Легенда о “Белкомуре”

Железная дорога на Белое море может стать очень дорогим заблуждением

13:57. 28 декабря, 2010  
  
9
Недавно в газете «Лесные ведомости» (издание Союза лесопромышленников Республики Коми) было напечатано интервью с генеральным директором ОАО МК «Белкомур» Эльманом Худазаровым. В интервью рассказывается о проекте строительства железной дороги «Белкомур» и о том, что данная трасса очень необходима лесному сообществу республики. Однако уважаемый Эльман Асланович не располагает всей полнотой информации о проекте, в который предлагает бизнесменам вложить средства, а потому вводит их в заблуждение.

Дело в том, что «Белкомур» сегодня не решает ни одной из тех глобальных экономических задач, которые стоят перед Северо-Западным регионом.
Во-первых, постулат о том, что ежегодный объём грузопотока по «Белкомуру» составит 35,5 миллиона тонн не выдерживает никакой критики. Откуда эти цифры, а главное – какие грузы будут везти железнодорожные составы в Архангельск? Уголь, нефть, бокситы? Поскольку Э. Худазаров обращается к лесному сообществу, то предполагается, что главным грузом станет древесина. Но для чего везти древесину в Архангельск? Видимо, чтобы отправить её за границу морским путём.

И вот тут возникает вопрос: а бывал ли уважаемый агитатор и пропагандист «Белкомура» в порту Архангельска? Дело в том, что максимальный дедвейт (грузоподъёмность) нынешних судов, входящих в этот порт, не превышает 6-10 тысяч тонн. И для того, чтобы поддерживать проводку судов в порт и обратно, круглогодично работают три земснаряда на Северной Двине. Они углубляют проходы, которые постоянно обваловываются, мелеют, и потому работы не прекращаются никогда – нужно поддерживать проектную глубину фарватера. Проводимые работы уже сегодня обходятся в 30-40 миллионов рублей ежегодно.

Другими словами, для того чтобы в Архангельский порт заходили суда грузоподъёмностью 75 тысяч тонн, о чём говорит Эльман Худазаров, нужно мелкий порт Архангельска сделать глубоководным. Но это практически невозможно. А возить лес на малых судах – это работать в минус. Интересно, много ли найдётся бизнесменов, которые захотят работать себе в убыток?

Если мыслить более масштабно, в реализации проекта «Белкомур» заинтересованы лишь… финны. Благодаря данной магистрали они получают огромные туристические ресурсы и транзитные возможности в рамках Евросоюза. Благодаря «Белкомуру» финны смогут развивать свои маломощные порты на Балтике, создавая серьёзную конкуренцию Санкт-Петербургскому транспортному узлу. Лично мне не очень понятно: почему экономическое благополучие достаточно богатой Финляндии должны обеспечивать мы? Да ешё и во вред себе…

 

Решение – дорога на Индигу

У страны (и республики) есть совершенно иное решение северной транспортной проблемы – строительство магистрали от Ухты (Сосногорска) к незамерзающей бухте Индига в Ненецком автономном округе. Речь о строительстве глубоководного порта в Индиге идёт уже полтора столетия, начиная с записки в Сенат нашего земляка Михаила Константиновича Сидорова. Уже тогда он обратил внимание на близость тёплого течения Гольфстрим, влиянием которого и объясняется уникально тёплая погода в этом районе и незамерзаемость бухты Индига. Этот бесценный дар природы просто грех не использовать на пользу России и Республики Коми. Поэтому на вопрос о том, какую дорогу нужно строить в первую очередь – «Белкомур» или «ИндиКомур», я однозначно называю последнюю. Сегодня это единственно мудрое, верное, взвешенное стратегическое решение.

 

Финансы поют романсы

Второй аспект, на который хотелось бы обратить внимание, – объём финансирования, который указывает апологет «Белкомура» Худазаров. По его утверждениям, необходимые капиталовложения не превысят 118 миллиардов рублей. На самом деле стройка обойдётся в два-три раза дороже, и одна из причин – тот самый Архангельский порт.

