В Национальном музее Коми рассказали историю строительства «дороги смерти»

Более 700 человек в один день стали жертвами «ГУЛАГовских хозяев» и конвоиров. При перевозке рабочих на новый участок стройки машина застряла. Людей заставили сойти в снег. Морозы усилились, транспорт на подмогу решили не отправлять и отправили людей пешком по морозу. Одетые в старье заключенные садились в снег отдохнуть, закрывали глаза и больше не просыпались.

11:10. 3 ноября, 2014  
  
1

Историю репрессий сталинской эпохи, хроники ГУЛАГа принято сводить к цифрам — десяткам тысяч и миллионам погибших. Нередко за статистикой трудно различить трагические судьбы реальных людей, которые внесли неоценимый вклад в сталинскую индустриализацию и ковали победу в войне за колючей проволокой. Воспоминания узников, которые сложили жизни на строительстве Северо-Печорской железной дороги, представили в Национальном музее Коми.

Не напрасные жертвы

Мультимедийная выставка «От Москвы до Воркуты. Строительство железной дороги Котлас-Воркута» открылась в отделе истории музея накануне Дня памяти жертв политических репрессий, 29 октября.

Эта дорога больше известна под название Северо-Печорской. Полторы тысячи километров путей с 1937 по 1941 годы ударными темпами строили сотни тысяч заключенных Севжелдорлага. С началом Второй мировой войны была команда ускорить стройку. Как бы жутко это не звучало, жертвы были не напрасны. Дорогу довели до Воркуты до начала Великой Отечественной. Именно благодаря нашей дороге на нужды фронта и борьбы с фашистами из Воркуты отправляли эшелоны с углем. Как известно, другая советская угольная житница, украинский Донбасс, почти сразу оказалась в оккупации немцев.

– Дорога шла через реки. На строительство мостов отправили металлоконструкции, которые сняли в Москве с самого Дворца Советов. Вдоль железной дороги – 59 станций. Их строили не пионеры и не комсомольцы. Каждую станцию возводили заключенные, – напоминает куратор выставки Елена Морозова.

Собственно, Севжелдорлаг был создан для строительства железнодорожного полотна «Котлас-Воркута». Под ее шпалами нашли вечный покой десятки тысяч человек. В базе данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы», которая создана общественным центром им. Андрея Сахарова, есть такой фрагмент о строительстве железной дороги:
 
«По всей лежневке подобрали 714 трупов! Их штабелями сложили у железной дороги, чтобы закопать в большую безымянную братскую могилу и сравнять ее с землей. Вскоре от нее не осталось и следа».

Больше семи сотен человек в один день стали жертвами «гулаговских хозяев» и конвоиров. При перевозке рабочих на новый участок стройки машина застряла. Людей заставили сойти в снег. Морозы усилились, транспорт на подмогу решили не отправлять и отправили людей пешком по морозу. Одетые в старье заключенные садились в снег отдохнуть, закрывали глаза и больше не просыпались.

Награда для зэка

На выставке, открывшейся в нацмузее, представлены уникальные фотографии. Музей истории МВД Коми для виртуальной выставки предоставил альбом 1949 года издания со множеством фотографий строительства той дороги. Плюс — документы. Например, документ, на котором отмечены все 59 станций вдоль полотна.

– Альбомы были созданы как отчетные. Поэтому там нет показухи. На фото запечатлено, как зэки вручную расчищали пути от снега. На все 1600 километров было только два экскаватора. На выставке также можно увидеть грамоты, которыми награждали сотрудников НКВД. Но были и исключения. Одному зэку вручили грамоту – «За ударничество на строительстве Северо-Печорской железной дороги», – говорит Елена Морозова.

Надо сказать, что до сих пор не известно количество заключенных ГУЛАГа, погибших на этой дороге смерти. Зэков тогда никто не считал. Трупы оставались прямо в снегу, на земле, вдоль дороги. Оставшиеся в живых не могли тратить силы на захоронения, а конвоиры не позволяли отвлекаться от главной задачи — движения на Воркуту.

Напомним, что выставка является частью десятилетнего проекта «Память репрессированных». Его национальный музей реализует совместно с фондом «Покаяние». В октябре прошлого года в память об этих жертвах сталинского молоха в стенах музея представили выставку «ГУЛАГ в Республике Коми». Тоже — в современном виртуальном формате. Обе экспозиции постоянные и представлены в Отделе истории.

Основатель и руководитель фонда «Покаяние» Михаил Рогачев напоминает о том, что в их десятитомном мартирологе «Покаяние» собрано уже больше 130 тысяч имен: осужденных по политическим статьям, спецпоселенцев, жертв раскулачивания. Кстати, до сих пор неизвестно, сколько крестьян было раскулачено в Коми крае.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Александр Щиголев Recent comment authors
новые старые популярные
Александр Щиголев
Гость
Александр Щиголев

Страшилки про сталинский режим от Рогачева часто отличаются оригинальностью.
Вот как в одной машине могло уместиться 700 человек!?