Первая в Коми женщина-лётчица Галина Дубровская покоряла небо и мужчин

Взгляните на неё. Вот её документ с фотографией об окончании лётно-технической школы ДОСААФ, вот она за штурвалом самолёта, вот рядом с ним, вот в роли активистки-общественницы... Нельзя сказать, наверное, что красавица, но уж бесподобная «обаяшка» вне всяких сомнений.

Автор:   
18:23. 3 ноября, 2014  
  
1

В магию цифр можно верить или не верить, но и цифры бывают говорящими. В последний октябрьский день в этом году люди высокого полёта нашей республики, то есть те, кто посвятил свою жизнь воздушному транспорту, отмечают 85-летие со дня образования Коми гражданской авиации. А это и день рождения, причём, тоже юбилейный, первой женщины, покорившей небо республики, командира самолётов Ан-2 и Ан-24 Галины Анатольевны Дубровской (Ракиной). Она на двадцать лет младше службы, куда рвалась, так сказать, с младых ногтей.

Удивительно, что эти цифры стоят рядом, словно не обошлось здесь без какого-то определения свыше. Кто знает, кто знает… Но если взглянуть на то, благодаря чему удалось представительнице слабого пола одолеть все возникавшие на её пути к небу препоны, ведь лётные училища курсантов в юбках в те годы не выпускали, то притяжение мечты естественно не могло обойтись без её собственных усилий.

Пройдёмся по ступенькам её судьбы. Совсем малышкой была, когда муж её родной тёти – дядя Саша смастерил для неё самолётик, да ещё и жестью обил. Куклы для Галочки перестали существовать. Не с той ли поры, спросим сразу, и овладела ею жажда неба? Вот и люди в лётной форме жили по соседству с её домом на углу Советской и Орджоникидзе. Как не позавидовать их выправке!

А пример старшего брата Володи! Во всём хотелось подражать ему, делать как он. Летом во дворе дети жили по установленному им режиму. Вставали в шесть утра, делали зарядку, пробежки. Даже ночевали в сарае, находившемся во дворе, а побудку делали игрой на пионерском горне. И флаг над ним развевался не хуже, чем у такой же тимуровской команды Эммы Вдовченко, созданной по соседству на улице Горького.

Эту последнюю строчку я добавляю к воспоминаниям Дубровской от себя, потому что всё происходило и на моих глазах. Я знаю с младенчества и Галину, и её старшего брата Володю, с которым ходил в один детский сад, в одну школу и даже в один класс. Боже, даже влюблялись мы в одних и тех же девчонок! И я говорю об этом только для того, чтобы показать, куда устремлялись душа и мысли младшей сестрёнки, как укреплялась её вера в себя и в свою мечту. Рядом был пример старшего брата, которому хотелось подражать во всём.

Володя и в школе считался неформальным лидером, первым вступил в комсомол, проявлял себя в общественных делах, участвовал в художественной самодеятельности, в драмкружке. А уж как декламировал со сцены! В подражание ему ещё в начальных классах Галка с выражением читала стихи о советском паспорте Маяковского, любимые братом. И очень гордилась им, когда после окончания школы он убедил группу выпускников поехать с ним на стройки Воркуты, объявленные комсомолом ударными. Слова «по призыву комсомола» не были для него пустым звуком. Под этим девизом был он и куратором строительства Сыктывкарского ЛПК, и организатором помощи селу, даже дояром на ферме успел поработать…

Брат был опорой в жизни Галины Ракиной и в самые трудные для неё времена, когда, позанимавшись год в парашютной секции Сыктывкарского аэроклуба ДОСААФ, после окончания школы она отправилась в Киров, где в тамошнем аэроклубе было кроме парашютного и самолётное отделение – предмет её страстных устремлений. Владимир поддерживал сестру в письмах. А Галя два года овладевала в Кирове нужными в её будущей профессии навыками. Жила на частной квартире, а работать, чтобы иметь возможность посещать занятия, кем только не приходилось: и рабочей на электрокаре, и дворником, и сторожем, и няней ночной… Утешение и находила в переписке с братом – уж у него-то такого рода испытаний было немало.

После учёбы в Кирове надо было получить направление в лётно-техническую школу ДОСААФ, которая находилась в Калуге. Поскольку считалась она сыктывкаркой, направление должно было поступить из её родного города. Но тут упёрся руководитель местного ДОСААФовского отделения Валитов, с которым Галя не согласовывала свой отъезд в Киров, и отказал ей в этом.

Что делать? Как что – пробивать! И юная девчонка поехала в Москву.

