Свою очередную статью под заголовком «О наших экономических задачах» премьер-министр России Владимир Путин посвятил самым насущным, самым острым проблемам российской экономики и ближайшим перспективам её развития. Послание к обществу премьер начинает с печальной констатации: характер российской экономики по-прежнему носит сырьевой характер. А это значит, что в будущем стране понадобится новая экономика, работающая на современной технологической базе – с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством.
Гладко было на бумаге
Поговорив о целях и задачах, премьер обещает сотворить эффективную экономику с высокой производительностью труда и низкой энергоёмкостью, с высокопроизводительными рабочими местами, которые бы высоко оплачивались. «Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 000 рублей в ценах 2011 года. Номинально она, конечно, будет выше», – заявляет Путин.
Вчера коллектив работников автоколонны №7 ЗАО «Нижнеодесское УТТ» объявил о том, что выходит на забастовку. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вчера же стачечный комитет направил уведомления во все инстанции – работодателю, в прокуратуру, в администрацию Сыктывкара и министерство экономики, многим клиентам. В них говорится, что в понедельник коллектив проведёт часовую забастовку, а если работодатель не захочет принимать меры, 21 февраля начнётся двухдневная забастовка. Если и это не приведёт к желаемому результату, забастовка станет бессрочной. И тогда мало никому не покажется.
Дело в том, что автоколонна – это предприятие, которое обеспечивает топливом автозаправки в Сыктывкаре и районах. Представьте себе, что будет, если вдруг не станет бензина? Наверняка об этом узнает не только республика, но и вся страна. Про политический резонанс лучше не говорить: мы уже отличились на Северо-Западе, «проголосовав» на выборах «лучше всех» в округе процентов этак на двадцать, а теперь отличимся ещё скандалом на всю Россию. Но ладно политики – они как-то вывернутся, а вот население республики эту забастовку ощутит на себе, и это уж точно отразится на многих чиновниках.
Бомбы на колёсах
Конфликтная ситуация на предприятии возникла не вчера и даже не в прошлом году. Все мы видели бензовозы на наших улицах и трассах. Они ежедневно колесят по дорогам респуб-лики – эти огромные машины с цистернами, наполненными бензином. По сути, это бомбы на колёсах, и если произойдёт авария, жертвы неминуемы. А если это (не дай Бог!) случится в городе, это будет настоящая катастрофа. Не происходит аварий лишь потому, что водят эти «бомбы на колёсах» настоящие асы. Большинство водителей автоколонны номер семь имеют высшую квалификацию – первый класс вождения.
А знаете, сколько получают эти люди, ежедневно рискующие жизнью как своей, так и нашей с вами? В Америке, к примеру, водитель бензовоза получает за час работы минимум 15-20 долларов. А водитель автоколонны номер семь Сыктывкара – 19! Только не долларов, а рублей! Как вам такое сравнение, нравится?
Вот и работникам автоколонны тоже не нравится. И потому они решились на крайние меры. Но перед этим сделали всё, что только было можно для ликвидации конфликта. Обращались к руководству предприятия, к хозяину компании, в прокуратуру. Увы, результата нет. Ситуация создалась патовая.
Собрание стачкома
Вчера утром все работники автоколонны отправились не на рабочие места, а пришли на собрание. Председатель профкома АТП-1 Эдуард Батаков пояснил собравшимся, что было сделано профсоюзной организацией за последнее время, зачитал ответы из инстанций. Даже постороннему стало ясно, что руководство не желает ничего менять к лучшему. Оно просто игнорирует требования профкома. Причём даже после того, как прокурор направил диретору предостережение.
Вот что написано в ответе прокурора на заявление профсоюзной организации «АТП-1 Сыктывкар», касающе-еся вопроса материального обеспечения колонны шинами.
«Установлено, что автоколонна №7, расположенаая в Сыктывкаре (ул. Мелиораторов, д.3), действительно имеет трудности в своевременности укомплектования автопарка достаточным количеством резины со стороны головной организации общества. В целях пресечения возможных правонарушений видится возможным применение в отношении руководителя ЗАО «Нижнеодесское УТТ» такой меры прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, поскольку дальнейшее его бездействие в части необеспечения достаточного финансирования автоколонны №7 на укомплектование шинами может привести к негативным последствиям».
Но главным вопросом на собрании осталась зарплата. В 2000 году тариф первого разряда составлял 13 рублей за час. За прошедшие 11 лет он повышался два раза и достиг 19 рублей. Месячная норма отработки составляет 168 часов, то есть за месяц специалист первого разряда может заработать 3192 рубля. Это при том, что существует межотраслевое соглашение, имеющее силу закона, по которому по первому разряду человек должен получать 4594 рубля и ни копейки меньше! Поскольку в АТП работают специалисты фактически экстра-класса, они должны получать зарплату по пятому-шестому разрядам. А это в 2,2 раза больше. Другими словами, водитель бензовоза за месяц при рабочей смене продолжительностью восемь часов должен зарабатывать 10886 рублей. Добавьте сюда премию, районные коэффициенты и получится вполне приемлемая сумма, за которую можно трудиться и славить начальство.