Со сроками строительства, указываемых Эльманом Аслановичем, спорить не буду – трассу построить за пять лет можно. Вопрос в другом: а надо ли строить? Как экономист, изучающий эту проблему сорок лет, могу ещё раз повторить: сегодня эта стройка нужна в первую очередь нашим северным соседям – финнам и шведам. Вот пусть они и раскошеливаются.

 

Суши – за уши?

В этом году достопочтенные апологеты «Белкомура» преподнёсли ещё один «подарок» республике. На ленте одного информационного агентства появилась информация о том, что некая японская фирма заинтересовалась «международным проектом» и предложила инвестиционное сотрудничество. С помощью института Номура будет проведёна оценка перпективности проекта и «адаптация бизнес-плана высокого уровня, характерного для Японии». Естественно, не бесплатно. А то, что японцы умеют выкачивать деньги за свои услуги, известно всему миру. В самой Японии в подобных случаях с сарказмом говорят: «суши за уши», что в вольном переводе на русский означает примерно тоже, что лапша на уши, тень на плетень, пыль в глаза…

 

Проект века или авантюра?

Грустно видеть, как человек, заинтересованный в продвижении проекта, который его кормит, втирает очки людям, знающим лишь одну сторону вопроса. Десятки, если не сотни миллионов рублей уже ушли на содержание проекта и людей, работающих на его существование. В принципе, эти деньги ушли из казны республики, значит, их забрали у всех нас. Видимо, в бюджете республики много лишних средств, иначе содержание такой структуры просто непонятно. Может, просто никто в правительстве этой проблемой серьёзно не занимался?
 
Поделиться в соцсетях

guest
9 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
АШ
АШ
28.12.2010 15:50

в Архангельске существует план строительства нового глубоководного порта. Когда “Белкомур” будет завершен, грузы пойдут через него. Мысль насчет финнов вообще кажется легким бредом. Так что по-моему как раз уважаемый автор наводит тень на плетень.

я
я
28.12.2010 19:26

А Сыктывкар будет полноценным городом, а не провинциальным городом в “тупике”

Coper
Coper
29.12.2010 01:21

Товарищ “Экономист” 40 лет изучающий проект стоительства которое задумано 30 лет назад было явно в неадеквате. Чтобы чтото изучать, для начала надо это чтото увидить. Белкомур завязан на глубоководный морской порт в Архангельске. Этот порт находится не на реке. А уже в Белом море. Тоесть афтырь непонятно за каким бесом… Читать далее »

Coper
Coper
29.12.2010 01:22

Если в Индигу ветку делать а не в Арх то для Сыктывкара не многое изменится, максимум работы для железнодорожников побольше станет.

Лиля
Лиля
02.01.2011 09:23

Все равно, не смотря на комментарии, интересная статья. Спасибо автору, что задумывается над такими вопросами.

Гость
Гость
08.01.2011 10:15

Свмое пикантное ,что “агитатор и пропагандист” Худозаров имеет очень опосредованное отношение к Белкомур – вся реальная работа идет через структуру, созданную и поддерживаемую Администрацией Пермского края и г-ном Трутневым, бывшим главой края и ныне Министром природных ресурсов РФ и являющуюся оператором проекта. Это вообще особенность стиля нынешнего руководства Коми –… Читать далее »

Павел
Павел
12.01.2011 13:03

Хотите желдорогу. Стройте! Только не за счёт граждан. Это коммерческий проект и если государство принимает в неё участие,то только за счёт доброй воли: разрешение за деньги, землеотвод(аренда) за деньги. А у нас строит бюджет почему то. О какой то отдаче говорит не приходится. Это ветка и не более того.и вообще… Читать далее »

Путник
Путник
14.01.2011 09:57

В дополненик к Павлу:

Мало того, что строится х.з. что на бюджетные деньги, так ведь ещё и откаты никто не отменял (30% от финансирования), поэтому П.Орда, например, на Белкомуре прилично наварился. И не только он…

Путник
Путник
14.01.2011 09:59

Я только написал о наварах с Белкомура… Видимо, нельзя Орду поминать всуе?!