азбука Республики Коми: буква Ш

"Красное знамя" продолжает рассказывать об истории региона

Автор:   
14:25. 30 октября, 2011  
  
1

Шпектор Игорь Леонидович

Экс-глава администрации Воркуты. Родился 5 октября 1938 года в Харькове в семье служащих. Образование: средне-техническое (теплотехник), высшее (инженер-строитель, инженер-теплотехник). Девять раз избирался депутатом районного и городского Советов Воркуты, трижды – депутатом Верховного Совета и Государственного Совета Республики Коми. С 1992 года – президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России, в состав которого входят 48 северных городов России. При его непосредственном участии разработан ряд законопроектов и постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, направленных на защиту интересов северян. Имеет печатные труды. Действительный член Российской академии естественных наук. С 2000 года является членом попечительского совета Центра стратегических разработок Северо-Запада России. Известен как пламенный патриот Воркуты, бескомпромиссно отстаивавший её интересы на самых разных «этажах власти».

Шаховы

Шаховы

Борис, Пётр и Георгий Федотовичи. Три брата из села Пожег, отсчитывающие свой род от Пера (девятое колено от основателя деревни Перфилия). Борис – партийный и профсоюзный деятель, автор романов и повестей, почётный гражданин Ухты. Пётр – писатель, главный редактор журнала «Войвыв кодзув», председатель Союза писателей Коми. Георгий – «секретный физик», главный конструктор крупного оборонного завода в Минске, лауреат Ленинской премии за изобретения в области космической навигации.

“Шондiбан”

Шондiбан

Самая популярная песня коми фольклора. Дословно переводится, как «солнцеликая». Песня дала название фольклорному празднику, пьесе и известному далеко за пределами республики фольклорному ансамблю из села Визинга.

Шерстнёв Николай Васильевич

Шерстнёв Николай Васильевич

(1905-1978). В 1955 году возглавил комбинат «Воркутауголь». Это был очень трудный период для Воркуты: шахты были переданы из ГУЛАГа в Министерство угольной промышленности со всемя своими недоработками и убожествами. Именно по его инициативе Воркута создала два пионерских лагеря, крупнейших в СССР (разумеется, за исключением общесоюзных здравниц типа Артека или Орлёнка) – в Геленджике и в Алексине: более тысячи детей отдыхало в каждом из них. 

Благодаря его напористости Воркута первой в Коми АССР получила телецентр.

Шувгей

Наименование «Шувгей» является производным от глагола шувгыны «шуметь, бушевать, свистеть, нестись с шумом». По своим свойствам Шувгей ничем не отличается от ветра как природного явления, однако воспринимается как враждебное человеку начало, исходящее из загробного мира. Шувгей имеет вид вихря, иногда смерча; в таком виде он разбрасывает сено, скошенное в праздничный день (Ильин или Прокопьев день). Однако более опасен Шувгей тем, что похищает людей. Человек, похищенный Шувгеем, становится невидимым для внешнего наблюдателя и уносится в вихре. Похищенные люди оказываются в лесу, предполагается их передвижение в ветре, над верхушками деревьев. Потерпевшие, которых «бросил» Шувгей, падают в болото, в реку. Сами похищенные воспринимают Шувгей по-разному. Ребёнку Шувгей может увидеться как хоровод веселящихся детей, зовущих к себе; если ребёнок протянет к ним хотя бы руку, то навсегда останется среди них, то есть во власти Шувгея.

Шева

Шева

Воплощение порчи, злого духа, сидящего в человеке, месть колдуна добрым людям, одержимость. Предания коми о Шеве схожи с историями, бытующими у большинства народов, населяющих планету. И всё-таки есть у Шевы свой исключительный, если можно так выразиться, колорит. Начнём с того, что её вполне можно было изготовить самому. Занимались этим, за редким исключением, колдуны. Мастерили злокозненную шеву в основном из всякого мусора. В ход шли: иголки от печной метлы, черёмуховые сердцевины, пепел, сор, засушенные, размельчённые в порошок части ящерицы. Бережно укладывали в берестяной кузовок и хранили в подполе или хлеву. Такая вот консервация. Если же в Шеве возникала нужда, следующей задачей было подкинуть её недругу в питьё или пищу в надежде, что человек забудет перекреститься перед едой. Подкидывали и на порог дома, на лестницу, ведущую в хлев, в другие места, где человек мог споткнуться, стукнуться и непременно выругаться. По мнению удорских коми, Шева в виде ящерицы могла заползти в человека, неосторожно заснувшего на земле. Увидев соринку, волос в тарелке, почувствовав его на языке, на губах, следовало сплюнуть и сказать: «Тьпу, Шева пырö» («Тьфу, шева заходит»). Почему же этого так боялись? Считалось, что, проникнув в человека, Шева «грызла» наиболее вкусные ткани, особо выделяя глазной белок. Её вселением объяснялись хронические заболевания.

Шыпича

 Шыпича

Могучий колдун. Жил у устья реки Сысола, там, где позже возник Усть-Сысольск. По одной версии, он всю жизнь провёл в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей. По другой версии, Шыпича был по происхождению русским, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, он вместе с награбленным богатством укрылся в Коми крае. По этой версии, Шыпича защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей.

Подобно другим могучим колдунам, Шыпича мог повелевать стихиями. Ему был послушен ветер. Умел путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров.

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Ш
Ш
30.10.2011 13:29

Тьпу, Шева пыр