Знаменитый певец Борис Дейнека стоял у истоков оперного искусства в Республике Коми

Аплодировать громко талантливому зэку считалось недопустимым...

Автор:   
15:40. 17 августа, 2013  
  
2

70 лет назад был подписан приказ о создании Воркутинского музыкально-драматического театра, чья труппа состояла из заключённых актёров. Один из них, Борис Дейнека, уже тогда гремел на всю страну. Его голос был для неё своего рода позывными: в 1936 году по радио в исполнении Дейнеки впервые прозвучала песня «Широка страна моя родная».

 

 

 

 

Без бумажки человек – ноль

Каждого человека в Советском Союзе сопровождало по жизни несколько так называемых «личных дел». Некоторые бумаги перекочёвывали из дела в дело, другие дополняли предыдущие, создавая всеобъемлющий портрет гражданина во времени и пространстве. Дейнека Борис Степанович не был исключением. Есть следственное дело, открытое на него в 1941 году в Москве, по которому он был осуждён Московским военным трибуналом к высшей мере наказания с заменой на отбывание в ИТЛ сроком на десять лет с поражением в правах на пять лет. И это всё за рассказанный им однажды анекдот. А ведь к тому времени он уже был обласкан доверием и принят кандидатом в члены ВКП(б). В автобиографии 1951 года об этом сказано: «В 1941 году, в феврале месяце, был принят кандидатом ВКП(б). В ноябре выбыл в связи с репрессией…»

Есть «личное дело» Б.С.Дейнека и образца 1951 года – это когда он поступал на ту же работу в тот же воркутинский театр, но уже будучи освобождённым из заключения.

И жизнь ничто не омрачало

Родился он в Варшаве, в семье учителя. Окончил школу 2-ой ступени и одногодичные педагогические курсы. В 1920 году ушел добровольцем в Красную Армию. Наверное, был в её рядах запевалой…Как бы там ни было, «в 1921 году был командирован воинской частью в Московский 2-ой  Университет, который окончил в 1925 году. В этом же году поступил в Театральный институт в Москве (ГИТИС) на музыкально-драматическое отделение, которое окончил в 1929 году…С октября 1929 года начал работу во Всесоюзном радиокомитете в качестве актёра-певца. Без отрыва от производства поступил в 1934 году в Школу высшего художественного мастерства при Московской государственной консерватории. Окончил аспирантуру в ней…что дало звание кандидата искусствоведческих наук…» ( из автобиографии 1951 года).

Дейнека становится всё более известным и знаменитым: лауреат пяти Всесоюзных конкурсов, он гастролирует по всей стране, выступая как с сольными концертами, так и в оперных партиях. Нет отбоя от предложений записаться на фонофильмы и граммофонные записи: всего таких записей около 60.

Музыка в тьмутаракани

И снова из автобиографии: «В Воркутлаге был зачислен артистом, а позднее, по совместительству, вокалистом-консультантом–педагогом в Воркутинском музыкально-драматическом театре. Работал в нём по 1 января 1951 года…» Здесь нужно сделать небольшое уточнение. Эта автобиография пишется Дейнекой как обязательное приложение к заявлению на имя директора театра Дома культуры КВУ (комбината «Воркутауголь»): «Прошу зачислить меня в труппу театра в качестве солиста – певца…».

А до этого ползут лагерные годы. Репертуар воркутинского театра за 1945 – 1948 годы даёт представление о репертуаре Дейнеки.

1945 год:  Мефистофель в «Фаусте», Эдвин в оперетте «Сильва», Гудха в «Жрице огня». 1946 год: Базилио в «Севильском цирюльнике», Мистер Икс в «Принцессе цирка», Ляпиводьер в комической опере  «Дочь Анго», граф Тасило  в «Марице», снова Эдвин… 1947 год: Тонио в опере «Паяцы», Мельник в опере «Русалка». 1948 год: принц Лагонский в «Баядере», Цезарь Галь в «Вольном ветре», Гремин в «Евгении Онегине», Спарафучиль в «Риголетто»…

А ведь это отдельные выборки. А были ещё партии в «Мазепе» и «Борисе Годунове», в «Иоланте» и «Сказке о Золотом Петушке», в «Моцарте и Сальери» и в «Запорожце за Дунаем»…Не считая множества концертов…

