Народная азбука: от А до Я

«Красное знамя» продолжает юбилейную энциклопедию

11:16. 3 июня, 2011  
  
0

Грибы

Это тема! Бесконечная для наших мест и неисчерпаемая. «Г», вообще, если уж на то пошло, понятие сакральное. 

Вот хотя бы случай из личной практики.  Где-то услышал или прочитал такую «телегу». Мол, перед  заходом «на объект» нужно слегка постучать каким-нибудь прутиком о ствол дерева и сказать: «Лес, лесок, дай грибов кузовок». После этой фразы, по авторской версии  грибы  должны, чуть ли не сами запрыгивать в корзину. Причем, что важно, даже если их в этой местности нет.

Ну, я, как заядлый грибник «работающий» всегда в одних и тех же угодьях, резонно решил, что жалкого кузовка мне будет мало. Так как есть пестерь, два ведра и  у жены  корзинка (в Седкыркещ ведь не ближний свет, часто не наездишься).

Короче говоря, решил подстраховаться и немного прокреативить ситуацию. Заодно проверить  и силу заговора. Громко, по-хозяйски, как и полагается, постучал рукояткой ножа о какую-то сосну и говорю: «Лес, лесище, дай грибов две тыщи».

Итог таков. В абсолютно знакомом и традиционно грибном месте, мы бесполезно проплутали несколько часов. Потом как-то «плавно» заблудились. Потом…

Короче, вышли все же на какой-то совсем незнакомый участок, где, действительно  грибов было, хоть косой коси. Ну, не две тыщи, конечно, но очень много.  Быстренько насобирали, без проблем вышли на дорогу, но на паром, ясное дело, не успели. Пришлось до вечера торчать на берегу. И перебирать потом дома наколдованную добычу, чуть ли не всю ночь.

Кстати, в опросе, инициированном газетой «Красное знамя» на тему «Что вы считаете брендом республики?», многие респонденты высказались в пользу именно грибов. Кто-то говорил про грузди, кто-то про грибы, в принципе, кто-то конкретно про белые.

А вот председатель Ассоциации национально-культурных автономий РК Леонид  Зильберг  взглянул на вопрос вообще более масштабно, предложив устраивать у нас ежегодные чемпионаты мира по сбору грибов. А что? Нормальная идея. Пока не поздно, нужно брать на вооружение. А то опять пролетим, как и с «родиной Деда Мороза».

Геология

Трудно представить, но, как утверждают компетентные источники, «Г» началась на нашей земле аж в XIII веке. В то далёкое время  на реке Цильме затеяли поиски медной руды. И  нашли! И начали добывать! Но настоящей Меккой  для рудознатцев Коми земля стала только спустя пять столетий. И пошло-поехало. Особенно после 21 года прошлого века.

Сегодня геологи стали невольными  фигурантами известного и  очень позорного, по сути афористического, пассажа о том, что «наша страна сидит на нефтяной трубе». Но они, конечно же, в этом неповинны.

Мне повезло в жизни. Ещё в советскую пору познакомился со многими представителями этой достойной и нелёгкой профессии. Геологи – люди в основном целеустремлённые, талантливые, с чувством внутренней свободы, а заодно и юмора. Ну вот пример навскидку.

Приятель рассказывал, что,  когда он со всем тщанием готовился к своему первому в жизни полевому сезону, в какой-то момент к нему с серьёзным видом подошёл начальник экспедиции и  произнёс: «Мы тут подумали с коллегами  и решили расширить ваши функции в отряде. В свободное от основной работы время будете заниматься ещё и ихтиологией». Приятель, естественно, в шоке и смятении. Лепечет: «Я же не понимаю в этом ничего…, как же так…, я же не справлюсь…, я подведу…»

Выдержав положенную паузу, начальник с тёплой улыбкой произносит: «Там  рыбалка такая, что век не забудешь: хариусы, щуки размером с кашалота, сёмга. Спиннинг с собой не забудь прихватить…».

Жаль вот только гимн у геологов какой-то мутный. Замогильный он какой-то.

Горка

Чисто усть-цилёмское ноу-хау. Водят «Г» (по сути, хоровод с песнями) в Иванов день – 7 июля и Петров день – 12 июля. 

Со времён заселения этих людей в наши края гуляние не претерпело существенных изменений. Хотя… Некоторые  «горочники» из числа ярых фундаменталистов считают иначе.

Сегодня «Г» в основном проводится творческими группами, которые, собственно, веселят местный и заезжий люд. Который, в свою очередь, подогревает градус веселья различными, проверенными на себе и полюбившимися способами.

«Герда»

Рок-коллектив из Сыктывкара, выдумавший для себя странное направление – «традиционный психо-арт». Это, если попроще объяснить, что-то вроде того, что делал в своё время  мегатитанический  Пётр Мамонов, ну и, отчасти, «АукцЫон» образца начала 90-х.

