Серебряные копи царя Ивана

Быль и легенды об экспедиции XV века, направленной Великим князем Иваном III в Усть-Цилемский район для обнаружения медных и серебряных руд

Автор:   
11:40. 6 сентября, 2011  
  
3

Самая знаменательная и одновременно самая загадочная дата в истории изучения геологических недр нашего края – 1491 год, когда, по сообщению русских летописей, дед Ивана Грозного, Великий князь Иван III, направил в район реки Цильмы большую экспедицию для отыскания медных и серебряных руд.

Преданья старины глубокой

По-видимому, Печорский край привлёк внимание Москвы некими легендарными сведениями о серебре и меди на далекой речке Цильме. Об источнике таких сведений российский историк Николай Карамзин сообщает скупо: «Издавна был у нас слух, что страны полунощныя, близ Каменнаго Пояса, изобилуют металлами».

Как свидетельствует Карамзин: «В 1491 году два немца, Иван и Виктор, с Андреем Петровым и Василием Болтиным отправились из Москвы искать серебряной руды в окрестностях Печеры. Через семь месяцев они возвратились с известием, что нашли оную, вместе с медною, на реке Цыльме, верстах в двадцати от Космы, в трехстах от Печеры и в 3500 от Москвы, на пространстве десяти верст». Экспедиция была сравнительно непродолжительной: «Они выехали из Москвы Марта 26, нашли руду Августа 8, а возвратились Октября 20». И многолюдной, поскольку с мастерами направил князь «делавцов с ними, кому руда копати, с Устюга 60 человек, с Двины 100, с Пинеги 80; а Пермич и Вымич и Вычегжан и Усолич 100».

Быстрый успех этого грандиозного поискового мероприятия, организованного на дальних, почти неведомых окраинах Русского государства, даёт основания думать, что в распоряжении участников экспедиции имелись сведения о рудных залежах в этом районе. Возможно, горные мастера ориентировались на следы каких-то древних выработок.

Легенда о талере Ивана III

Применённая Карамзиным формулировка «с того времени» сделала живучей легенду о «золотом талере Ивана III», якобы отчеканенном из цилемской руды.

В «Истории государства Российского» сообщается: «В собрании наших древностей хранится снимок золотой медали 1497 года с изображением Св. Николая: в надписи сказано, что Великий Государь вылил сей единый талер из золота для Княгини своей Феодосии». Причем упомянутый снимок хранился в Эрмитаже.

Дополнительные сведения о «золотом талере Ивана III» были предоставлены директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Данное изделие было известно учёным ещё в XVIII веке как «золотой талер князя Василия Даниловича Холмского». Этот князь в 1500 году женился на дочери Ивана III Феодосии.

Изделие представляло собой золотой круг диаметром 4,7 см, толщиной около 2 мм и весом 15 золотников, т.е. почти 64 грамма. Оригинал был украден в XIX веке, но существовало три литых копии. В настоящее время Эрмитаж располагает одной металлической копией этого талера.

На лицевой стороне талера в центре вычеканено изображение святого Николая Чудотворца, по левую и правую сторону от которого помещены менее крупные изображения Спасителя и Богородицы. На оборотной стороне – надпись на «испорченном» церковно-славянском языке. Во времена Карамзина эта надпись не была расшифрована, но фрагментарно хорошо читаемый текст свидетельствовал, что этот «един талер злат» некто «подарова кнегине своа Тодосиа». «Тодосия» не совсем похожа на «Феодосию», но считалось, что форму для отливки талера резал мастер-иностранец, который допустил массу ошибок. Поэтому во времена Карамзина это изделие и приписывалось Ивану III.

Но исследования талера были продолжены, и уже к концу XIX века учёным удалось полностью расшифровать надпись, а также провести его сопоставление с другими медалями и монетами. Надпись свидетельствует: «Никор, великий дворник Горной земли, сотворил един талер злат сей лета 1496 года и подарил княгине своей Тодосии». Никор – употребительная в Румынии форма имени Николай. Великий Дворник – сан молдавского вельможи. Горная земля – верхняя или северная часть Молдавии (Валахия). Тодосиа – употребительное в Молдавии женское имя. А «испорченный» церковно-славянский язык в своё время был официальным языком Румынии. Всё это позволило определить данное изделие как золотой «Валашский талер» конца XV века.

Царь Иван III

Легенда о цилемском заводе

Говоря о дальнейшей судьбе находки медной и серебряной руды, следует признать, что какие-либо обоснованные данные о продолжительности её добычи на Цильме отсутствуют.

