Дерзкие шутки Каменского

Ухта в биографии знаменитого литератора

Автор:   
15:13. 25 августа, 2013  
  
0

Прежде чем рассказать об ухтинском зэке Анатолии Каменском есть смысл вспомнить Демьяна Бедного, имя которого гремело в начале прошлого века и к которому был прилеплен властью прижизненный ярлык «первого пролетарского поэта».  Он был обласкан властью, словно в подтверждение его настоящей фамилии – Придворов.

 

 

 

 

 

Хвалёная добыча Бедного

Демьян Бедный был страстным коллекционером,  ярым книголюбом. Его библиотека насчитывала более 30 тысяч томов. Не стеснённый в средствах (а его издавали много, часто и большими тиражами), он регулярно обходил  все букинистические магазины Москвы и, не торгуясь, выхватывал то, что ему приглянулось. Он знал толк в книге, но не настолько, чтобы слыть докой. Особой страстью его были рукописи, за которыми он охотился, а потом гордился своими приобретениями перед всем миром. Со временем он настолько уверовал в свои познания, что в конце концов наступило время возмездия.

 

Великие мистификации

В литературной среде всегда пользуются вниманием люди, которые наделены даром пародировать. Одним из таких мистификаторов был  Евгений Иванович Вашков, писатель, художник, издатель журнала «Оса». Он настолько освоил жанр литературной мистификации, что в 1900 году опубликовал в журнале «Русская мысль» материал «Пушкин. Новое, неизвестное посвящение Керн». Причём подделка была самой высшей пробы. Было затем много литературоведческих споров о том, один раз Пушкин «помнил это чудное мгновенье» или же оно бередило вновь и вновь?

Вашков предпослал публикации легенду о том, что он, сотрудник Литературного музея, однажды роясь в архиве… Потом была революция, была ссылка в Иваново, затем отправка по этапу на перевоспитание в Дмитлаг.

 

Блокнот в малиновой обложке

В 1929 году он написал письмо в журнал «30 дней» о том, что приобрёл блокнот купца Фёдора Семыкина, в котором среди хозяйственных записей встретил уникальные поэтические фрагменты: «кажется, неизвестный Некрасов»… Этот блокнот в малиновой обложке Вашков продал Демьяну Бедному за 500 рублей! Высший класс! Продал человеку со славой знатока литературы, именем которого к моменту 500-рублёвой сделки уже пять лет был назван город Беднодемьянск (ныне опять Спасск Пензенской области). «Впарить» ему что-то насчёт поэзии было примерно тем же, чем дополнить или поправить Джугашвили насчёт обострения классовой борьбы.

Радости Демьяна Бедного не было границ: он опубликовал найденный «шедевр» в двух номерах газеты «Правда»! Некрасов, поэма «Светочи». Причём поэт уже литературоведствовал: мол, известная некрасовская поэма «Дедушка» – это только фрагмент, а полностью поэма называется  «Светочами»! Ра­зумеется, подключились все: журналисты взахлёб пересказывали о везухе Демьяна, критики сошлись в яростном споре. Всех, кто подвергал сомнению выводы «первого поэта страны» тут же зачисляли в троцкисты. Демьян стал настойчиво требовать, чтобы  его (ЕГО!) «Светочи» были включены в собрание сочинений Некрасова. Чуковский, редактировавший это издание, был против. В троцкисты его, правда, не записали, но экспертизу текстов назначили.

 

Грандиозный скандал

Выяснилось, что бумага блокнота действительно  из XIX века. А вот чернила – уже из двадцатого! Дотошные графологи выявили, что почерк «выдаёт сильное напряжение при  написании всех тех букв, что отменили по реформе ХХ века (в одном слове «вторник»  в тексте авторы мистификации забыли поставить в конце слова «ъ» из ХIХ века).

Скандал был грандиозный! А что же Вашков? Его судьбу полностью проследить не удалось. Освободившись из Дмитлага, он сочинял сценарий фильма о строительстве канала Москва – Волга. Но перед смертью решил ещё раз проверить себя на ниве  своеобразного творчества: на этот раз «обнаружил» «неизвестное стихотворение Маяковского». И тоже гениальный успех!