«Обязуюсь не разглашать…»

И вот освободившийся из заключения солист-певец Дейнека устраивается на работу в тот же театр, но уже вольным солистом, которому полагается отныне месячный оклад…Правда, лагерь просто так не отпускает: в личном деле  появляется так называемое «ОБЯЗАТЕЛЬСТВО: я, нижеподписавшийся Дейнека Борис Степанович, состоя на службе в системе Министерства Внутренних дел СССР, обязуюсь хранить в строжайшем секрете, не разглашать ни в какой степени и ни при каких обстоятельствах все известные мне сведения, составляющие государственную тайну, и сведения о…лагерях, тюрьмах, строительствах, предприятиях, учебных заведениях и других учреждениях МВД, а также все иные сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, не подлежащие оглашению, ставшие мне известными в связи с работой в системе МВД. Я предупреждён, что за нарушение настоящего обязательства несу уголовную ответственность в установленном законом порядке. Б.Дейнека 17 октября 1951 года».

Итак, десятилетний срок ему выпало отбывать на Воркуте. Освобождён он был 6 сентября 1951 года. С открытием на Воркуте музыкально-драматического  театра Дейнека зачислен в труппу этого театра по списку заключён-ных-артистов. Он популярен и в лагере, он настолько востребован, что на Воркуте происходит нечто невероятное: 30 июня 1945 года состоялся «Творческий вечер солиста музыкально – драматического театра КВУ Б.С.Дейнеки». Воркутинский зэк получил право на сольный концерт в трёх отделениях! В первом отделении был представлен 2-ой акт оперы Мусоргского «Борис Годунов», где зэк предстал перед лагерным начальством в одеянии Бориса Годунова. Во 2-ом отделении Дейнека уже во фраке. Поёт романсы Рубинштейна и Рахманинова… Третье отделение, помимо романсов и арий, включает в себя и песни: «Тёмную ночь» Н.Богословского и «Песню пьяных» Т.Хренникова. Однако песня «Широка страна моя родная» в программе не значится: она была нежелательна ни для самого исполнителя, ни для начальства, ибо эту песню приветствовали в Советском Союзе аплодисментами, а расточать эмоции перед зэком было непозволительно уже по инструкциям МВД. Впрочем, свидетельств о том, звучали аплодисменты в зале или нет, не сохранилось.

«Пожалте» в свою квартиру

Дейнека в театре был одной из самых заметных фигур. Однако долго здесь не задерживался, и уже в июле 1952 года он получает в театре окончательный расчёт и переезжает в Сыктывкар. С 1955 года он солист Коми  концертно-эстрадного бюро и филармонии. В Сыктывкаре самым  ярким эпизодом его деятельности была инициатива о создании в Коми АССР музыкального театра, первым художественным руководителем он и стал. Будущий Государственный театр оперы и балета Республики Коми открывался 26 августа 1958 года (то есть 55 лет тому назад!) оперой Чайковского «Евгений Онегин», в которой Дейнека исполнил партию Гремина. Пожалуй, самым запоминающимся в этом торжестве было то, что после спектакля на сцену вышел Председатель Совета Министров Коми АССР З.В. Панев и вручил ордеры на квартиры в доме по улице Интернациональной, 113 директору театра И.Н. Попову, солистке театра И. П. Бобраковой и художественному руководителю Б.С. Дейнеке. В музыкальном театре он поставил и первую коми оперу «Гроза над Усть-Куломом»  Г. Дехтярова (1958), в которой исполнил партию Мамонтова.

Так и хочется помечтать о том дне, когда на фасаде  дома 113 по улице Интернациональной появится мемориальная доска в честь народного артиста Коми АССР Б. С. Дейнеки (1961) … В 1962 году он вышел на пенсию и переехал в Москву. Началось затворничество, ибо с творческой деятельностью было покончено. Умер он в 1986 году, похоронен на Ваганьковском кладбище. Непонятно, почему на плите выбито: « Нар. артист республ.». Какой республики имеется в виду, не нашей ли?

 

 

Поделиться в соцсетях
  • 5
    Поделились

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Сыктывкар
Сыктывкар
17.08.2013 18:32

Интересно, а сыновья его в Сыктывкаре?

Хулио Ган
Хулио Ган
17.08.2013 22:54

Да, сын Евгений живёт в Сыктывкаре.