История Коми. 1931-1940 годы: Начало развития

Переломное десятилетие

11:20. 20 августа, 2011  
  
1

Тридцатые годы стали переломными для автономной области Коми, которая в это время превращается в Коми АССР. На её дальнейшем развитии, безусловно, сказались репрессии и политика государства, которое решило осваивать север. Можно по-разному относиться к этому времени, однако именно тогда в Коми начало появляться то, чем республика будет гордиться, и то, что поможет ей развиваться в дальнейшем. Именно в это время Коми становится известной на всю страну как место для отсидки. С другой стороны, сюда будут прибывать эшелоны тех, кто прославит республику позже, когда тридцатые будут казаться уже страшным сном.

Транспорт и дороги

30-е годы ознаменовались для Коми значительным увеличением количества транспорта и строительством дорог. В 1935 году в Сыктывкаре появился первый грузовик, годом раньше – первый автобус. К сороковому автобусов будет насчитываться уже 14, в 1939 году в городе работают две машины-такси.

ГАЗ - 03-30

Первые автобусы Сыктывкара марки «Газ 03-30»

Хороших дорог до начала 30-х годов в Коми не было. В первой половине 30-х построены дороги от Ухты до Ижмы и Изваиля, от Ижмы до Щельяюра.

В эту эпоху появляются месячники по борьбе с бездорожьем, впервые его провели в сентябре-октябре 1931 года. Победившие райисполкомы могли получить грузовой автомобиль «Форд», трактор «Фордзон» с дорожным утюгом.

В 1935 началось движение автомобилей по Мурашинскому тракту, продолжавшееся до 50-х годов. В середине 30-х началось движение по магистрали Мураши – Ухта (713 километров), выросло движение до Усть-Кулома, Корткероса.

Лишь в середине тридцатых в Сыктывкаре проложили первые 500 метров брусчатой мостовой, до этого все дороги мостили гравием.

В 1936 году в Усть-Вымь по реке завозят паровозы широкой колеи и платформы для дальнейшей перевозки в Княжпогост. 7 ноября 1940 года первый пассажирский поезд прибывает в Чибью. С этого времени железная дорога стала приобретать экономическое значение, связав Ухтинский край с Вычегдой.

Продолжила развиваться в тридцатых и авиация. 19 февраля 1933 года в районе Помоздино, у деревни Бадьель-ив, приземлился аэростат с двумя аэронавтами из Татарии.

В 1935 году был открыт маршрут Архангельск – Нарьян-Мар – Усть-Уса – Абезь – Воркута. Тогда же появляется самолёт, который доставляет почту в Усть-Кулом и Троицко-Печорск (через год здесь появится аэропорт).

В 1936 году открывается авиалиния Сыктывкар – Ухта – Абзель и начинаются полёты по маршруту Сыктывкар – Котлас – Архангельск.

Авиалиния, окрытая в 1938 году, связала Сыктывкар с Объячево и Кировом. В 1940 году постоянно обслуживаются воздушные линии в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Объячево, Княжпогост, Киров, Котлас и Архангельск.

Борьба с религией

Вид на Стефановский собор с Коммунистической улицы

Вид на Стефановский собор с Коммунистической улицы

15 мая 1932 года правительство страны подписывает Декрет о «безбожной пятилекте». Цель: в 1937 году «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Таким образом начинается второй этап борьбы с религией, хотя формально она не была запрещена в стране.

9 марта 1932 года президиум Коми облисполкома признал, что необходимо разобрать Стефановский собор в Сыктывкаре. Неделей раньше такое же решение было вынесено и в отношении Троицкого собора. Позже была создана комиссия по его ликвидации.

В июне 1935 года принято решение Усть-Куломского райисполкома «О прекращении колокольного звона во всех церквах и часовнях района». 23 июня снятые 78 колоколов были погружены на пароходы и вывезены для переплавки.

Покровскую и Троицкую церковь разрушили в Сыктывкаре в 1938 году.

Перепись населения

В 1939 году в стране проходит Всесоюзная перепись населения. По её данным, в Коми проживает почти 319 тысяч человек. Больше всего коми – 231 301, на втором месте русские – 70 226 человек, третьи по численности украинцы – их 6010 человек, 3323 белорусов и, наконец, 2617 немцев. Добавим, что эта перепись стала последней, когда на территории республики проживало больше всего коми – уже через двадцать лет доминировать будут русские.

Наиболее необычные национальности, проживающие в регионе по итогам переписи 1939-го года: американцы, курды, лаки, словаки, арабы, голландцы и японцы – по одному человеку. На тот момент в Коми АССР проживало всего два француза. 

54 переписавшихся свою национальность не указали.

Следует добавить, что двумя годами раньше в стране также проходила перепись населения. Правда, спустя 10 дней со дня проведения её результаты были поставлены под сомнение. Предварительно же планировалось, что перепись пройдёт еще в 1933-м году.

Отличительной особенностью переписи 1939-го года стало то, что она учитывала постоянное и наличное население. Впервые в истории переписей был введён контрольный бланк, который выдавался тем, кто не переписался. Всем переписанным, которые временно проживали или собирались уехать, давалась справка о том, что они прошли перепись.

Административное деление

В 30-е в Коми продолжалось появление новых населённых пунктов и преобразование районов. 5 декабря 1936 по новой Конституции СССР автономная область Коми была преобразована в автономную респуб-лику. С этого момента Коми АССР теперь подчиняется непосредственно РСФСР.

