К 105-й годовщине со дня рождения Николая Фролова

Драма «лесной драмы»

15:36. 6 апреля, 2014  
  
0

Знаете ли вы, что профессор, доктор математических наук Николай Фролов и коми поэт Сук Парма  – одно и то же лицо? Но если как автор семи вузовских учебников по высшей математике, организатор вузовской науки  он – общепризнанный авторитет в математическом мире, то судьба его в литературе была весьма драматичной. Непревзойдённый лирик, он несколько раз  выметался из центра коми поэзии на периферию по идеологическим соображениям. И ему приходилось снова и снова отстаивать своё высокое назначение.

Труба звала 

Николай Андрианович Фролов родился 14 апреля  1909 г. в крестьянской семье в местечке Тентюково Усть-Сысольска (Сыктывкара). В соседней деревне на 15 лет раньше родился В.А.Молодцов – создатель первого в советское время общепринятого коми алфавита. А ещё в 4 км от родительского дома по той же дороге в сторону Усть-Сысольска родился  выдающийся финно-угровед и поэт Илля Вась, который уже в школьные годы гремел своими поэтическими и лингвистическими успехами сначала в Москве, а затем в Хельсинки и Будапеште. Такие земляки, конечно же, не могли не вдохновлять юношу. 

Николай мечтает быть таким же бесстрашным первопроходцем и в жизни, и в литературе. Его увлекали призывы учиться, создавать национальную культуру, чтобы театр, школа, литература были на родном языке. Он отражает эти мысли в стихотворении  «Товарищу»  (1927 г.) и предлагает соратникам по перу объединяться вокруг журнала «Ордым» («Просека»).

Рубрика для начинающих

Для таких, как Николай Фролов, в журнале была рубрика «Гижны босьтчысьяс» (начинающие писать). До 1930 г.  здесь выходят 14 его стихотворений. Публиковаться он начал в 1927 г., когда учился в выпускном классе школы 2-й ступени. До отъезда в вуз отправил в редакцию стихи о Ленине и три лирические миниатюры. Их замечает классик коми литературы Виктор Савин и предрекает автору большое будущее. 

1927-1930 гг. – время учёбы Фролова на физико-техническом факультете педагогического отделения Пермского университета. После его окончания год работы в Свердловске. Затем Москва, аспирантура при МГУ, через четыре года успешная защита диссертации и приезд в 1935 году в Сыктывкар на должность преподавателя и зав.кафедрой физико-математических дисциплин КГПИ.

В Перми он задумал основное своё произведение «Шыпича», навеянное преданиями о могущественном  колдуне, который в народной памяти отождествлялся с купцом Сухановым, державшем в узде весь  Усть-Сысольск. Фролову были известны также легенды об атамане Шыпиче в литературной обработке Каллистрата Жакова и Илля Вася, другие краеведческие материалы.

«Шыпича»: первые заботы

Со второй половины 1930-ых годов учителями для Николая Фролова становятся Михаил Лебедев, живший в Корткеросе, и уже известный в то время первый коми поэт Иван Куратов. Фролов стремится сделать свои стихи такими же, как  у  них, изящными, выразительными.  Помня, что Лебедев был классиком опереточного жанра, что Савин планировал организовать оперную коми студию, Фролов решил продолжить их начинания и добиваться создания на сюжет «Шыпичи» оперы.

Так в 1936 г. в журнале «Ударник» (№ 8)  появляется произведение, озаглавленное: «Шыпича. 3 актаса опералы либретто». Желая привлечь внимание общественности к своим идеям, он устраивает 27 июля 1937 г. обсуждение либретто в писательской организации. С этой же целью он повторно публикует либретто в республиканской газете «Вöрлэдзысь» ( будущее «Красное знамя»).

Смутное время

В конце 1937 г. обком партии назначает беспартийного Фролова своим  уполномоченным в разгромленной писательской организации. Редколлегия «Ударника» арестована в полном составе, но журнал – орган   несуществующей писательской организации – продолжал выходить,  сплошь заполненный переводами и партийными документами. 

В марте 1938г.  создаётся оргкомитет Союза советских писателей Коми АССР, в нём работают Василий Юхнин, Николай Фролов и Геннадий Фёдоров. Итоги восстановительного периода в коми литературе подвела конференция, проходившая 15 октября 1938 г. уже без Фролова. Было провозглашено, что коми литература избавилась от орудовавших в ней врагов народа и теперь ничто не мешает создавать прекрасные народные произведения. 