О наивность и отвага молодости! Несколько дней обивала пороги высоких кабинетов, пока не вышла на нужного человека. После тщательного опроса с подробностями её всё же записали в журнал разнарядок, сказали, чтобы считала себя направленной из Сыктывкара, а пока надо ехать домой и ждать вызова. Вызов пришёл только через два месяца напряжённых ожиданий. Это был миг сияющих надежд! И «полетела» Галя в Калугу. Там была её единственная лазейка, позволявшая в те годы слабому полу прикоснуться к делу, которым занимались исключительно мужчины.

Повезло. (Впрочем, из её ли судьбы это слово?). Она выдержала большой конкурс и была зачислена в лётно-техническую школу. Учиться предстояло два года.

А через год – новое испытание. «Ты знаешь, Галя, тебе грозит увольнение, – огорошил её однажды командир отделения. – Пришло письмо из Сыктывкара от Валитова, который сообщил, что разнарядку на тебя местное отделение ДОСААФ не давало, и законных оснований учиться здесь у тебя нет, и он требует отчислить тебя».

Земля поплыла из-под ног девчонки – неужели всё, крест на мечте?! Впрочем, рассказ её о приключениях и встречах в Москве убедил начальство не реагировать на этот сигнал.

Приближался выпускной день. Приехав домой в отпуск, Галя решила побывать в авиапредприятии, где мечтала работать. Видать, хорошее оставила впечатление у командира Сыктывкарского объединённого авиаотряда Андрея Володкина, с которым состоялась обстоятельная беседа. «Получишь документы об окончании школы, тогда и приходи, будем решать», – пообещал он. Но когда наступило это долгожданное время, документы были отправлены в отделение ДОСААФ, к Валитову. И тут впервые повезло: он уезжал в отпуск, а её делом занялся Владимир Модянов, заместитель Валитова. Как только документы поступили, он тут же сообщил об этом Ракиной, и она пришла с ними в авиапредприятие.

Володкин сдержал слово, направил Галину в учебно-тренировочный отряд, откуда и пришла она на своё первое рабочее место – вторым пилотом Ан-2.

– Пришла я в отряд, – вспоминает Галина Анатольевна, – вокруг одни мужчины. И такие внимательные, заботливые, интеллигентные, матерных слов от них не слышала. Галочка, Галинка, ощущение такое, словно готовы носить меня на руках! Для меня всё в первую очередь, всё лучшее, любую мою просьбу были готовы выполнить. Освоение техники, обретение лётных навыков – всюду они первые помощники…

А теперь снова взглянем на фотографии первой лётчицы республики. Сколько в ней света, тепла, радости! Жизненной энергии! 19 лет лётной работы, что выпало ей по судьбе, это и взлёт карьеры (доросла до командира большого воздушного судна Ан-24), и накопление опыта, и обретение личного счастья…

– Так как же Ракина стала Дубровской? – спрашиваю, улыбаясь, свою собеседницу.

– Не сразу, – отвечает она, – хотя и вскоре обратила внимание на своего Валеру.

– Ну и положил он глаз на тебя?…

– Не он на меня, а я на него.

– Даже так? Рассказывай…

Наши отношения развивались не месяц и не два, а не один год. Хотя сама я быстро поняла, что это моя судьба. Поначалу пыталась просто попасть в одну с ним компанию, потом стала оказывать более прозрачные знаки внимания, старалась чаще попадать ему на глаза, навязывалась после работы, чтобы проводил меня… Всё чаще бывали вместе, пока я не предложила начать семейную жизнь.

– Ты предложила?

– Я, конечно…В этом году было бы сорок лет нашей совместной жизни.

А я подумал: вот и здесь, в личной жизни, тоже проявился характер Галины Дубровской, видать, на роду написано ей быть первой, уметь покорять обстоятельства. И, конечно же, покорять небо.

Мы помолчали, четыре года назад штурман Валерий Дубровский ушёл из жизни после тяжёлой болезни.

Семейные годы были счастливыми. У них двое детей. Старшая, дочь Наташа, тоже пошла по стопам родителей, окончила Академию гражданской авиации, возглавляет одну из служб аэропорта Внуково в Москве. А сын Фёдор пошёл в бизнес. У них всё впереди. Впрочем, и у самой Галины Анатольевны, не привыкшей считать года…

Поделиться в соцсетях
  • 9
    Поделились

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Оксана г.Усинск Recent comment authors
новые старые популярные
Оксана г.Усинск
Гость
Оксана г.Усинск

Я часто в 1985_1989г. Летала на самолете, где командиром была Г. Дубровская!!! Спасибо Вам большое за вашу работу!!!