Всё повторяется

Экономический кризис для России, да и для нашей республики, не новость. В этом можно...

20:55. 9 декабря, 2010  
  
0
Экономический кризис для России, да и для нашей республики, не новость. В этом можно убедиться, прочитав, к примеру, газету «Зырянская жизнь» за 1918 год. У нас уже был и «лекарственный голод», и ожидание кредитов, и перепродажа товаров втридорога, и расцвет криминала… Так что верно заметил когда-то американский писатель Кларенс Дарроу: «История повторяется, это один из её недостатков». Сохраняем орфографию и пунктуацию тех лет.

«Зырянская жизнь». 1918. 20 (7) июня.
 

В Москву – с протянутой рукой

В виду переживаемаго уездом финансового кризиса, за текущий год все счета от крупных аптекарских фирм остались неоплаченными; в настоящее время во врачебном отделе насчитывается 17 счетов, на сумму 73,995 руб. 34 коп. и мелких неоплаченных счетов от поставщиков на сумму 12,551 руб. 06 коп. Если не будет денег существующий лекарственный голод через короткий промежуток времени примет ужасающие размеры. Медицинский персонал уезда, в безвыходном положении: не получая жалованья с апреля месяца сидят в проголодь; за отсутствием лекарств они не в состоянии оказывать населению недлежащую медицинскую помощь; в некоторых волостях даже не выдавали им установленнаго пайка.

Граждане, не предъявляйте чрезмерных требований к медицинским работникам, не просите лекарств «прозапас» знайте, что если не будет в скором времени кредита, на приискание которого отправлена Исполнительным Комитетом специальная делегация в Москву, весь уезд может очутиться без всяких лекарств и медицинская работа будет сведена к нулю, говоря иначе – лечебныя заведения должны будут закрыться.

Как ломается мир

Труппа приезжих артистов, о чем сообщалось во 2 № газеты, 18 июня в народном доме сыграла пьесу «День и ночь» («Красный фонарь»), писательницы Софьи Белой. Пьеса – в момент величайшей ломки жизни является маленьким осколком пройденнаго и проходимаго мира, рисующей трещины капиталистического строя везде и всюду.

Чудная сельская девушка Настя красивая, искренняя и – правдивая в большом городе превращается против ея воли в распутницу Викторию, нарядную и злую.
Вырванная из класса трудящихся, чудная личность погибла для жизни труда и власти трудящихся, как жертва строя.

…«День и ночь» в своем конкретном содержании – вся пошлость падающаго строя, зовущая, диктующая к ненависти и борьбе с системой жизни грабителей, эксплоататоров…

Активный зритель

«Зырянская жизнь». 1918. 27 (14) июня.

«Ыбские буржуи»

Разрешение тяжелаго продовольственнаго вопроса нашло в Ибской волости, сделавшейся за последнее время, по рассказам очевидцев, чем-то вроде «толкучаго рынка», куда стекаются голодающие крестьяне буквально со всего уезда, привозя с собою все то, без чего крестьянская жизнь еще может держаться хотя бы на границе нищеты и полнаго хозяйственнаго разрушения, как-то; шубы, платки, сарафаны, холст, охотничьи ружья и даже сбрую и плуги.

Этот чисто «коммунистический» обмен производится в виду того, что богатые ибские мужички, имея полные амбары хлеба, за деньги совершенно перестали его продавать или заламывают небывалыя для местного края цены – от 50 руб. до 80 пуд зерна, чаще же всего, разсказывают покупатели, отказывают в отпуске хлеба без обмена, угрожая, в противном случае, поднять цены до 100 руб. за пуд ржи. Жадность «Ыбских буржуев», по выражению голодающих крестьян, дошла до того, что покупателям, приехавшим за сотню верст (с Вычегды и Вишеры), не продают печенаго хлеба на прокормление иначе, как в тот-же обмен; «снимай рубашку с себя, картуз с головы и т. д.?

Что же делать – дают: «голод не тетка».

Вот кому счастье в руки лезет. Одни древесную кору едят, а другие «как сыр в масле катаются», богатеют да еще измываются над своими же братьями крестьянами, проедающими свой последний хозяйственный инвентарь.

«Зырянская жизнь». 1918. 5 июля (22 июня).

6 рублей за понюшку табака

На днях из общества потребителей выдавали махорку. Любители «спекульнуть» не упустили случая нажить себе «бумажек». По выходе из лавки, тут же на крыльце открывали свою торговлю, но уже продавали восьмушку махорки не за 1 р. 50 к., а за 4, 5 и 6 руб. Следовало бы обратить должное внимание на этих господ, сразу убить у них охоту ловить в мутной воде рыбу.