Под названием музыкальная драма

Пройдя  конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой, к 1 сентября 1938 г. он перебирается в  Горьковский пединститут, где успешно преподаёт 17 лет. Фролов понимает, что израненной репрессиями  коми национальной интеллигенции не по силам продвигать идею оперной постановки как нового шага в национальном искусстве. Он  перерабатывает либретто в драматическую поэму и публикует её под названием «Пемыд пармаын» («Шыпича») в журнале «Ударник» (1940 г., №№ 8 –  9). В это же время  «Шыпича» включена в школьную программу по коми литературе. (Для примера: будущий ректор СГУ Сергей Худяев заучивал отрывки из «Шыпичи» в 5-ом классе в 1946 г.).  

В конце 1940 г. Борис Семячков, художественный руководитель Коми драмтеатра, создаёт сценический вариант поэмы Фролова. Премьера музыкальной драмы «Шыпича» в постановке Николая Дьяконова с успехом прошла 29 и 30 марта 1941г. Участвовали  Коми драмтеатр и Ансамбль песни и пляски Коми АССР.  Спектакль получился масштабным, ярким, запоминающимся. 

Оторвались бесы…

В 1947г. тучи сгустились над самим текстом «Шыпича». Откликаясь на печально знаменитое постановление ЦК партии 1946 г. по идеологическим вопросам, партийные литераторы в Коми именно эту драму в стихах выбрали для критики, как «не соответствующую духу времени и партийным установкам».

Александр Вежев, автор той разгромной публикации в журнале «Войвыв кодзув», в 1959 г., уже в совсем другое время, отказался от идеологических обвинений и в доброжелательно написанной статье, приуроченной к 50-летию Николая Фролова, свёл свои замечания к словам: «Драма не лишена недостатков». Но на долгие годы «Шыпича» и имя её автора были вымараны в книгах, а произведение исключено из хрестоматий. Была возвращена драма в коми школу лишь в конце 1950-х годов.

Вспоминая это время, Николай Фролов писал своему другу Ивану Изъюрову: 

«… я убеждён, что в «Шыпиче» как оперном либретто есть всё для того, чтобы создать первоклассную оперу. Кроме того, в «Шыпиче» есть много мест, представляющих высокую поэзию. Если бы в Сыктывкаре нашлись люди, которые готовы заниматься созданием оперы, то такие люди могут рассчитывать на моё горячее участие в этом деле. Я мог бы войти в контакт с композитором и вновь отредактировать либретто «Шыпичи».

В 1956 г. в Сыктывкаре создаётся оргкомитет Союза композиторов. Писатель Иван Изъюров, видимо, тогда же разглядел в Михаиле Носыреве талантливого и образованного композитора, способного взяться за оперу. Он – бывший заключённый, попал в Воркуту с третьего курса Ленинградской консерватории, почти 10 лет работал в лагерном музыкальном театре, а освободившись, был дирижёром оркестра  драмтеатра в Сыктывкаре и концертмейстером филармонии. И теперь  уже Носыреву поручается написать оперу «Шыпича». Это был 1957 г.

И тут осечка

Поначалу всё обстояло благополучно. Композитор нашёлся, и Фролов, воодушевлённый тем, что его произведение реабилитировано и вновь оценивается как одно из лучших в коми поэзии, трудится в поте лица. В конце декабря 1957 г.  драма, переработанная в  либретто,  уже в Сыктывкаре, её обсуждают в Союзе писателей. 

Но… Носырев по окончании срока ссылки получил приглашение из Воронежа занять должность дирижёра в Театре музыкальной комедии. В марте  1958 г.  он покинул Сыктывкар и навсегда обосновался в Воронеже.

Когда сорвалась и третья попытка создать оперу, Фролов решает разбить либретто на части и опубликовать их в качестве самостоятельных стихотворений. Так в 1958 г. появился небольшой сборник, в который автор включил пять отрывков из «Шыпичи». Три стихотворения из них композитор Александр Осипов положил на музыку, в том числе романс «Эн вунöд» («Не забывай»).

 В 1972 году Фролов на пять лет возвратился на родину, чтобы помочь в становлении открывшегося тогда Сыктывкарского университета. В 1981 г. подготовил окончательный вариант драматической поэмы «Шыпича», назвав её «Парма ловъя» («Парма жива»). Она вышла отдельным изданием в 1985 г. в Сыктывкаре.

 
Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments