Наш Харбей

Строго говоря, Харбей или, точнее, Харбейское вольфрам-молибденовое месторождение к Республике Коми территориально не имеет...

15:29. 11 ноября, 2010  
  
0

Строго говоря, Харбей или, точнее, Харбейское вольфрам-молибденовое месторождение к Республике Коми территориально не имеет никакого отношения. Оно расположено в западной части Ямало-Ненецкого автономного округа, в 70 километрах от станции «110-й километр» железнодорожной ветки Чум – Лабытнанги. Однако оно «наше», потому что вся история его открытия, разведки и промышленного освоения неразрывно связана с ГУЛАГом и Воркутой.

 

От первой экспедиции

Начало геологического изучения Полярного Урала, где и расположено Харбейское месторождение, связано с именем Олега Оскаровича Баклунда, возглавившего в 1909 году Карскую экспедицию. Её маршрут проходил по рекам Б. Харбей и Б. Ханмей и далее до устья реки Кары на Югорском полуострове. Экспедиция получила ценные геологические, ботанические и зоологические материалы, пролившие свет на природные условия исследованной территории.

В конце 1930-х – первой половине 1940-х годов на Полярном Урале силами всемогущего ГУЛАГа были развёрнуты масштабные геологоразведочные работы. Их осуществляло Геологоразведочное управление комбината «Воркутауголь». В результате этих работ в 1944 году геологами Георгием Софроновым и Анатолием Блохиным было открыто месторождение вольфрам-молибденовых руд в верховьях реки Б. Харбей.

Открытие имело большое значение для повышения обороноспособности нашей страны, так как давало необходимое сырьё для получения высокопрочных легированных сталей для танкостроения.

 

Начинался с землянок

6 марта 1947 года министром внутренних дел Лаврентием Берия был подписан приказ № 128 об организации при комбинате «Воркутауголь» МВД СССР Полярно-Уральского геологического управления для детальной разведки и освоения Харбейского месторождения. Таким образом, именно это месторождение стало первым рудным объектом Полярного Урала, вовлечённым в промышленный оборот.

Для разведки и освоения месторождения был создан отдельный лагерный пункт ОЛП-57 численностью в несколько тысяч человек. Но наряду с заключёнными здесь трудились и вольнонаёмные работники.

Административным центром управления и главной базой снабжения Харбея являлась Воркута. Отсюда шли на месторождение гужевые и тракторные обозы с оборудованием и продовольствием, летали самолёты У-2. От посёлка Полярный (110-й километр ветки Чум – Лабытнанги) до месторождения построили автогужевую дорогу, а также высоковольтную линию Воркута – Харбей. Дорогой пользуются и поныне, да и большинство электрических опор с высокой каменной кладкой хорошо сохранилось.

На месторождении велись интенсивные геологические работы, разведочное бурение, подземная разведка, были заложены первые штольни.

Посёлок на Харбее начался с землянок и полуземлянок на правом берегу ручья Молибденитового. Затем им на смену пришли добротные по тем временам дома с засыпными стенами.

В декабре 1948 года была построена железнодорожная ветка Чум – Лабытнанги протяжённостью 196 километров.
В 1949 году геологи Полярно-Уральского геологического управления Борис Баскин, Иосиф Соловейчик и Георгий Софронов подготовили обстоятельную записку, обосновавшую промышленную значимость Харбейского месторождения. Их выводы легли в основу решения Совета Министров СССР в 1950 году о немедленной промышленной разведке Харбея.

Следует сказать, что Харбей был лишь частью грандиозного плана создания на Севере мощной рудной базы нашей страны. В этот план составной частью входила железная дорога Лабытнанги – Игарка, которую намеревались протянуть до Норильска и Колымы – печально знаменитая 501-я стройка.

 

Недолго музыка играла

Работы на Харбее шли полным ходом. Была сдана в эксплуатацию опытная горнообогатительная фабрика каскадного типа производительностью 50 тонн концентрата в день, заложены и начали работу шахты «Разведочная» и «Капитальная». К сентябрю 1952 года было получено около 7 тонн молибденитового концентрата…

Эпоха перемен, связанная со смертью Сталина и демонтажем системы ГУЛАГа, сломала хребет и Харбею. В 1953 году рудник был поставлен на сухую консервацию. Попросту говоря, все добычные работы прекратили, но воду из шахт и штолен продолжали откачивать. А в сентябре 1954 года перешли на мокрую консервацию. Воду перестали откачивать, и она залила все горные выработки. Так закончилась деятельность первого горно-промышленного предприятия Полярного Урала.

Но сам рудник достаточно хорошо сохранился и сегодня представляет собой своеобразный памятник сталинской эпохе освоения Севера. На Харбее в относительно удовлетворительном состоянии находятся здание опытной обогатительной фабрики с дробильным и обогатительным оборудованием, копер шахты «Разведочная», устья штолен, геологоразведочные канавы, вагонетки и рудопогрузочные машины, вездеходная техника, скважины, перфораторы и буровой инструмент, подъёмники и другая техника. Сохранились остовы зданий и ряды колючей проволоки.

 

Слухи и легенды

Остатки молибденового рудника привлекают сюда любителей экстремального туризма и путешественников. Кроме замечательных фотографий, которые эти люди размещают в Интернете, они также обогащают сферу своего общения не только достоверными сведениями, но и разными слухами и домыслами. В частности, в Интернете можно встретить утверждение, что добытую на Харбее руду заключённые на тачках везли сто километров по дороге до Воркуты… Крепкие, видимо, были тачки…

Посёлок Полярный был ликвидирован в 2004 году, его жители были переселены в Лабытнанги. А посёлок Харбей был разрушен в 2005 году сошедшей с гор снежной лавиной…
 

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments