Легенда о “Белкомуре”

Железная дорога на Белое море может стать очень дорогим заблуждением

13:57. 28 декабря, 2010  
  
9
Недавно в газете «Лесные ведомости» (издание Союза лесопромышленников Республики Коми) было напечатано интервью с генеральным директором ОАО МК «Белкомур» Эльманом Худазаровым. В интервью рассказывается о проекте строительства железной дороги «Белкомур» и о том, что данная трасса очень необходима лесному сообществу республики. Однако уважаемый Эльман Асланович не располагает всей полнотой информации о проекте, в который предлагает бизнесменам вложить средства, а потому вводит их в заблуждение.

Дело в том, что «Белкомур» сегодня не решает ни одной из тех глобальных экономических задач, которые стоят перед Северо-Западным регионом.
Во-первых, постулат о том, что ежегодный объём грузопотока по «Белкомуру» составит 35,5 миллиона тонн не выдерживает никакой критики. Откуда эти цифры, а главное – какие грузы будут везти железнодорожные составы в Архангельск? Уголь, нефть, бокситы? Поскольку Э. Худазаров обращается к лесному сообществу, то предполагается, что главным грузом станет древесина. Но для чего везти древесину в Архангельск? Видимо, чтобы отправить её за границу морским путём.

И вот тут возникает вопрос: а бывал ли уважаемый агитатор и пропагандист «Белкомура» в порту Архангельска? Дело в том, что максимальный дедвейт (грузоподъёмность) нынешних судов, входящих в этот порт, не превышает 6-10 тысяч тонн. И для того, чтобы поддерживать проводку судов в порт и обратно, круглогодично работают три земснаряда на Северной Двине. Они углубляют проходы, которые постоянно обваловываются, мелеют, и потому работы не прекращаются никогда – нужно поддерживать проектную глубину фарватера. Проводимые работы уже сегодня обходятся в 30-40 миллионов рублей ежегодно.

Другими словами, для того чтобы в Архангельский порт заходили суда грузоподъёмностью 75 тысяч тонн, о чём говорит Эльман Худазаров, нужно мелкий порт Архангельска сделать глубоководным. Но это практически невозможно. А возить лес на малых судах – это работать в минус. Интересно, много ли найдётся бизнесменов, которые захотят работать себе в убыток?

Если мыслить более масштабно, в реализации проекта «Белкомур» заинтересованы лишь… финны. Благодаря данной магистрали они получают огромные туристические ресурсы и транзитные возможности в рамках Евросоюза. Благодаря «Белкомуру» финны смогут развивать свои маломощные порты на Балтике, создавая серьёзную конкуренцию Санкт-Петербургскому транспортному узлу. Лично мне не очень понятно: почему экономическое благополучие достаточно богатой Финляндии должны обеспечивать мы? Да ешё и во вред себе…

 

Решение – дорога на Индигу

У страны (и республики) есть совершенно иное решение северной транспортной проблемы – строительство магистрали от Ухты (Сосногорска) к незамерзающей бухте Индига в Ненецком автономном округе. Речь о строительстве глубоководного порта в Индиге идёт уже полтора столетия, начиная с записки в Сенат нашего земляка Михаила Константиновича Сидорова. Уже тогда он обратил внимание на близость тёплого течения Гольфстрим, влиянием которого и объясняется уникально тёплая погода в этом районе и незамерзаемость бухты Индига. Этот бесценный дар природы просто грех не использовать на пользу России и Республики Коми. Поэтому на вопрос о том, какую дорогу нужно строить в первую очередь – «Белкомур» или «ИндиКомур», я однозначно называю последнюю. Сегодня это единственно мудрое, верное, взвешенное стратегическое решение.

 

Финансы поют романсы

Второй аспект, на который хотелось бы обратить внимание, – объём финансирования, который указывает апологет «Белкомура» Худазаров. По его утверждениям, необходимые капиталовложения не превысят 118 миллиардов рублей. На самом деле стройка обойдётся в два-три раза дороже, и одна из причин – тот самый Архангельский порт.

