В середине жаркого сыктывкарского июля корреспондентам “Красного знамени” выпала щадящая прохладная командировка – в Интинский район, на Приполярный Урал. Национальный парк “Югыд ва” в те дни принимал очередных высоких гостей из Москвы – съемочную группу телеканала “Моя планета”. В пресс-тур нас любезно захватили за компанию.
Последние четыре года бываю в “Югыд ва” регулярно – с тех пор, как впервые туда попал и понял, что горы меня покорили.
В этот раз экскурсионная программа организованного руководством парка пресс-тура включала в себя восхождение на высочайшую (1894 м над уровнем моря) вершину Урала – гору Народная (она же Народа).
Справочники дают два варианта ударения: На́родная и Наро́дная. Первый объясняется наличием у подножия горы реки На́роды, второй — имевшим место в 20-30-е годы злоупотреблением советской символикой. Исследователям известно и мансийское название горы — Поэн-Урр (Пуэнгурр).
Сразу покаюсь: дневника не вёл, записей не делал, диктофоном не пользовался. Дорвавшись до гор, напрочь забыл о своих прямых профессиональных обязанностях. Понадеялся на память, которая, как оказалось по прошествии времени, способна лишь на флэшбэки, отдельные стоп-кадры, короткие вспышки практически не связанных между собой воспоминаний-впечатлений…
Стоп-кадр номер один. Директор парка
Татьяна Савватьевна Фомичёва. Директор Национального парка.
Лично сопровождала в экспедиции нашу шумную журналистскую компанию. Знает о парке, наверное, все. В любое время суток и на любой высоте над уровнем моря может с навигаторской точностью указать координаты передвигающихся по “Югыд ва” туристов и маршруты курсирующих “вахтовок”.
Призналась, что ночевала в палатке первый раз в жизни. Судя по счастливому лицу на следующее утро, далеко не последний.
Горы Приполярья – это как бы её “владения”.
Наверное, именно так должна выглядеть Хозяйка Медной Горы.
Стоп-кадр номер два. Борис Андреевич
Борис Андреевич Мальков. Геолог. Профессор КГПИ.
Ему немного за 70. В кармане носит столярный молоток и расчёску для ухода за лицевой растительностью.
Познакомились с ним еще на интинском вокзале.
– Сразу видно настоящего рыбака! – обрадовался профессор, кивнув на рюкзак фотографа “Красного знамени”.
– Это штатив, – попытался возразить я.
– Не смешите. А бродни зачем? С реки фотографировать?..
Словом, мы быстро нашли общий язык.
Во время восхождения на Народную Борис Андреевич шёл следом за мной и вёл непрерывное повествование об уникальности Уральских гор:
– Мы находимся в том самом месте, где 300 миллионов лет назад располагался океан. А эти горы еще довольно молодые – им всего 5 миллионов лет…
На обратном пути, уже при спуске с Народной, с Борисом Андреевичем случилось ЧП: он оступился на камне и стал стремительно падать вниз.
Это произошло метрах в трех от меня. Мозг автоматически воспроизвел жуткие картины, одна мрачнее другой. Хотелось даже отвернуться, чтоб не видеть последствий…
К счастью, всё обошлось. Падая, Борис Андреевич ловко сложился в кувырке, сгруппировался, зацепился за острый выступ, подтянулся, поднялся, отряхнулся, перевел дыхание и пошел дальше…
Стоп-кадр номер три. Телевизионщики
Московских телевизионщиков во главе с Ниной Баклановой доставили в горы вертолётом из Инты (нас закинули к месту “вахтовкой” сутками раньше).
Помимо собственно восхождения на Народу программа пребывания москвичей в “Югыд ва” также включала поездку к оленеводам-кочевникам, презентационный мини-сплав по Кожиму, посещение действующей кварцевой штольни на базе “Желанная” и установки по разливу экологически чистой воды “Тэла шор” на базе “Орлиная”. Москвичи остались довольны.
Нина Бакланова – телеведущая-путешественница, автор около 30 фильмов, в своё время пересекла Россию на внедорожнике.
В настоящее время телеканал «Моя планета», где трудится путешественница, совместно с Русским географическим обществом снимает документальный сериал из цикла «Вершины России». Гора Народная – героиня одной из серий.
По сценарию фильма, группа любознательных студентов, сопровождаемая видавшим виды геологом, совершает изнурительное путешествие по Уральским горам с покорением Народной. Параллельно ведётся рассказ об истории этих мест. Демонстрируются окружающие красоты.
Студентов сыграли попавшиеся Нине Баклановой под руку водитель нашего вездехода и дизайнер “Красного знамени”. Роль геолога досталась Борису Андреевичу.
Было видно, что 70-летнего учёного съёмочный процесс утомлял куда больше самого восхождения на гору. Приходилось делать несколько дублей, снимать с разных точек… Но Борис Андреевич блестяще выдержал и это испытание.
Стоп-кадр номер четыре. Пепелац
Еще одно ЧП случилось уже с нами. Точнее – с шатром, который выделили “Красному знамени” для ночёвок в палаточном лагере.
Посреди одной из ночей, когда часть наших спутников уже почивала в своих палатках, а другая допивала у костра брусничный чай, на лагерь обрушилась стихия. Невесть откуда взявшийся ветер расшевелил наш плохо закреплённый шатёр, поднял его на несколько секунд в воздух и резко снёс в сторону.
Шатёр, напоминавший в тот миг, со слов очевидцев, пепелац из фильма “Кин-дза-дза!”, долетел до соседнего озера и с плеском погрузился в воду.
Картина оказалась настолько комедийной, что наблюдавшие её у костра отреагировали истерическим смехом, разбудив остальных. Общими усилиями шатёр был выловлен из озера и теперь уже прочно зафиксирован на прежнем месте…
***
Вообще, транслировать свои впечатления от пребывания в горах – занятие, по большому счёту, бестолковое.
“Какие сказочные красоты! И не где-нибудь, а у нас, в Коми!” – вот, пожалуй, самый стандартный, краткий, честный и исчерпывающий отчёт о поездке на Приполярный Урал. А что еще добавить? Какими словами, какими фото-, кино-, видеоматериалами достовернее передать “эффект присутствия” в Уральских горах? Если честно – не знаю.
Ну, вот, к примеру, как описать состояние, когда, лениво отмахиваясь от скучающих по редкому туристу насекомых, топаешь в хлюпающих кроссовках вдоль журчащей горной реки и вдруг понимаешь, что находишься внутри какого-то совершенно фантастического пространства, в заповедном мире, которому миллионы лет… И что пройдет время – не будет ни комаров, ни туристов, ни тебя с твоими хлюпающими кроссовками, а горы – они останутся…
Пожалуй, только тут по-настоящему постигаешь подлинный смысл поговорки “дух захватывает”.
Спасибо, “КЗ”! Красота неописуемая! Хочу, хочу, хочу… Туда.