Платок как семейная реликвия

«Народы Российской Империи» можно накинуть на плечи

Автор:   
16:08. 27 апреля, 2011  
  
0

Для многих павловопосадские шали с ярким набивным цветочным рисунком, с «турецкими огурцами», «опахалами», фестонами и фигурными медальонами – такой же непременный атрибут русского искусства, как «хохлома», изделия Гжели. Однако никто не задумывается о том, что «Павловопосадская платочная мануфактура» – одно из многих существующих в дореволюционной России производств.

В России пальма первенства в производстве ситцевых платков принадлежала Москве, Московской и Владимирской губерниям. В Москве славились своими изделиями Прохоровская Трёхгорная мануфактура, товарищество Даниловской мануфактуры, фабрики А.Гюбнера, Котова, во Владимирской губернии – мануфактура Барановых в селе Карабанова Александровского уезда, фабрика Степана Посылина в Шуе, мануфактура Зубкова в Иваново-Вознесенске.

В ситцевом производстве платков особо следует отметить такое любопытное явление, как изготовление платков с сюжетным рисунком, посвящённым памятным датам, различным событиям. Такими событиями, отмеченными «ситцевой хроникой», стали восшествие на престол Николая II в 1896 году, празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года, 300-летия Дома Романовых. Большинство этих платков было изготовлено на крупной московской ситценабивной фабрике товарищества Даниловской мануфактуры.

Название «Даниловская мануфактура» тесно связано с Даниловым монастырём, который заложил в 1282 году на правом берегу Москва-реки младший сын Александра Невского князь Даниил Александрович. Тогда же он решил построить невдалеке несколько дворов для монастырских крестьян. Это село переросло в Даниловскую слободу. В первой половине XVIII века в этих местах зародилось ремесленное, а потом и машинное производство. В 1867 году небольшую красильную фабрику приобрёл купец первой гильдии Василий Ефремович Мещерин (1833-1880). Этот год по праву считается датой основания знаменитой «Даниловской мануфактуры». В 1876 году Товарищество Даниловской мануфактуры стало комбинатом с полным циклом производства. После революции в 1919 году предприятия Даниловской мануфактуры были национализированы. В советский период и до недавнего времени предприятие называлось Московская хлопчатобумажная фабрика имени М.В. Фрунзе.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве мещеринским ситцам и платкам была присуждена серебряная медаль. На выставке 1886 года в Нижнем Новгороде фирма удостоилась уже золотой медали, получив право изображать на своих изделиях государственный герб. Скоро пришёл успех и на международном уровне: в 1900 году Товарищество Даниловской мануфактуры наградили в Персии Большой золотой медалью «Льва и Солнца» и присвоили ему почётное звание придворного поставщика персидского шаха.

В фондах Национального музея Республики Коми хранится памятный платок «Народы Российской Империи». Музею эту реликвию передала Мария Григорьевна Вокуева, учительница Ветлосянской восьмилетней школы. В семью Вокуевой предмет попал в конце XIX века, его приобрёл в Москве Михаил Иосифович – дед Марии Григорьевны.

Платок «Народы Российской Империи» выполнен черным цветом по красному и белому фону. В центре платка карта европейской части Российской Империи последней четверти XIX в. На карте отмечены дороги, соединяющие Москву с другими городами. По углам и по периметру платка расположены рисунки народов, населяющих Лапландию, Великороссию, Малороссию, Кавказ.

Платок «Народы Российской Империи» с клеймом «ТОВАРИЩ ДАНИЛОВСКОЙ МАНУФАК ВЪ МОСКВЂ» и клеймом, выполненным латиницей «COMP DANILOFSKOL MANUF MOSCOU», печатью с пометкой «РИСУНОКЂ ЗАСТРАХОВАНЪ». Такие платки приобретают особую ценность среди исследователей и ценителей. Клеймо позволяет установить место, а иногда и время изготовления платков.

В XIX веке шали и платки изготовляли вручную, процесс этот был очень трудоёмким и многоэтапным. Художник создавал узор, колорист подбирал цвет и краски, резчик должен был скрупулезно повторить рисунок, вырезая его на деревянных досках – «манерах» и «цветках», с помощью которых отпечатывался, «набивался» рисунок на ткани. Так как на одной доске невозможно было воспроизвести весь рисунок целиком, то узор разбивали на части: от 4 до 24. Кроме того, каждый цвет воспроизводился лишь одной доской, то есть сколько цветов в узоре, столько требовалось и досок. Ткань, нарезанную по форме размеру шали, после предварительной подготовки расстилали и укрепляли на столе. Затем мастер, последовательно используя набойные доски, набивал узор на ткани, помогая себе молоточком (отсюда и определение процесса печати рисунка – «набивка», а также название тканей, полученных таким способом, – «набойка» или «набивные ткани»).

Второй памятный платок «Этнографическая карта губерний, населённых зырянами» из собрания Национального музея будет представлен на выставке «Достояние республики», которая открывается в августе 2011 года. Мы рады видеть вас на наших выставках!

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000