«Зырянская жизнь». 1918. 11 июля (25 июня).

Ограбление по-устьсысольски

За последнее время в г. Устьсысольске чрезвычайно развилось воровство. Есть улицы и местечки, обитатели которых почти поголовно подвергались ночному ограблению. Так, например, на северо-загородной улице, говорят, остались всего два три дома, где еще не были «почтенные гости», на Кируле жители уже не знают что предпринять против воров, ибо они действуют настолько ловко, что чуть не среди бела дня очищают амбары, погреба и чуланы…

…По слухам, действует целая организация. Тащат все, что попадет под руки. Следовало бы нашей милиции обратить серьезное внимание на это гнусное явление в нашей жизни. Меры требуются самыя крутыя, самыя решительныя, а то в одно прекрасное утро, пожалуй, кто нибудь из Устьсысольцев сам лично может очутится в кармане какого нибудь грабителя. Долго ли до чуда? Спим мы крепко, чисто по Устьсысольски, а главное по летнему и по старинному, нередко открыв настежь окна. Просыпление будет не из приятных.

«Зырянская жизнь». 1918. 20 (7) июля.
 

«Пир во время чумы»

Тяжелое дыхание Царя-голода дошло и до нас. В счастливых некогда селах Палауз и Гриве население начинает голодать. За неимением хлеба жители питаются зеленым луком, ягодами и всевозможными травами. Местные же богачи, имеющие десятки пудов хлеба чужды всякаго сострадания. Они не только не продают хлеб ни на какие деньги (голодающие дают по 100 р. и выше за пуд зерна), но тратят его целыми пудами на самокур. Для голодающих нет хлеба, а для богачей кулаков есть даже и веселящий напиток. Бедняки в страшных мучениях на почве голода просят продать несколько фунтов муки, чтобы немножко хотя утолить свой голод, богачи же отворачиваются и не хотят ничего знать, они говорят: «Тыла уджал».

Справедливые слова, но как они не уместны. Разве бедняки – голодающия работают меньше их, разве они не делают подсек. Хотелось бы чтобы местные богачи образумились и не пировали на трупах своих односельчан – бедняков, а то по словам великого нашего поэта получается «Пир во время чумы».

«Зырянская жизнь». 1918. 3 августа (21 июля).

В горящую избу вошли

В 3 часа ночи 30-го сего июля в слободке Кируль произошел пожар от невыясненной причины в доме гражданина И. П. Забоева, сгорел этот дом и стоящий рядом с ним другой уже полуразвалившийся. Дальнейшее распространение огня удалось пожарным задержать, благодаря распорядительности старшаго из команды Демина. Характерно, что в тушении пожара принимали участие больше женщины, представляющия вообще более активную часть населения. Выяснился также и один технический недостаток противопожарной организации: недостаточно бызстрый подвоз воды, главной причиной чего является отсутствие легкаго подвижного состава для возки воды; вместо тяжелых телег гораздо удобнее были бы двуколки с бочками, на что обращаем внимание Городского Совета.


«Зырянская жизнь». 1918. 23 августа.

Уездная хроника

– В ночь с 15-го на 16-ое августа в г. Устьсысольске можно было наблюдать необыкновенно сильное северное сияние (сполох), представлявшее величественное зрелище.

– Партия большевиков г. Устьсысольска получила в настоящее время массу военнаго оружия и боевых припасов, привезенных из Котласа специально командированными для этой цели делегатами. На другой же день была перевооружена вся боевая дружина трехлинейными винтовками, и на базарной площади был произведен смотр дружины.

– За отъездом большей части красноармейцев на фронт заботу об охране города, состоящего на осадном положении, приняла на себя боевая дружина партии коммунистов (большевиков).

– Доставленным из г. Вологды военным оружием перевооружена теперь вся городская милиция.

Прогонять медведей не хотят

В селе Корткеросе и в деревнях Визябож и Додзь появились медведи. В Корткеросе ими истреблено в продолжении 2-х недель две коровы, в Додзи три коровы и в Визябоже три лошади. Не смотря на то, что имеются в Корткеросе даже солдатския винтовки, крестьяне и не думают прогонить медведей. Они, вероятно, надеются на то, что скот скоро будет передан в «Мoдланoв» и будет изолирован от медведей. Очевидно крестьяне забыли, что медведь тоже может передвигаться с места на место и даже переплывать реку.
Корткеросский


Автор выражает
благодарность работникам отдела краеведения Национальной библиотеки РК
Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments