Дурака не валяют (ФОТО)

В Сыктывдинском районе сохранилась и развивается фабрика по производству валенок

Автор:   
16:31. 22 августа, 2012  
  
2
В прошлом веке Сыктывдинский район по сравнению со своими территориальными соседями смотрелся островком благополучия, где активно шло развитие сельского хозяйства, бурно велась лесохозяйственная деятельность. В течение последних 20 лет всё пошло наперекосяк, процессы уничтожения всего нажитого за советский период истории  ускорились. Выжили единицы. На фоне произошедших событий удивляет, что в числе «выживших» осталась Выльгортская сапоговаляльная фабрика. 
 
 
На сегодняшний день фабрика – старейшее предприятие района. Первая продукция здесь была выпущена в 1946 году. Валенки и ковры в 40-х годах делали самокаты, высланные в северную глубинку откуда-то из центральных регионов Советского Союза. Именно благодаря пришлым кадрам и появилась здесь фабрика, которой не должно было быть, если рассуждать логично. Валенки делают из овечьей шерсти, а откуда у нас здесь овцы? Сырьё всегда было завозное. Сегодня оно поступает из среднеазиатских стран.
 
 
Другой парадокс – фабрика фактически находится в дорожном тупике. В том смысле, что до потенциальных потребителей продукции добираться далековато, а это уже дополнительные издержки.
 
 
Одним словом, Выльгортская сапоговаляльная фабрика должна была одной из первых пасть в неравной борьбе с конкурентами из других регионов. Но этого не произошло. Из действующих на территории СССР порядка ста сапоговаляльных фабрик осталось не более 20. 
 
 
Наверное, выжить всё-таки помогла смекалка и огромный опыт директора предприятия Александра Шкодника. Директорствует он здесь уже без малого 35 лет! Сейчас у него имеется и дополнительная общественная нагрузка в виде должности, которая официально звучит так – глава муниципального образования – председатель районного Совета депутатов Сыктывдинского района.
 
 
Несмотря на веяния моды, валенки по-прежнему пользуются стабильным спросом. Сегодня в Выльгорте ежегодно производится порядка 150 тысяч пар валенок. Расходятся они по всей стране, вплоть до Дальнего Востока. Охотно их берут полицейские, нефтяники и газовики, продвинутая молодёжь, а вот армия от валенок вообще отказалась. Как известно, с недавних пор за внешний вид российских солдат взялся модельер Валентин Юдашкин. В его представления об облике защитника родины валенки никак не вписываются, да и не по-европейски это, на его взгляд, носить на ногах изделия из овечьей шерсти. Ни одна армия мира не пользуется валенками, ну а мы чем хуже? Ну посмотрим, посмотрим… 
 
 
Не вписываются валенки и в экономическую концепцию развития страны. Ушли в небытие производства, поставлявшие оборудование. Нового нет и уже не будет. По словам Александра Михайловича, сегодня производство обновляется в основном за счёт оборудования, которое раньше использовалось на ликвидированных производствах. Поэтому сапоговаляльная отрасль по объективным причинам осталась как бы в стороне от науки и технического прогресса. Условия работы в цехах тяжёлые, и не каждому дано к ним приноровиться. 
 
 
Выльгортская сапоговаляльная фабрика – не только старейшее предприятие, но и одно из немногих, которое ни разу не проходило процедуру банкротства. Конечно, проблемы есть, ну а как же без них? В «мёртвый» сезон, то есть в летние месяцы, когда, по понятным причинам, нет сбыта продукции, приходится брать кредиты на текущие нужды – выплату зарплаты (на предприятии работает порядка ста человек, средняя заработная плата – около 20 тысяч рублей), оплату электроэнергии, закупку угля… В идеале фабрика должна работать на газе, но по финансам она этот проект по модернизации пока осилить не может – больно дорого.
 
 
Тем не менее, фабрика развивается. Сейчас идёт закладка так называемого экспериментального цеха, там будут производиться принципиально новые виды продукции.
 
 
Валенки белые, валенки чёрные, хотите – прорезиненные или с обувной подошвой, со стразами или сувенирные. Есть товар на любой вкус. По словам Александра Шкодника, в последнее время повышенным спросом, особенно в Москве, пользуются белые валенки. 
 
 
Александр Михайлович – один из немногих северян, которые не любят тёплые зимы. Чем ниже опускается столбик термометра, тем выше прибыль фабрики. Такова формула успеха в валяльном бизнесе.
 
 
Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Зина
Зина
22.08.2012 17:23

Пару лет назад купила несколько пар, стоили недорого. В своем доме они выручают здорого. Полы то холодные, вот и бегаешь в них весь год. Красота. И ноги они реально лечат.. Пользуясь случаем, большое спсибо! Пусть процветают!

А где у них маркетолог?
А где у них маркетолог?
22.08.2012 18:22

Помимо валенок можно было бы столько всего нужного, полезного, модного и эксклюзивного замутить, на всю Россию прославиться. Слава богу, хоть последние годы стали чуть чуть креативить…