Исследователи нашего края свидетельствовали: «Рассказы жителей наполнены легендами о существовавших раньше на Цильме казённых заводах, закрытых после того, как под землёй задавило 70 человек рабочих. Никто не помнит только, когда это было. Цилемские старики рассказывают, что при их жизни существовали в местности, называемой «у Заводов», в 7-ми верстах выше реки Рудянки, остатки фундаментов старинных кирпичных зданий и доменных печей, а шлаки медных руд, находимые в этом месте, подтверждают справедливость их рассказов… Постоянно производившиеся у Рудяных заводов разведки и изыскания, не дававшие, впрочем, определённых и осязаемых результатов, окружили эту местность в глазах здешних жителей особым, несколько таинственным ореолом.

В настоящее время на берегу Цильмы есть ложбинка с названием «У завода». Из поколения в поколение передаётся сказ о крупном городище с большим посадом, в котором проживало более тысячи человек. В центре стояли хоромы царских слуг, рубленные из дерева, рядом – заводская управа и храм. По кругу – землянки, глинобитные дома мастеровых и ремесленников с небольшими мастерскими. Среди населения было много устюжан, вымичей, выходцев с Пинеги и Мезени. Солдаты и железных дел мастера – из Москвы. В течение многих лет добывали здесь медь, железо. Кирпич для печей делали из глины, привозимой из мест возле реки Нонбург. Улицы и переулки посада, называемые рядами, именовались: Кузнечный, Швейный, Шорный, Кирпичный.

Оценивая эту картину из исторической памяти местного населения, следует иметь в виду, что близлежащую Усть-Цильму основали в 1542 году выходцы из Великого Новгорода – крупного и очень древнего русского города. В его устройстве могли быть целые улицы ремесленников. Не новгородские ли воспоминания наложились на, вероятно, более скромные параметры цилемского завода?

Опыт создания легенд

Сами названия местных реки и деревни – Нонбург – весьма схожи с Петербургом, Шлиссельбургом, Зальц-бургом и другими «бургами», что благотворно для создания новых легенд.

Известно, что очень почитаемой в Германии является святая Нонбурга. Эта реальная женщина жила в конце XIV века в тирольском городе Раттенберге. Она поступила на службу к местному графу. Но графиня невзлюбила служанку, и та нанялась на работу к крестьянину, с которого взяла обещание, что тот разрешит ей молиться в ближней церкви. Но обещания новый хозяин не сдержал, и тогда Нонбурга обратилась за помощью к Богу, выбрав судьей серп. Подброшенный в воздух серп завис. Крестьянин принял этот знак и стал отпускать девушку в церковь. После смерти графини Нонбурга вернулась на службу к графу.

Может быть, легендарные «немцы Иван и Виктор», упоминаемые Карамзиным, хорошо знали историю недавно жившей святой и дали её имя местности, где зачиналось великое мероприятие?

Вера местных жителей в «цилемский завод» материализована в мемориальной доске, установленной в деревне Нонбург. На ней указано: «Памятник истории. Цилемские серебряные и медные рудники – первое в истории государства Российского разработанное месторождение полезных ископаемых. Открыто в первой четверти XIII века. В 1491 году князь Иван Калита прислал сюда 340 рудо-знатцев добывать руду. С этого времени в России стали чеканить медные, серебряные и золотые монеты». К сожалению, имя царя указано неверно.

Следует признать, что в истории «цилемского завода» факты и легенды проросли друг в друга. Однако это фактически первая государственная российская поисковая экспедиция, первое официально подтверждённое открытие руд, попавшее в летопись, первые отечественные медь и серебро, первая надежда на открытие собственных месторождений драгоценных металлов и начало горнорудного и металлургического дела в России. Без специальных археологических исследований сегодня трудно сказать, к какому периоду многовековой истории поисков руд относятся обнаруживаемые здесь следы древних работ.

Поделиться в соцсетях

guest
3 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Редакции
Редакции
06.09.2011 10:53

Спасибо за материал. Желательно указывать первоисточники. Летопись земли печорской незаслуженно умалчивалась долгие годы, видимо из-за национальной политкорректности. Неплохо было-бы опубликовать материал об изчезнувшем городе Пустозёрске.

Аноним
Аноним
06.09.2011 11:22

+1

Подкова
Подкова
06.09.2011 13:27

Немного об Иване III, собирателе русских земель, основателе Русского государства. По моему, дает ответ на вопрос, почему понадобилась востребованность в металле.

http://his95.narod.ru/lec6_3.htm