После триумфального выступления «Г» на последнем Всесоюзном рок-фестивале в Череповце (1988 год, на фото) группа попала в раритетную и более чем престижную энциклопедию «Кто есть кто в советском роке».

Дальше – больше.

С предложением услуг в качестве администратора для  записи полноценной пластинки на единственной тогда в стране фирме грамзаписи «Мелодия» к  «Г» обратился  известный музыкальный журналист и критик, сам «великий и ужасный» Артемий Троицкий.

Потом парням предложили тур по скандинавским странам (республика к тому времени уже была объезжена), откуда, не напрягаясь, можно было попутно привезти домой пару (!) – не смейтесь, это было и вправду круто – фирменных видеомагнитофонов  и т.д. и т. п.

«На выхлопе» получилось следующее: ни пластинки на «Мелодии», ни гастролей по «братьям-викингам», ни своей  репетиционной базы и собственного (!) жилья в подмосковной Дубне, ни реализации многих других классных проектов не случилось.

Придурочные (другие синонимы есть, но они все матерные) участники коллектива свято верили, что такая пруха будет длиться всю дорогу, что не надо «грузиться порожняками», и, конечно, идиоты, ошиблись.

Теперь внимание. Маленький интересный момент. Рок-банда активно просуществовала всего два года, записав единственный альбом «Знамение». С 1987-го по 1989-й.

Теперь  бывшие коллеги проводят своё время очень по-разному. С музыкой, в общем-то, серьёзно никто толком не связан.

Лично я, например, вот  пишу для вас эту «Азбуку…»

Глава Республики

Аналог  первого секретаря обкома КПСС. Должность в современной России чисто номинальная и никак не взаимосвязанная с личностными, деловыми и прочими морально-нравственно-биографическими качествами регионального фронтмена.

Подозреваю, что она ещё и  весьма обременительная. Судите сами. Ежедневно на бесконечных разнотематических мероприятиях  необходимо делать вид, что тебе это жутко интересно, вникать во что-то, говорить какие-то умные и, что немаловажно, уместные к случаю слова. И в Москву ещё мотаться постоянно за инструкциями.

«Вешалки», словом, а не работа.

Но  коли уж по Конституции положено, то деваться некуда. 

Как говорится: «Назвался груздем – получай  задание партии».

Добряков Сергей Алексеевич

Живописец, заслуженный деятель искусств Коми АССР (1961), лауреат Государственной премии Коми АССР (1987). Специального художественного образования не получил. С 1947 года работал художником-оформителем в краеведческом музее в Сыктывкаре и одновременно посещал студию при СХ Коми АССР, которой руководил П.Э. Бендель.

В 1952 году Добряков переходит на постоянную работу в худфонд при СХ Коми АССР и становится регулярным участником всех республиканских выставок. Первое время работает в жанре пейзажа, однако растущее мастерство и стремление создавать вещи, проникнутые пафосом больших событий современности, приводят живописца к созданию тематических картин.

В это время он создаёт свои лучшие произведения: картины «Коми охотники» (1964), «Красные партизаны» (1967), «На земле предков» (1969), «Встречающие» (1977), «Полярный гидропорт» (1977); гобелены: «Тундра» (1973), «Стойбище» (1973), «Тайга» (1976). В этот же период были созданы и лучшие мозаичные панно: «Северные игры» (1963), «Домна Каликова» (1962), «Победа» (1963). Большинство работ мастера хранится сегодня в запасниках Национальной галерии РК.

Дьяконов Николай Михайлович

Родился 28 марта 1911 года в селе Усть-Вымь. Советский драматург, режиссер, народный артист Коми АССР (1945), заслуженный артист РСФСР (1951). В довоенные годы написал пьесы «Глубокая запань», «Домна Каликова», «Вороны», «Мужество». Известность Н.Дьяконову принесла пьеса «Свадьба с приданым», поставленная в 1949 году и получившая Государственную премия СССР в 1951 году.  Пьеса до сих пор идёт во многих театрах Рассии. В том числе в акадеическом театре драммы им. В. Савина.

Дворец Культуры Шахтёров (ДКШ)

Является главным зданием на площади Мира в городе Воркута. Первый в городе Дворец культуры шахтёров располагался в деревянном здании на ул. Шахтной. Именно в нём в 1943 году, когда рабочий посёлок Воркута преобразовывался в город (официально преобразование в город состоялось на следующий 1944 год), состоялась премьера оперетты Кальмана «Сильва» первого спектакля музыкально-драматического театра Воркутастроя НКВД СССР под руководством бывшего главного режиссёра Большого театра Б. А. Мордвинова. В 1958 году здание сгорело, и вместо него было решено построить новое, каменное.