Со сроками строительства, указываемых Эльманом Аслановичем, спорить не буду – трассу построить за пять лет можно. Вопрос в другом: а надо ли строить? Как экономист, изучающий эту проблему сорок лет, могу ещё раз повторить: сегодня эта стройка нужна в первую очередь нашим северным соседям – финнам и шведам. Вот пусть они и раскошеливаются.

 

Суши – за уши?

В этом году достопочтенные апологеты «Белкомура» преподнёсли ещё один «подарок» республике. На ленте одного информационного агентства появилась информация о том, что некая японская фирма заинтересовалась «международным проектом» и предложила инвестиционное сотрудничество. С помощью института Номура будет проведёна оценка перпективности проекта и «адаптация бизнес-плана высокого уровня, характерного для Японии». Естественно, не бесплатно. А то, что японцы умеют выкачивать деньги за свои услуги, известно всему миру. В самой Японии в подобных случаях с сарказмом говорят: «суши за уши», что в вольном переводе на русский означает примерно тоже, что лапша на уши, тень на плетень, пыль в глаза…

 

Проект века или авантюра?

Грустно видеть, как человек, заинтересованный в продвижении проекта, который его кормит, втирает очки людям, знающим лишь одну сторону вопроса. Десятки, если не сотни миллионов рублей уже ушли на содержание проекта и людей, работающих на его существование. В принципе, эти деньги ушли из казны республики, значит, их забрали у всех нас. Видимо, в бюджете республики много лишних средств, иначе содержание такой структуры просто непонятно. Может, просто никто в правительстве этой проблемой серьёзно не занимался?
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
9 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
ПутникПавелГостьЛиляCoper Recent comment authors
новые старые популярные
АШ
Гость
АШ

в Архангельске существует план строительства нового глубоководного порта. Когда “Белкомур” будет завершен, грузы пойдут через него. Мысль насчет финнов вообще кажется легким бредом. Так что по-моему как раз уважаемый автор наводит тень на плетень.

я
Гость
я

А Сыктывкар будет полноценным городом, а не провинциальным городом в “тупике”

Coper
Гость
Coper

Товарищ “Экономист” 40 лет изучающий проект стоительства которое задумано 30 лет назад было явно в неадеквате. Чтобы чтото изучать, для начала надо это чтото увидить. Белкомур завязан на глубоководный морской порт в Архангельске. Этот порт находится не на реке. А уже в Белом море. Тоесть афтырь непонятно за каким бесом… Читать далее »

Coper
Гость
Coper

Если в Индигу ветку делать а не в Арх то для Сыктывкара не многое изменится, максимум работы для железнодорожников побольше станет.

Лиля
Гость
Лиля

Все равно, не смотря на комментарии, интересная статья. Спасибо автору, что задумывается над такими вопросами.

Гость
Гость
Гость

Свмое пикантное ,что “агитатор и пропагандист” Худозаров имеет очень опосредованное отношение к Белкомур – вся реальная работа идет через структуру, созданную и поддерживаемую Администрацией Пермского края и г-ном Трутневым, бывшим главой края и ныне Министром природных ресурсов РФ и являющуюся оператором проекта. Это вообще особенность стиля нынешнего руководства Коми –… Читать далее »

Павел
Гость
Павел

Хотите желдорогу. Стройте! Только не за счёт граждан. Это коммерческий проект и если государство принимает в неё участие,то только за счёт доброй воли: разрешение за деньги, землеотвод(аренда) за деньги. А у нас строит бюджет почему то. О какой то отдаче говорит не приходится. Это ветка и не более того.и вообще… Читать далее »

Путник
Гость
Путник

В дополненик к Павлу:

Мало того, что строится х.з. что на бюджетные деньги, так ведь ещё и откаты никто не отменял (30% от финансирования), поэтому П.Орда, например, на Белкомуре прилично наварился. И не только он…

Путник
Гость
Путник

Я только написал о наварах с Белкомура… Видимо, нельзя Орду поминать всуе?!