Дорога в Заполярье (ВИДЕО, ФОТО)

ОАО "РЖД" провезло журналистов из Москвы, Ярославля и Вологды по территории Республики Коми

Автор:   
02:16. 14 июня, 2011  
  
1

ОАО “РЖД” организовало пресс-тур “Дорога, соединяющая регионы” в основном для московских, ярославских и вологодских журналистов. Решили их удивить  красотами Полярного Урала, забросив по железной дороге в самые что ни на есть Лабытнанги (и далее, уже автобусом, в Салехард). Журналисты из Коми были прихвачены в Микуни. Да и как не прихватить представителей “Красного знамени”, чей брэнд “Газета, объединяющая поколения” так удачно гармонирует с тематикой пресс-тура? И мы поехали.

 

Признаться, я люблю всевозможные пресс-туры. Журналисты на какое-то время оказываются в центре внимания организаторов таких групповых поездок: им показывают различные достижения и соседние достопримечательности, вкусно кормят-поят, весело развлекают, разве что на руках не носят. Словом, милая русскому сердцу показуха.

В пресс-тур по Северной железной дороге я решил поехать, не задумываясь – как пассажир, иногда пользующийся на этом маршруте услугами как раз-таки РЖД, и про “сервис” могу рассказать многое. А тут выпадает шанс проехаться с комфортом (чистые, только с завода, вагончики, по два человека в купе, кондиционеры, работающий в санитарных зонах биотуалет, не говоря о трёхразовом питании в вагоне-ресторане) в Заполярье – грех не воспользоваться.

Пассажирам пресс-тура РЖД предоставили комфортные условия. Фото Константина Башлыкова

 

Первый значимый пункт на нашем пути – станция Чум. Здесь используется уже канувшая в Лету (сохранилась ещё на коротком участке Октябрьской железной дороги) так называемая “жезловая система” прохождения поездов. Применяется она для развода поездов, двигающихся по одному пути. На станции имеется железный ящик с жезлами, извлечь которые можно только тогда, когда с соседней станции будет подан сигнал. Жезл дежурный по станции отдаёт машинисту поезда. Это является пропуском. Проехав путь до следующей станции, машинист выбрасывает жезл из окна локомотива.

На наших глазах был исполнен ритуал передачи жезла. Всё прошло удачно. Журналисты зааплодировали и поехали дальше.

 

Так выглядит передача жезла от машиниста диспетчеру. Видео Бориса Суранова

 

Следующий пункт – станция Елецкая, ставшая известной на всю Россию, когда там в 50-градусный мороз медным тазом накрылась система отопления. Сейчас на станции кипит жизнь. Силами РЖД строятся дом отдыха локомотивных бригад, пункт экипировки тепловозов. Недавно возведён административный комплекс. Начальник Елецкой дистанции, местный авторитет, балагур и шутник Владимир Соколов показал журналистам свой кабинет, уставленный чучелами обитающих в тех краях животных и птиц.

В кабинете начальника. Фото Константина Башлыкова

 

После осмотра инфраструктуры станции Елецкая журналистов усадили в вездеходы и повезли в предгорье Полярного Урала, к реке Елец. Вокруг цвела морошка, а прямо над вездеходами кружили бесстрашные гуси и куропатки. Местами лежал снег. Наши коллеги из средней полосы России тут же принялись играть в снежки, бегать по снегу босиком…

 

Река Елец богата рыбой. Видео Бориса Суранова

 

Едем дальше. Станция Полярный Урал. Здесь проходит граница между Республикой Коми и Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО). Но мы останавливаемся чуть дальше станции, возле другой границы – Европы с Азией. На этом месте водружён соответствующий знак, возле которого любят фотографироваться редкие туристы. Через железнодорожное полотно напротив указателя границ континентов находится памятник (груда сложенных камней и мемориальная табличка) исследователю Урала Василию Латкину.

 

 

Поезд попросили слегка подвинуться – чтоб не мешал фотографировать. Видео Бориса Суранова

 

Чем ближе к станции Собь (очередная остановка), тем чаще мелькают за окном палатки туристов. Как правило, это выбравшиеся на природу жители Салехарда (два часа езды до Соби) и горнолыжники – не только из Коми и ЯНАО, но и всей России (трассы с виду почти альпийские, имеются подъёмники).

Рядом с железнодорожной станцией Собь расположен навесной мост через одноимённую горную реку. Окрестные пейзажи захватывают дух…

 

 

Перейти навесной мост через реку Собь – своеобразный аттракцион. Видео Бориса Суранова

 

Станция Харп. Помимо живописных горных красот, из окон поезда видна и играющая на закатном солнце колючая проволока: вокруг полно действующих исправительных учреждений. Журналисты из Ярославля поднимают тему  ГУЛАГа. Я вношу свою нотку трагизма, напоминая, наверное, не к месту, что “дорога, соединяющая регионы” прозвана в народе “дорогой на костях”…

Станция Обская. Здесь на фоне бескрайних тундровых ландшафтов заметно шевеление современной техники “Газпрома” – концерн строит в районе Обской газовую ветку из Бованенково.

И вот конечный пункт – городок окружного значения Лабытнанги. В переводе с языка ханты – семь лиственниц. Вечером мы поужинали в ресторане “Семь лиственниц”, однако так и не узнали, почему это название получил целый город.

В Лабытнанги не так давно построено здание железнодорожного вокзала – поистине европейского качества (с европейскими же ценами в буфете), что приятно удивило. Удивило в этом заполярном городке, правда, уже не столь приятно, и светящее всю ночь солнце, из-за чего заснуть в вагоне оказалось решительно невозможно.

А днём на автобусе мы преодолели переправу через Обь и уже через полчаса после отъезда из Лабытнанги оказались в Салехарде, где пресс-служба РЖД (за что ей отдельное спасибо) устроила для представителей СМИ экскурсионно-кулинарную программу. Не вдаваясь в детали, скажу, что журналистам удалось погладить живого оленёнка в этнокомплексе под открытым небом, а также посмотреть и запечатлеть на память (но только без вспышки!) мамонтёнка Любу, найденного на Ямале в хорошо сохранившемся виде, экспонирующегося сейчас в этнографическом музее Салехарда.

 

Мамонтёнка Любу можно снимать только без вспышки. Видео Бориса Суранова

 

И напоследок – немного о ценах на продукты в заполярном Салехарде

Муксун свежемороженный – 300-350 руб. за кг, муксун холодного копчения – 500-550 руб. за кг. Нельма свежесолёная – 300 руб. за кг. Маленькая баночка золотистой икры щекура – 200 руб., миниатюрный “пробничек” с чёрной осетровой икрой – 2500 (!) руб.

Цены на овощи и фрукты сопоставимы с нашими, может, чуть дороже (черешня – 350 руб. на рынке), хотя ассортимент в Салехарде разнообразнее.

 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Вадим
Вадим
15.06.2011 19:54

Борис, если ты хочешь узнать почему это место получило название Семь лиственниц “Лабытнанги” перейди по ссылке
http://www.russianreporter.ru/publ/
Кстати, городом поселок Лабытнанги стал только в 1975 году (Иногда полезно послушать экскурсовода)
Ваши коллеги из средней полосы России.)))))