В 1961 году по проекту архитектора В. Н. Лунёва и конструктора С. А. Лубана был возведён новый монументальный Дворец культуры шахтёров.

Здание облицевали гранитом и мрамором, украсили дорическими колоннами. По сторонам от входа установили скульптурные группы, олицетворяющие шахтёров, строителей и геологов — первооткрывателей Печорского угольного бассейна.

Дунский Юлий Теодорович

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Родился в Москве, в 1940-м году поступил во ВГИК. Из-за сильной близорукости его не взяли в армию в 41-м году. Но, окончив институт через три года, он всё-таки отправился на фронт добровольцем. Но по дороге Дунский и его друг и однокурсник Фрид были арестованы и осуждены на 10 лет исправительно-трудовых лагерей в Коми АССР за дружбу с детьми «врагов народа» и участие в молодёжной антисоветской группе, готовящей покушение на Сталина. После освобождения решили остаться в Инте на вечном поселении. В Москву вернулись лишь после реабилитации в 1956 году, имея на руках сценарий будущего фильма «Случай на шахте восемь», снятый на «Мосфильме» Владимиром Басовым два года спустя. И с этого времени пошёл отсчёт богатой творческой биографии длиною в 26 лет и в 37 сценариев.

Чтобы понять, какой вклад внесли выдающиеся сценаристы в кино, достаточно привести лишь несколько названий: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж».

Диасерья

Cтранное для русского уха название ничем, в общем-то, не примечательного населённого пункта в Усть-Куломском районе. Единственное, чем отличились его жители за последние пять лет, – это пожар, который они тушили всем миром. Пожар произошел 26 мая 2008 года. Пенсионерка сжигала мусор вблизи строений. От разведённого костра пламя перекинулось на зимнюю кухню, а затем на баню соседей. Население поселка, осознавая, что ближайшая пожарная часть находится далеко, дружно взялось за тушение огня. До прибытия огнеборцев руководство тушением пожара взяла на себя глава населённого пункта. В общей сложности 60 человек боролись с огненной стихией. Использовался даже принадлежащий частному предпринимателю лесовоз КамАЗ с манипулятором, который разобрал горящие стены хозпостроек.

Дубровская Галина Анатольевна

Единственная в Коми женщина-командир пассажирского самолета.

В шесть лет Галя заявила родителям: «Хочу летать!» Любимой игрушкой был деревянный, обитый жестью самолет — подарок дяди. Вместе с соседскими ребятами она бегала в сыктывкарский аэропорт наблюдать за полетами.

В девятом классе записалась в парашютную секцию при ДОСААФ. Первый прыжок, полный восторг — и вопрос с выбором профессии был решен окончательно. Никаких институтов и «мирных» специальностей — только небо! Чтобы поступить в училище, требовалось налетать определенное количество часов. Пришлось ехать в Киров: в кировском аэроклубе, в отличие от сыктывкарского, имелось не только парашютное, но и самолетное подразделение.

Конкурс в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР оказался высоким. Среди девчонок — 9 человек на место. Гале пришлось доказывать, что у нее все в порядке со здоровьем и что представительница коми национальности непременно должна здесь учиться!

Первый раз за штурвал она села в 18 лет. Это был маленький спортивный Як-18. На нем воспитанники кировского авиаклуба ДОСААФ учились летать, выполняли фигуры высшего пилотажа — «бочки», «спирали», «штопор», «горки». Затем был Як-12. В училище освоила пассажирский Ан-2.

Через два года, когда выпускникам предлагали на выбор работу в любых городах Советского Союза, Галина попросилась в родной Сыктывкар, «переметнулась» в гражданскую авиацию. В 1973-м получила допуск к полетам в качестве командира Ан-2, три года спустя пересела на Ан-24. Сначала — вторым пилотом, затем стала командиром воздушного судна.

Всего за 20 лет пилотной жизни провела на высоте 8000 часов.

— Весь смысл и справедливость выражения «неженское это дело» я почувствовала на себе, — говорит она. — Взлет и посадка происходили без автопилота, на мускулах. А я росту небольшого, руки-ноги короткие, жим, конечно, слабее, чем у мужчин. Переднее колесо на самолете управляется отдельным рычагом, так я за него иногда двумя руками держалась — нагрузка огромная. К счастью, никаких глобальных ЧП в воздухе у меня не было, но все критические ситуации мы отрабатывали на тренажерах. С них выходила — пот лился ручьями.

Вот  такая история.

Остается загадкой лишь то, почему за все это время Коми-земля женщин-лётчиц больше не рожала.


Тексты  с пометкой «Народная азбука»  присылайте в редакцию или на адрес электронной почты: [email protected] Телефон для справок 24-36-23.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments