Цена дорог и выборов

Казна Коми чуть-чуть меняет приоритеты

16:20. 1 ноября, 2010  
  
2

 

Правительство республики продолжает настаивать на социальном характере бюджета, однако внимательное его изучение показывает, что акценты социальности несколько сместились. Казённые деньги начинают предпочитать вкладывать более в то, что способно дать отдачу в будущем: в образование, физкультуру и собственно культуру, – нежели в «статичные» социальные отрасли — медицину и приюты.

Проект республиканского бюджета 2011 года вынесен для всенародного обсуждения. Он выложен на сайте Министерства финансов РК, по нему во вторник в резиденции Главы даже прошли — первый раз за всю историю — публичные слушания. Но понятно, что так называемый «простой человек», если даже возьмётся за то, чтобы вынуть с сайта Минфина проект бюджета, должен обладать, во-первых, временем, во-вторых, терпением, в-третьих, усидчивостью, в-четвёртых, внимательностью, а в идеале — ещё и бухгалтерским образованием, чтобы по-настоящему прочитать главный финансовый документ Республики Коми и понять, какая политика в нём просматривается.

Автор отнюдь не обладает бухгалтерским образованием, и с прочими вышеназванными требованиями у него далеко не всё в порядке. Кроме того, обсуждение республиканского бюджета началось ещё до утверждения бюджета федерального (см. «Мы находимся на уровне плановой инфляции»). Но чуть-чуть взглянуть на то, что предлагает Минфин РК, всё-таки требовалось — и, будем надеяться, удалось сделать корректные выводы.
 

Социалка и социалка

Заклинание о социальном характере бюджета стало совершенно обязательным для властей республики (как, подозреваю, любого российского региона) в последние годы. Это вполне объяснимо: именно на уровень регионов государство делегировало большую часть своих социальных обязательств, и хорошо, когда регион может сосредоточиться на решении именно этих, а не других, довольно часто — весьма неприятных (как, например, на Северном Кавказе), задач.

Социальные разделы бюджета действительно самые внушительные. На совокупные социальные обязательства в 2011 году отведено 22,7 млрд. рублей (57,2% бюджета). В 2010 году – 13,9 млрд. (35%). Но вот распределение этих средств, особенно — в сравнении с тратами текущего года, будет складываться немножко по-иному.

Самую большую сумму в 2011 году — 7,7 млрд. рублей — получит Министерство образования. Вторым идёт Агентство по социальному развитию — то есть ведомство, в котором как раз в максимальной степени концентрируется политика общественного благополучия: 6,3 млрд. На третьем месте — Министерство здравоохранения: 5,2 млрд.

В общем-то, хрестоматия социальной части бюджета. Но если посмотреть на цифры нынешнего года, то мы увидим, что бюджеты Агентства соцразвития и Минздрава… уменьшились. Агентство получит в 2011 году на 5,7%  меньше, причём в части оказания социальной помощи объём средств уменьшится на 14,9%; бюджет ведомства Михаила Мурашко ужмётся на 4,3%, при этом обеспечение деятельности подведомственных учреждений «похудеет» на 13,8%.

В это же самое время бюджет Минобраза вырастет на 17,2%, при этом на общее образование республика планирует затратить в 4,5 раза больше средств, чем в текущем году, – более 5,5 млрд.рублей. И это ещё не самый большой рост. Министерство культуры станет богаче на 27,3% (бюджет 2011 года — 458,9 млн.), а Агентство по физкультуре и спорту — на 30,1% (293,5 млн.).

Таким образом, если смотреть на динамику распределения средств по социальным статьям, нельзя не заметить, что приоритеты кабинета Вячеслава Гайзера немножко меняются. Он предпочитает наращивать поддержку тех ведомств, которые курируют, если можно так выразиться, социальную работу на перспективу. Естественно, что образование здесь — абсолютный приоритет; но есть своя логика и в том, что ассигнования на массовую физкультуру вырастают на 67,03%. То, что половина этих ассигнований приходится на пожертвования «Газпрома», сути дела не меняет. Дать людям стадион и бассейн всё равно выгоднее, чем закупать дорогостоящее медицинское оборудование. Хотя, конечно, и без него никак.

Ну а про важность быть окружёнными культурными людьми, вероятно, говорить излишне. Правда, финансирование театров и филармонии в будущем году упадёт на 34,3%, зато больше получат библиотеки, музеи и клубы — то есть те площадки, на которые придётся основная нагрузка по подготовке к 90-летию республики.
 

Выборный спурт

Но наиболее впечатляющая своей динамикой цифра принадлежит совсем не социальному ведомству. А — ведомству по обеспечению наших с вами конституционных прав и свобод.

Расходы Избирательной комиссии Республики Коми скакнут в 2011 году с 75 млн. сразу до 128,4 млн. – на 71,2%. Оно и понятно. Избиркому предстоит провести сразу две впечатляющие кампании: в начале года — по выборам в Государственный и местные Советы, в конце — по выборам в Государственную Думу.

 

Народные избранники

Кстати, заодно есть смысл глянуть, сколько мы тратим на депутатов Госсовета Коми в нынешнем и сколько планируем в будущем году. В 2010 году содержание республиканского парламента в целом нам обходится в 101,6 млн.рублей, в 2011 году будет обходиться в 112,6 млн. (рост 10,8%).

При этом собственно на депутатов в текущем году уйдёт 29,7 млн., в наступающем — 33,7 млн. (+13,5%). Спикер обойдётся казне в 2010-м в 3,1 млн.рублей, в 2011-м — в 3,9 млн. (+25,8%).

 

Диета кошелька Главы

На фоне роста трат на второе лицо республики сенсационно выглядит урезание расходов на лицо первое. Вообще-то администрация Вячеслава Гайзера в целом обеспечила себе уверенное второе место по увеличению финансирования в 2011 году — на 60,7% (568,3 млн.рублей). Но при этом разделы на зарплату и функционирование самого Главы снижены на 38,5% – с 5,2 млн. до 3,2 млн., в сочетании с заместителями — на 10,2%.

В структуре расходов администрации появилась важная новая глава – «Информационные технологии и связь», на которую отпущено 201,2 млн.рублей. Это то самое «электронное правительство», к скорейшему созданию которого так призывает Дмитрий Медведев.

А кроме того, на администрацию «повешена» и Общественная палата РК, председатель которой в будущем году становится освобождённым работником на казённом довольствии. Расходы на палату увеличиваются, таким образом, на 52,9%, доходя до 3,4 млн.

Рядовым работникам Жёлтого дома тоже не стоит беспокоиться: на их содержание отводится 242,9 млн.рублей, то есть на 14,4% больше, чем в нынешнем году.
 

Наши коммунальные дороги

Рост расходов виден и в важнейших несоциальных статьях бюджета — в капитальном строительстве, ЖКХ и дорожном хозяйстве. В финансовый план включено фактически новое строительство Серёговского санатория — это 700 млн.рублей, что почти в семь раз превышает до сих пор отпускавшиеся на него ассигнования; на Финно-угорский культурный центр в Ыбе отпустят уже не 120, а 220 млн.рублей.

В нынешнем году из республиканского бюджета на места ушло 200 млн.рублей на компенсацию местным бюджетам в связи с их тратами из-за очень холодной зимы. Обжёгшись на этом, правительство предпочло — для регулирования формирования тарифов — создать государственный резерв топлива. На эти цели в 2011 году выделено 606,5 млн. (в пять раз больше, чем отпускалось на резервирование до сих пор).

Дорожное агентство получит на 58,2% больше средств, чем в 2010 году. Причём на содержание и ремонт дорог — на 75,8%: 3,2 млрд.

Некоторые основные статьи расходов республиканского бюджета 2011 года в сравнении с аналогичными статьями 2010 года можно видеть в таблице.


Дефицит подсыхает

В 2011 году в казну Республики Коми предполагается собрать 34 млрд. 222 млн. 470 тыс.рублей. Истратить — 39 млрд. 654 млн. 48 тыс. Планируемый дефицит — 5 млрд. 431 млн. 577 тыс.рублей. Это — 15,9%.

В 2010 году изначально планировавшиеся доходы бюджета Республики Коми должны были составить 32 млрд. 141 млн. 383 тыс.рублей. К сегодняшнему дню расходы выросли до 39 млрд. 855 млн. 137 тыс.рублей. Дефицит — 7 млрд. 713 млн. 754 тыс.рублей (24%).

Если правительству удастся соблюсти финансовый план 2011 года, то дефицит бюджета уменьшится на 29,6%.
Источниками его погашения правительство видит облигационные займы, остатки средств на счетах бюджета, а также федеральные бюджетные кредиты. 


Сравнительный анализ расходов бюджетов Республики Коми 2010 и 2011 годов

 (сортировка по динамике в разрезе основных ведомств; млн. рублей)

 

 

 

 


