Поручение обкома выполнили с риском для жизни

Мост через Вычегду спасли парашютисты-пожарные и водолазы

10:59. 18 апреля, 2011  
  
1

Старожилы помнят, что в 70-е годы прошлого столетия проезд из Сыктывкара до верховьев Вычегды на автотранспорте носил сезонный характер: весной ожидали окончания ледохода и паромной переправы, осенью ожидали установления ледовой переправы. Правда, пассажиропоток практически не прекращался круглый год, так как осуществлялся он на самолётах Ан-2. Посадочных площадок было много. Из Сыктывкара были рейсы в Корткерос – Мордино – Намск – Веж, а также в Корткерос – Сторожевск – Усть-Кулом – Помоздино – Усть-Нем. В начале 80-х годов приступили к проектированию и строительству долгожданного моста через Вычегду в районе Корткероса.

В апреле 1983 года мостостроители планировали произвести надвижку последнего, самого длинного пролёта, соединяющего левый берег с готовой опорой посредине реки. Для надвижки пролёта заранее была сделана промежуточная временная опора из металлических труб диаметром около 40 сантиметров. Она была прочно вмонтирована в дно реки между берегом и стационарной опорой и после окончания надвижки должна была быть убрана. Но, как нередко бывает, вступил в силу закон подлости: это когда падающий бутерброд обязательно оказывается на полу маслом вниз.

Взялся спасать положение

Весна выдалась ранней, наметились подвижки льда, а процесс надвижки пролёта уже начался. Возникла угроза падения под напором льда и временной опоры, и пролёта. Ситуацию взял под контроль обком КПСС. Меня вызвали в обком и поручили спасать положение.

В то время я работал начальником Сыктывкарской базы авиационной охраны лесов. Для тушения лесных пожаров мы широко практиковали использование взрывчатых материалов. Вылетая к месту пожара, парашютисты-пожарные брали на борт самолёта Ан-2 нужное количество взрывчатки, прыгали с самолёта к пожару, и им сбрасывалась взрывчатка. Дальше они взрывчаткой делали широкую минерализованную полосу, заменяя работу бульдозеров. Полоса и останавливала огонь, и служила опорной линией для пуска встречного пала, если пожар был большой интенсивности.

Вблизи Краснозатонского авиабаза имела свой склад, на котором хранилось около 100 тонн взрывчатки. В авиабазе почти все парашютисты и десантники-пожарные были обучены и имели удостоверения взрывников, а их было около 200 человек. Авиабаза широко привлекалась к борьбе с ледовыми заторами в Удорском, Княжпогостском, Прилузском районах, а также к разработкам карьеров для строительства автодорог. Поэтому поручение обкома КПСС меня не удивило.

В Корткерос выехали с заведующим промышленно-транспортным отделом обкома Л.Г. Подласовым. Я взял с собой двух опытнейших ответственных руководителей взрывных работ авиабазы В. Карпенко и В. Коновалова.

Работа по плечу

На месте мы убедились, что задание вполне по плечу, наметили место кратковременного хранения и необходимое количество взрывчатых материалов и средств взрывания, с мостостроителями договорились о круглосуточном пребывании взрывников в их временных помещениях и согласовали прочие детали. Остальное было делом техники.

Была завезена взрывчатка, и парашютисты приступили к работе. Работа должна была вестись круглосуточно, так как нужно было отслеживать приближающиеся к временной опоре крупные льдины и своевременно дробить их взрывами.

Многомиллионный ущерб

Всё шло своим чередом, надвижку пролёта благополучно завершили, взрывные работы собирались сворачивать, как вдруг выяснилось, что мостостроители не могут сорвать временную опору. На водомётном катере к мосту прибыл второй секретарь обкома КПСС В.И. Мельников и потребовал любым способом опору убрать, так как с верховьев Вычегды пошли плоты для Сыктывкарского ЛПК и Котласского ЦБК. Опора разорвёт плоты, и ущерб составит более 20 миллионов рублей, а если опора вдобавок свалит надвинутый пролёт, ущерб увеличится ещё на 12 миллионов рублей. Он потребовал убрать опору взрывами, но взрывники авиабазы не имели допуска к подобным видам работ и опыта их проведения.

Срочно вызвали из Ухты представителя Ухтинской районной горнотехнической инспекции, который в принципе дал согласие на проведение работ взрывниками авиабазы, но при условии, что они потренируются на подобном объекте. Для этого нашли отрезки труб аналогичного диаметра и опытными взрывами подобрали заряды, которые как бы разрезали трубу.

Помогло то, что у авиабазы имелись так называемые «шланговые» заряды. Это, образно говоря, колбаса длиной 20 метров, но начинённая взрывчаткой. Её успешно применяли на тушении пожаров. Но тут выяснилось, что трубы опоры нужно срезать практически у дна. Возникло предложение привлечь водолазов, но они не взрывники! Да и как им работать при таком сильном весеннем течении?

Водолазы в клетке

И тут нашли выход. Вызвали катер, с которого опускали под воду металлическую клетку с водолазом, взрывники давали ему отрезки шланговых зарядов, и он их привязывал у дна. К этим зарядам крепился детонирующий шнур. После подъёма водолаза и отхода катера взрывники крепили к детонирующему шнуру электродетонатор, отходили и производили подрыв. И такие операции производились с каждой трубой опоры, а их было более 20-ти. Можно только представить всеобщее волнение и возбуждение, так как плоты неумолимо приближались, а работа шла очень медленно. Кончились эти мучения тем, что все трубы были срезаны, свалившаяся опора была вытащена, путь плотам, находившимся уже на расстоянии около 100 метров, был открыт. Мост уцелел и служит до сих пор. Бутерброд так и не упал маслом вниз.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Корткерос Recent comment authors
новые старые популярные
Корткерос
Гость
Корткерос

фото сделано бывшим директором Корткеросского лесхоза Владимиром Михайловичем Ладановым во время облета территории…