До тридцатых автономная область Коми состояла из 9 районов, в 1931 году в неё было включено верховье реки Печоры, из состава Усть-Куломского района был выделен Троицко-Печорский район. В 1932 году из территории Ижемского района был выделен Усть-Усинский район. В 1935 году из состава Прилузского района – Летский район. В 1936 году был образован Печорский округ, центром которого стало село Усть-Уса. В 1939 году из Сыктывдинского района был выделен Корткеросский район. Тогда же часть сельсоветов Усть-Вымского района передали в новый Железнодорожный район. Наконец, от Ижемского района «откололся» вновь созданный Ухтинский. В 1940 году из состава Ненецкого национального округа в Коми АССР был передан рабочий посёлок Воркута. В состав Усть-Усинского района посёлок пробыл лишь год.

Культура и образование

КГПИ

В Коми появляются первый драматический театр и первое высшее учебное заведение.

Здание театра начали строить в 1930 году, закончили за два года. В 1936 голу после окончания шестилетних курсов в республику вернулись 20 человек, отправленных в Ленинградское театральное училище. В августе открывается первый профессиональный Коми республиканский драматический театр, созданный на основе Коми инструктивного передвижного театра.

Коренное население коми ждало спектакли близкие и понятные, но национальной драматургии не существовало. В 1938 году на сцене были поставлены оригинальные коми пьесы Н.М. Дьяконова и С.И. Ермолина: «Голубая запань» и «Вороны», годом позже – «Домна Каликова» и в 1940 году – «Усть-Куломское восстание».

В феврале 1932 года торжественно открывают Коми государственный пединститут – первое высшее учебное заведение республики. На торжественном собрании присутствовало 12 преподавателей и 120 студентов.

В марте 1939 года на базе хора Коми радио, созданного в 1931 году, появляется Коми государственный ансамбль песни и танца, который получит название «Асъя кыа» («Утренняя заря»). Первый концертный сезон Республиканской филармонии, образованной как концертно-эстрадное бюро, торжественно открылся 5-6 октября 1940 года. Кстати, первое время она ютилась в здании Коми государственного пединститута.

Репрессии и ГУЛАГ

В начале тридцатых статус главка получает Управление лагерями (УЛАГ). В 1934 году он передан НКВД. На 1 января 1931 года численность заключённых в Коми – 49,7 тысячи человек. Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь становится крупнейшим лагерем в СССР. Лагерь занимается добычей и разведкой нефти, угля, радия в Ухтинском районе, угля – в Печорском угольном бассейне, а также строительством отрезков железных дорог Котлас – Чибью, Кожва – Воркута. На конец 1932 года численность заключённых – 13, 4 тысячи человек, на 1 января 1934 года – 23,8 тысячи человек, на 1 января 1937 года – 31 тысяча человек, на 1 января 1938 года – 54,8 тысячи человек. В 1939 году на базе ликвидированного Ухто-Печорского ИТЛ созданы Ухто-Ижемский (Ухтижемлаг), Воркутинский, Северный железнодорожный и Усть-Вымский ИТЛ.

Репрессии отражаются и на руководстве Коми. В 1932 году на пост первого секретаря обкома Коми избирается Александр Семичев. В 1937 году его арестовывают. Павел Мурашев воглавляет обком в 1937-1938 годах, пока его также не арестовывают и необоснованно обвиняют в том, что он «состоял в контрреволюционной организации правых».

Заключенные занимались не только строительством железных дорог или лесозаготовками. Примечательно, что в 1937 году, в память 100-летия со дня смерти Александра Пушкина, заключённые Ухтпечлага установили в Ухте единственный на тот момент в Коми памятник поэту. Его автор – репрессированный ленинградский скульптор Николай Бруни, был расстрелян в том же году.

В 1938 году было сфабриковано дело «контрреволюционной организации блока правых, троцкистов и буржуазных националистов в лесной промышленности и сельском хозяйстве», по которому в последующие годы было осуждено все руководство Коми АССР (А.А. Семичев, А.П. Липин, Ф.И. Булышев и др.).

Приметы десятилетия

Имя: Марков Иван Петрович (11.07.1913 г. – июнь 1941 г.) – начальник разведки дивизиона 451-го артиллерийского полка 113-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, лейтенант; первый из уроженцев Республики Коми, удостоенный звания Герой Советского Союза.

Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, советско-финляндской войны 1939-40 годов.

Событие: строительство железной дороги Котлас – Воркута. 25 июля 1933 года заключённые начали строить узкоколейку Уса – рудник Воркута длиной 64 километра. Эта первая железная дорога в Коми крае вступает в строй в августе 1934 года. С 1938 по 1940 год заключенные занимаются строительством железной дороги Котлас – Воркута, с 1940 года – участка Котлас – Усть-Кожва.

Песня: «Песня о встречном». Музыка: Дмитрий Шостакович, слова: Борис Корнилов.

Цены и зарплата: в тридцатых цены снижались.

Яйца, десяток – 3 рубля 50 копеек; стоимость проезда в московском метро – 30 копеек; яблоки, кг – 30-40 копеек; папиросы – от 35 коп. до 3 руб. за пачку; галстук – 10 руб.; пиво – 80 копеек.

Если в начале тридцатых средняя зарплата – 102 рубля, то к 1940 году – 339 рублей.

На март 1936 года: в крупной промышленности – 231 руб., строительстве – 224 руб., совхозах, колхозах – 140 руб., научно-исследовательских учреждениях – 302 руб. В судах и сфере юридического обслуживания населения – 252 руб.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Очень интересно, прочитал с удовольствием! Recent comment authors
новые старые популярные
Очень интересно, прочитал с удовольствием!
Гость
Очень интересно, прочитал с удовольствием!

Добавили бы имен которые оказались по обе стороны колючей проволоки.
Хотелось бы знать ФИО руководителей НКВД в те годы, начальников лагерей. Слышал кое кто ещ жив и здоров :-)))