2010

2011

увеличение/уменьшение

Избирательная комиссия

75,03

128,4

71,20%

Администрация Главы

353,6

568,3

60,70%

Дорожное агентство

2683,8

4245,2

58,20%

Служба по тарифам

38,7

58,5

50,90%

Агентство по физкультуре и спорту

225,5

293,5

30,10%

Министерство культуры

360,3

458,9

27,30%

Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства

2465,9

3133,7

27,10%

Министерство образования

6550,2

7678,8

17,20%

Уполномоченный по правам человека

6,4

7,3

13,70%

Полпредство в Северо-Западном федеральном округе

29,02

32,9

13,20%

Государственный Совет

101,6

112,6

10,80%

Министерство финансов

6041,7

6537,1

8,20%

Министерство экономического развития

213,4

230,1

7,80%

Министерство промышленности и энергетики

130,3

138,8

6,60%

Полпредство при Президенте РФ

90,1

95,3

5,80%

Министерство национальной политики

34,1

36,1

5,80%

Министерство внутренних дел

1583,7

1658

4,70%

Контрольно-счётная палата

20,5

21,4

4,60%

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

741,6

772,3

4,10%

Конституционный суд

20,2

20,7

2,40%

Агентство по управлению имуществом

14,9

14,3

-3,80%

Министерство здравоохранения

5460,7

5225,7

-4,30%

Агентство по социальному развитию

6709,1

6328,1

-5,70%

Агентство по печати и массовым коммуникациям

166,2

164,5

-10,20%

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

196,3

169

-13,90%

Комитет лесов

359,6

37,6

– в 9,6 раза

 

  

Министр финансов Республики Коми комментирует проект бюджета на 2011 год. Фото Андрея Шопши

«Мы находимся на уровне плановой инфляции»

Министр финансов Республики Коми Виталий Стаханов ответил на вопросы «Красного знамени».

–    Виталий Викторович, корректно ли представлять республиканский бюджет, не зная проектировок бюджета федерального?

–    Мы не виноваты, что в этом году смещены сроки внесения и рассмотрения проекта федерального бюджета в Государственной Думе. Да, в проектах Минфина России каждый день что-то меняется, и мы действительно ежедневно получаем из Москвы какую-то новую информацию. Сейчас, конечно, мы не можем видеть, как именно будут решаться вопросы, например, в части федеральных субвенций и субсидий. Рано или поздно эти цифры будут приходить, и думаю, что в конечном итоге они будут немаленькими.

Если же так случится, что какие-то цифры федеральный центр до нас не доведёт, нам придётся вносить изменения в роспись уже после того, как бюджет будет принят Госсоветом. Такие полномочия у правительства и в частности у министра финансов имеются. Потом мы утвердим соответствующие изменения в бюджете на сессиях Госсовета уже текущего финансового года.

–    Представляя бюджет на публичных слушаниях, вы огласили цифры возможных займов: 2 миллиарда 50 миллионов — облигации, 250 миллионов — федеральный кредит и 2 миллиарда — коммерческие кредиты. Это уже утверждённые цифры или только допустимые уровни заимствований?

–    Будем говорить так: это наши допустимые предельные возможности. Если выйдет так, что бюджет станет исполняться положительно – доходы начнут превышать расходы,  мы, конечно, пересмотрим наши планы с привлечением заёмных средств. Если же всё-таки они понадобятся, будем смотреть, какова конъюнктура рынка, где можно взять более дешёвые деньги, и, может быть, даже выходить с предложениями об изменении указанных вами предельных значений по государственному долгу. Но мы заботимся о расходах на его обслуживание. Нам крайне важно не допускать излишних трат на такое обслуживание.

–    Правительство называет приоритетами бюджета социальные обязательства, увеличение зарплат бюджетникам, дороги, капстрой… А есть ли в числе приоритетов борьба с инфляцией?

–    Это функция Центрального банка. Мы со своей стороны следим за ситуацией. Как вы знаете, работает комиссия по ценам, которую возглавляет Александр Александрович Буров. И в результате её деятельности мы видим тенденцию к стабильности. Цены в целом не выходят слишком из рамок общего их направления. Сегодня можно сказать, что мы находимся примерно на уровне запланированных значений инфляции.

–    Напомните их.

–    Восемь с половиной процентов.

–    С 1 октября повышены оклады работников государственных и муниципальных учреждений Республики Коми, с 1 января они будут ещё раз повышены. Учитывая, что, по данным Министерства экономического развития Коми, около трети занятого населения республики так или иначе зависит от бюджета, это совершенно очевидный фактор роста инфляции.

–    Да, на оплату труда бюджетников в будущем году мы запланировали увеличение расходов бюджета на 3,7 миллиарда рублей. Это достаточно приличная сумма, которая в определённой мере поможет поднять доходы населения, и подъём этот будет сопоставим с уровнем инфляции. Безусловно, само повышение каким-то образом окажет воздействие на рынок. Но я вас уверяю, что Министерство финансов помнит о доле тех, кто зависит от бюджета, в полной мере сознавая свою меру ответственности и за них, и за общую ситуацию в экономике республики.

 

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Аноним
Аноним
03.11.2010 08:52

ув. автор, прежде чем писать узучите материал, как минимум не сравнивайте с цифрами, которые не соответствуют действительности (откройте консультант+)

простое сравнивание цифр ничего не дает, изучитет природу цифр, а потом уже пишите

Сергей
Сергей
05.11.2010 02:28

У чиновников не только язык свой “птичий”, но и математика цифирь не той природы… ) Что вам мешает сделать так, чтобы всем было понятно? Шифруетесь?