Но в АТП, как уже было отмечено, зарплата намного ниже. И потому люди вынуждены работать не восемь часов, а 12-16, и не пять дней в неделю, а шесть, а то и семь. Причём работодатель ещё и поощряет переработку: если человек приносит сверх положенных путёвок две, размер его премии растёт! Доходит до того, что некоторые водители работают по 28 дней в месяц!
Кто как считает
На собрании приводились цифры. Присутствовавший начальник автоколонны №7 Василий Коротков заявил, что средняя зарплата водителей составляет около 25 тысяч, чем вызвал настоящую бурю негодования. Выяснилось, что при самой максимальной нагрузке человек может получать 17 тысяч рублей.
Водители рассказали, что на требования о повышении зарплаты начальство не реагирует. За последние годы количество работающих сильно сократилось, однако объёмы перевозок увеличились. Пять лет назад для выполнения нормы водителю требовалось перевезти 200 тонн топлива, сейчас – четыреста. Правда, Коротков отметил, что объёмы перевозок в целом не увеличились, они где-то на том же уровне, что и были. А ведь водителей стало меньше!
На состоявшемся в августе собрании приехавший из Нижнего Одеса директор предприятия Олег Бабаков обещал, что с января пересмотрит тарифы. И пересмотрел! Ничего не поясняя, повысил тариф на пять процентов – это при том, что повышение должно быть в разы! Проще говоря, плюнул коллективу в душу.
Противовес – профсоюз
В прошлом году коллектив создал профсоюзную организацию. Сначала в ней было немного работников, теперь вступили почти все. Люди поняли, что нужно бороться, иначе их просто превратят в рабов. Олигарх Прохоров вот только предлагает сделать рабочую неделю шестидесятичасовой, а у них она уже введена – только явочным порядком.
Профсоюзный комитет долго пытался доказать директору, что имеет право требовать то, что ему положено. К примеру – соблюдения техники безопасности. А это (в первую очередь!) соблюдение режима рабочего дня. Человек, работающий 28 дней в месяц, – это хронически усталый человек. А если он работает не восемь, а 10-12 часов? Это ещё и невысыпающийся человек. Вы можете себе представить, что за рулём бензовозов, которые ездят по трассам и улицам Сыктывкара, сидят полусонные водители? А если этот человек даже на секунду заснёт, да просто зевнёт во всю силу, что будет?
Не хочется думать о плохом, но ведь случится может всякое, и кто тогда будет отвечать?
Меры приняты?
Между тем, события разворачиваются стремительно. Как говорится, ещё и чернила не высохли, а руководство автоколонны приняло меры. Собрание коллектива, на котором единогласно было принято решение о забастовке (с соблюдением всех норм законодательства), закончилось в 9 утра, а в 15.30 в Сыктывкар явился директор предприятия Олег Бабиков. (Уместно будет сказать, что контора автоколонны находится в Нижнем Одесе, а хозяева фирмы и вовсе где-то в Москве.) Так вот, коллектив автоколонны №7 настойчиво приглашал начальника для разговора перед началом забастовки, но тот не счёл возможным даже ответить на приглашение. А вот когда начальник колонны Василий Коротков сообщил директору о том, что происходит, Бабиков, бросив все неотложные дела, «прилетел» в Сыктывкар, потратив на дорогу никак не меньше пяти часов. Приехал, захватив с собой начальника отдела по работе с персоналом г-жу Нариманову.
Первое, что сделал прибывший босс, это вызвал к себе председателя профкома Эдуарда Батакова и ознакомил с двумя приказами – об отстранении от работы и о вынесении выговора. Отстранение – за не пройденный профосмотр, а выговор – за якобы не вовремя составленный график. Причина выговора совершенно надуманная: Эдуард по своим должностным обязанностям график составлять вовсе не обязан, а что касается профосмотра, то Бабиков и Нариманова прекрасно знали, что пройти его Батаков не мог, поскольку его документы находятся в Санкт-Петербургском институте медико-социальной экспертизы (полтора года назад Батаков попал в автокатастрофу). Что ещё интересно: в автоколонне ещё около десятка работников не прошли профосмотр, но отстранили от работы того, кто не может пройти его по объективным причинам!
Возникает вопрос: не похоже ли это на преследование? Впрочем, это вопрос к юристам и правоохранительным органам. Коллектив же решил однозначно: начальство начало атаку на профсоюзную организацию и начало с выговора её председателю. Теперь оно будет искать повод для вынесения строгого выговора, чтобы уволить профлидера по статье.
А отношение к этому рабочие выразили очень просто. Директор собрал стихийно собрание, на которое пришли человек пятнадцать. Не дослушав босса, водители и слесари стали просто выходить из помещения…
По всей вероятности, забастовка становится неизбежной. Рабочие ещё раз убедились, что ждать перемен к лучшему от начальства не приходится. И теперь это становится головной болью уже не только руководства ЗАО «Нижнеодесское УТТ» и их московских хозяев, но и властей города и республики.
Полностью поддерживаю людей и готов пешком походить сколько надо,пока справедливые требования рабочих не удовлетворят.