 

А сочиняли-то вдвоём

Последующие литературоведческие исследования показали, что в творческом процессе по созданию якобы поэмы Н.А.Некрасова «Светочи» принимали участие двое, два друга- единомышленника: Евгений Вашков и Анатолий Каменский. Был у них ещё один замечательный друг, Александр Грин, но он не пылал страстью к мистификациям. А вот эти двое, Вашков и Каменский, преуспели.

Анатолий Павлович Каменский нашему читателю интересен уже тем, что могила его находится в Ухте. В 1939 году он был приговорён особым совещанием при НКВД СССР к восьми годам лагерей. После приговора был этапирован в Ухто-Ижемский лагерь, а 30 марта 1941 года был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации – в следственной тюрьме лагеря он и умер…

Из биографических сведений узнаём, что  Анатолий Каменский уроженец г.Новочеркасска, потомственный дворянин. По профессии журналист. До Первой мировой войны жил в Петербурге. В 1915 г. переселился с семьёй в Москву, где работал директором кинотеатра. В 1918 г. выехал в Киев, затем в Одессу. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем переехал в Берлин. В 1924 году возвратился в СССР. В 1930 году был командирован в Германию, затем во Францию. В 1934-м вернулся в Москву. Работал консультантом Союза советских писателей… Отбывал наказание в Коми АССР, работал счетоводом в санчасти ИТЛ. Находясь  в местах лишения свободы, повторно арестован 10 октября 1940 г. за «распространение клеветнических слухов о положении трудящихся в СССР и дискредитации ВКП(б). В 1957 году реабилитирован.

Казалось бы, официальные документы свидетельствуют о том, что в 1930 году Каменский покинул страну и отправился в командировку, но «Литературная энциклопедия» 1931 года издания трактует это иначе. В ней говорится: «Сейчас Каменский злостный эмигрант».  

 

Женщины должны ходить голыми

До революции Каменский много печатался. В 1910 году вышел трёхтомник его рассказов, затем другие сборники. В наше время творчество Каменского забыто – его просто не переиздавали. Возможно, причина тому – его склонность к эротическому повествованию. Например, в романе «Люди» (1910) он ломает все представления о нравственности, этике и других заповедях нормальной человеческой жизни. Его герой  склоняет  мужей к пьянству,  жён — к кокетству, поощряет пороки, то есть пропагандирует то, о чём в то время говорили шёпотом, а в наше время  общество этим уже пресыщено.

Ну разве есть в том вина Каменского, что именно на период взлёта его творчества (1906 – 1908 гг.), приходится разработка в русской беллетристике «половой проблемы». Причём он не мог стоять в стороне от подобной дискуссии, за что и  был зачислен возмущённой критикой в разряд «порнографов». Но он решал эту проблему по-своему. Ну и что с того, что в рассказе «Леда» его героиня считает, что красивые женщины должны ходить голыми?.. Со временем к этой моде присоединились и голые мужчины, появились в мире нудистские пляжи… 

 

Утёрли нос самому Демьяну

Но нас ведь интересует более существенная вещь, а именно то, каким уровнем знаний должен обладать человек, чтобы вписать своё имя в библиографию Пушкина и Некрасова, чтобы прогорланить в манере Маяковского? И хотя доказанным фактом является только то, что будущий северный зэк Каменский  в творческом содружестве с другим мистификатором, Вашковым, преобразился в Николая Алексеевича Некрасова, уже это одно вызывает восхищение талантом мистификатора. Демьян Бедный – ну и бог с ним! Он никогда не был бедным, а проучили его не завистники, а более знающие и любящие литературу люди, к тому же не менее талантливые, чем «первый поэт революции».

Нам, наверное, не дано узнать, с каким вдохновением создавали Вашков и Каменский свой   шедевр «Светочи», как подхохатывали над очередной удачной строкой, пусть это останется тайной их творчества. Для нас важно то, что русский писатель Анатолий Каменский, друг Александра Грина и Михаила Пришвина,  оставил свой след в русской литературе, а также в талантливых творческих  мистификациях, утёрших нос самому Демьяну Бедному. Кстати, об одной из тайн, связанных с именем Д.Бедного, мы уже рассказывали на страницах «Красного знамени». Ему приписывалась роль якобы случайного «сверхсекретного» расстрела и сожжения Фанни Каплан («Спектакль для легковерных», номер за 20 декабря 2012 года).

 

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000