Что высветил юбилей печально знаменитой книги о Беломорканале

Восемьдесят лет назад вышла в свет книга по истории строительства Беломорско-Балтийского канала, которая связывалась с именем Сталина. Уже одно это бросает тень на содержание книги. Хотя задействовано в осуществлении её издания было... 120 писателей и журналистов из пяти союзных республик страны – России, Украины, Белоруссии, Таджикистана и Узбекистана.

Автор:   
12:00. 1 июня, 2014  
  
1

Правда, названы были после выхода книги чуть больше тридцати. Да и замысел был грандиозный, и темпы – ударными: авторы создали её всего за пять месяцев! И ещё. Практически ни один из текстов не был ими подписан. И это сделано сознательно.
«За текст книги, – отмечалось в издании, – отвечают все авторы. Они помогали друг другу, дополняли друг друга, правили друг друга. Поэтому указание индивидуального авторства было нередко затруднительно. Мы указываем здесь авторов основных частей, вошедших в ту или иную главу, ещё раз напоминая, что действительным автором всей книги является полный состав работавших над историей ББК имени Сталина».

Опираясь на авторитет Горького

Разумеется, вполне понятно, что тон текстам книги задал сам Горький, под редакцией которого она составлялась. Читаем: «Пролетариат-диктатор ещё раз получил неоспоримое право заявить: я борюсь не для того, чтоб убить, как это делает буржуазия, а для того, чтобы воскресить трудовое человечество к новой жизни, я убиваю только тогда, когда уже нет возможности вытравить из человека его древнюю привычку питаться плотью и кровью людей»… «Гуманнее» не скажешь. (По аналогии можно вспомнить и небезызвестное – «Если враг не сдаётся, его уничтожают».
В списке, в котором, повторимся, чуть более тридцати имён, встречаются имена людей, впоследствии расстрелянных или прошедших лагеря. Их-то и есть смысл вспомнить здесь.

Наши знакомцы

Семён Григорьевич Гехт (1903-1963), советский писатель. С 1946 года находился в лагере в Коми АССР (Вожаёль). Освободился в 1951 году. В книге рассказов «Будка соловья», по сути, использован материал, которым его «навпечатляла» земля Коми. Жизнь и творчество этого человека заслуживают отдельного очерка не только по причинам его вынужденной «прописки» в Коми АССР, но и потому, что его биография богата и насыщена многими яркими эпизодами, разумеется, включая и само его творчество.

Арон Исаевич Эрлих (1896 – 1963), советский писатель, журналист, сценарист. Он упоминался в очерке, посвящённом судьбе писателя Виктора Панова. Именно Эрлих в 1938 году не побоялся поставить свою подпись под письмом в защиту молодого автора (газета «Красное знамя», 12.09.2013г., «Опасная тема»). Сотрудничал в газетах «Правда» и «Гудок», был широко известен, от него всегда принимали материалы и другие газеты. Оставил воспоминания Эрлих и о Михаиле Булгакове, которого именно он привёл в редакцию газеты «Гудок», за что впоследствии удостоился от знаменитого писателя права появиться в его повести «Тайному другу», правда, под именем Абрама…

Участник революции… И вот в то зловещее время кто-то пустил слух, что Арон Эрлих – бывший белогвардеец. Слух слухом, но он тянул на донос. Казалось бы, следовало бы ему не демонстрировать свои взгляды на жизнь. Он и притих на некоторое время, философски рассуждая, с каким «титулом» ему лучше согласиться: белогвардейца или буржуазного националиста… И в это же самое время он подписывает вместе с А. Макаренко и А. Караваевой письмо в защиту молодого писателя от доноса!

Мы писали о них

Итак, 120 писателей трудятся в поте лица над составлением летописи строительства, запечатляя имена тех, кто перевоспитывается, и тех, кто перевоспитывает. Некоторые из этих имён, особенно, руководителей этой стройки, всплывают потом в Коми АССР. Это Нафталий Френкель, вознесённый и обласканный Сталиным из зека-уголовника до генерала НКВД ( «Красное знамя» за 25 апреля 2013 года, «Правда и вымысел о Нафталии Френкеле»). Он потом возглавит все лагерные железнодорожные стройки Советского Союза, будет лично курировать строительство Печорской железной дороги, побывав и дотошно вникая во все огромные проблемы стройки и в Печоре, и в Инте, и в Воркуте.

Дмитрий Успенский, личный друг Генриха Ягоды, а впоследствии возглавлявший и строительство Печорской железной дороги, за приписки снятый с должности именно Френкелем.  Григорий Петрович Большаков (1897-1942), ставший первым начальником Управления строительства Печорской железной дороги в мае 1940 года. Был арестован в январе 1941г. и через полтора года расстрелян с обвинением по ст. 58-7 («подрыв государственной промышленности, транспорта…». Суть этого подрыва была досконально изучена следствием: планы строительства постоянно срывались, а причиной тому было плохое снабжение строительства. За полтора года в лагере умерли 4369 человек «и полной неработоспособности оставшегося контингента» ( Из докладной записки в ЦК ВКП(б): по состоянию на 1.01.42г. в лагере числилось более ста тысяч заключённых). Попытки Большакова достучаться до своего бывшего соратника по ББК, а потом непосредственного начальника в железнодорожном строительстве Френкеля не дала результатов – тот играл в свою игру.

Детище вождя

А теперь представим себе чётко, что такое Беломорско-Балтийский канал имени Сталина? Построен он всего за 20 месяцев. Это 227 километров протяжённостью, с 19 шлюзами, 15 плотинами… Этот канал открывал путь из Белого моря на Балтику. Казалось бы, невероятно, но строители с гордостью отчитывались, что из отпущенных на строительство 400 миллионов рублей было истрачено всего чуть более 95 миллионов: можно представить даже по этому показателю цену труду и самой жизни каждого каналоармейца. За эти 20 месяцев было очищено от леса 85 тысяч гектаров леса: воплощался в этой стройке другой зловещий девиз Максима Горького: мол, у большевиков остался один враг – природа, которую они, конечно же, тоже победят! Труд был адский: произведено три миллиона взрывов, в скальных грунтах пробито 2600 километров шурфов – и всё это за те самые 20 месяцев.

Как истину ретушируют

В книге, изданной тиражом в 10 тысяч экземпляров(!), всё пропитано бодростью и оптимизмом. Трудно представить, насколько верили своим записям писатели или насколько правдиво открывались перед ними каналоармейцы. Но, знакомясь с подобной книгой, нужно быть готовым прочитать и другую литературу по этой стройке, например, повесть «Каналоармейцы», которая была опубликована лет тридцать назад в журнале «Север» ( Архангельск). Тогда, возможно, поутихнут восторги по поводу того, что после завершения строительства ББК было полностью освобождено почти 13 тысяч человек, а также сроки снижены почти 60-ти тысячам зеков…Ведь не сообщается же, сколько было каналоармейцев расстреляно и погибло от непосильного труда. Вот на такие мысли наводит юбилей этой книги

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Владимир Уляшев
Владимир Уляшев
02.06.2014 08:54

А когда соберут 120 местных журналистов, чтоб описать историю строительства Белкомура?

Что? не закончили еще эту стройку века?! – и не начинали даже?!!

Да за такое при Иосифе – …