Как мы опередили Швейцарию

Выдающееся открытие сыктывкарских геологов

Автор:
18:17. 22 февраля, 2014

Человек изучает Землю с момента своего появления на планете и многое  про неё уже знает. Поэтому каждое по-настоящему новое знание даётся очень непросто, и за него идёт серьёзная борьба, скрытая от глаз посторонних. Это касается любой отрасли науки.

Например, человеку известно около четырёх с половиной тысяч минералов – природных кристаллохимических соединений, поэтому находку каждого нового минерала можно смело приравнять к открытию неизвестной ранее планеты или звезды во Вселенной. В регионе работ сыктывкарских геологов, протянувшемся от южных границ Республики Коми до берегов Ледовитого океана и Новой Земли, в разное время было открыто всего три ранее не известных науке минерала. Сегодня мы расскажем о самом первом открытии.

Луна изучена лучше Урала

Академик Николай Юшкин, бывший директор Института геологии Коми научного центра, однажды написал: «Сейчас о минералогии Луны написано больше, чем о севере Урала. Чтобы раскрыть загадочный мир уральских недр, нужен тяжёлый, долгий и упорный труд. Я горячо увлёкся этим трудом».

Именно такое упорство привело группу сыктывкарских геологов к неожиданному открытию.

Всё начиналось… с лошадей

В далёком 1966 году тогдашний директор Института геологии Марк Фишман и заведующий лабораторией петрографии Борис Голдин прошли многокилометровым маршрутом почти через весь север Урала, ведя за собой караван лошадей, нагруженных экспедиционным снаряжением. В один из дней Голдин был буквально очарован новой находкой: белые горные породы были густо пронизаны прожилками ярко-красного, почти малинового цвета. Такой красный минерал ему ранее не встречался ни в музеях, ни в маршрутах. Поэтому, несмотря на непрекращающийся дождь и позднее время, геолог тщательно осмотрел и изучил находку. А затем отобрал большое количество образцов и вернулся в лагерь.

В Сыктывкаре находку передали Николаю Юшкину, который быстро установил, что это не такая уж большая редкость в мире геологии. Это был пьемонтит – марганцовистая разновидность обычного эпидота (кальциевого силиката).

Главное то, что не видно глазу

Но вместе с пьемонтитом в собранных Голдиным образцах Юшкин обнаружил и загадочный минерал. Он представлял собой правильные призматические кристаллики размером около четверти миллиметра. Кристаллики имели красивый жёлтый цвет и были очень тяжёлыми по сравнению с другими минералами. Были проведены различные исследования, но их результаты не совпали с параметрами ни одного известного тогда минерала.

У учёных возникла идея сопоставить находку с известными искусственными соединениями. К сожалению, в Сыктывкаре сделать это было тогда невозможно.

Повезло сразу

Марк Фишман, будучи в Москве по делам, в одном из институтов достаточно быстро обнаружил в картотеках синтетический аналог уральского «незнакомца». Это был арсенат иттрия Y[AsO4], синтезированный и описанный в 1934 году итальянскими химиками. Такого соединения в природе действительно раньше не встречали.

Эта удача быстро продвинула исследования. Вскоре были получены все необходимые сведения, достаточные для доказательства новизны уральской находки.

Полученные материалы были направлены в Комиссию по новым минералам Всесоюзного минералогического общества. Она должна была всесторонне проверить результаты сыктывкарских учёных и, в случае положительного решения, передать дело в комиссию при Международной минералогической ассоциации. Там ревизию данных повторяют два десятка наиболее выдающихся минералогов из разных стран и выносят окончательное решение – новый это минерал или уже известный.

Всемирное признание

Потребовалось некоторое время на работу комиссий, но они обе признали новый минерал и утвердили его название, которое само собой возникло у сыктывкарских учёных ещё во время исследования находки – черновит. Тем самым было увековечено имя выдающегося геолога и исследователя Печорского края Александра Александровича Чернова. Первооткрывателями минерала были признаны Борис Голдин, Марк Фишман и Николай Юшкин.

Затем были научные статьи и заметки в средствах массовой информации. Естественно, что такой информационный повод не могли пропустить и в республиканской прессе. О визите местного корреспондента, посмеиваясь, частенько вспоминали и Фишман, и Юшкин.

Черновит – не значит чёрный

Журналист, как это обычно бывает, спешил. Одновременно слушал пояснения учёных и что-то тут же строчил в блокнот. Ему предложили взглянуть на черновит в микроскоп и полюбоваться жёлтой окраской минерала. Согласно кивая головой, журналист продолжал писать в блокноте. Наконец, сославшись на необходимость срочно дать материал в номер, убежал, так и не взглянув в микроскоп.

Через день вышла заметка, в которой всё было изложено толково и правильно. За исключением броского заголовка «Чёрный камень – черновит»!

Информацию о новом минерале со снимком группы сыктывкарских учёных дало ТАСС, её перепечатали многие газеты страны.

А кому-то наша победа обернулась поражением

Как выяснилось потом, сыктывкарские учёные не зря уделили внимание тому, чтобы быстрее провести исследование черновита. Ещё чуть-чуть, и было бы непоправимо поздно.

Почти одновременно с Борисом Голдиным тот же самый минерал был обнаружен известным швейцарским собирателем минералов Фрейцем Шталлером в Альпах. Он послал свои образцы в Бернский музей естественной истории, где ими занялся геолог Ганс Штальдер. Ему тоже удалось сопоставить найденный минерал с искусственным арсенатом иттрия. Но у него не хватало материала для того, чтобы провести все необходимые исследования для подачи заявки на открытие. Он стал предпринимать попытки получить дополнительный материал для изучения. И опоздал – успела выйти статья сыктывкарских учёных.

Это был тяжёлый удар для швейцарских минералогов. Они сами признались в этом в своей статье, опубликованной в 1973 году в одном из английских минералогических журналов. С другой стороны, их данные подтвердили сведения, полученные в Сыктывкаре.

Спустя некоторое время появились заметки о находке черновита и в других местах Урала, а также в Италии и Китае. Сегодня черновит прочно вошёл в систему минералов мира, и сведения о нём имеются во всех современных научных энциклопедиях, справочниках и учебниках.

А в Геологическом музее имени Александра Чернова Коми научного центра минерал черновит занимает почётное место в экспозиции зала «Минералогия».

3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers

Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Иевлев АА.Анонимсам Recent comment authors
новые старые популярные
сам
сам

и как посетить с экскурсией этот зал “Минералогия” простым сыктывкарцам?

Аноним