Рублю оказался противопоказан крымский воздух. По крайней мере, такой наэлектризованный. Российская валюта пошла вниз, тем более, что и до украинских событий дорожка в этом направлении была проторена.
В понедельник в иных обменных пунктах евро уходил за 50, а доллар – за 40 рублей. Но если бы дело было только в обменниках и наличной валюте. Поскальзывающийся на кривой крымской дорожке рубль потянет за собой и цены. В противоположную сторону.
Черноморский разгон и кремлёвское торможение
Доллар и евро побежали вверх сразу после новогодних каникул, и бег этот был весьма резвым. За 2,5 недели к началу февраля американская валюта подорожала более чем на восемь процентов – до 35 рублей 35 копеек¸ европейская – на 6,8%, до 48,28. Затем рынок слегка отыграл назад (34,60 и 47 соответственно на 9 февраля), после чего снова пошёл в гору.
До 26 февраля, несмотря на то, что в Киеве уже победила Майданная революция, курс двух главных валют рос сравнительно плавно, и рост этот имел объективные макроэкономические причины: инвесторы уходили из валют развивающихся рынков, в том числе и российского; рубль слабел из-за спада экономического роста, который был продемонстрирован за первые два месяца года; наконец, Центробанк скупал валюту для бюджета, который в результате этой ползучей девальвации обогатился почти на 800 млрд. рублей.
С 26 февраля инвесторы начали настоящий штурм против рубля. 27-го евро пробил отметку 49, 28-го его коллега из США – 36.
Ну а 1 марта Совет Федерации дал Владимиру Путину согласие применять войска на Украине, и скачок валют оставался делом времени. Это время пришло в понедельник. Евро дошёл до 50 рублей, в ходе торгов преодолев и эту отметку, доллар – 37. Во вторник он дважды отыграл назад: на торгах – до 36,32 и 49,95 соответственно (уровень официального курса Центробанка) и после пресс-конференции Путина: 36,07 и 49,65.
Динамика курса доллара с 6 февраля по 6 марта 2014 года (руб.)
Зачем покупать валюту
Банкиры отмечают рост интереса к валюте, хотя очередей в обменные пункты всё-таки нет.
– Да, с конца прошлой недели продажи начали расти, и с особенной силой – в начале этой недели, – рассказали «Красному знамени» в Сыктывкарском филиале Роспромбанка.
– Но, при всей сложности событий на Украине, ажиотажа всё-таки нет, – замечает управляющий Сыктывкарским офисом банка «Стройкредит» Владимир Липатников.
– Ажиотажа, может, и нет, но продажи в начале этой недели возросли в разы, – возразили в Сыктывкарском офисе Промсвязьбанка.
Цены себя ждать не заставят
Опрошенные «Красным знаменем» представители торговых сетей не скрывают, что повышения розничных цен ждут, поскольку доля импорта в их ассортименте очень весома.
– Не менее 30-40%, – говорит коммерческий директор ЗАО «Ассорти» Максим Маркушев. – Это в первую очередь относится к таким группам товаров, как чай, кофе, масла, соусная группа, рыба, но не в меньшей степени и к овощам и фруктам. При всём нашем желании ни мы, ни покупатели не можем отказаться, например, от яблок из Польши, Италии и Голландии, от помидоров и перца из Испании и т.д.
Работая с дистрибуторами, указывает Маркушев, «Ассорти» не имеет собственных валютных счетов, и эффект слабого рубля, а также возможных санкций со стороны США и Европейского Союза, ощутит с некоторой растяжкой во времени. Резервировать же регулярно большие партии товара с фиксацией цен невыгодно из-за проблем с логистикой для Республики Коми.
Хотя, например, сеть «О’КЕЙ» на такое резервирование идёт.
– Несмотря на резкий рост валюты, мы имеем некоторый лаг во времени, потому что применяем фиксированные цены, – рассказал «Красному знамени» руководитель по внешним коммуникациям Группы компаний «О’КЕЙ» Артём Глущенко. – В зависимости от договорённостей, поставщик обязан предупредить об изменении цены примерно за 30 дней. После получения такого сообщения мы с поставщиком начинаем обсуждение цены, одновременно изучая рынок, так как всегда есть игроки, которые хорошо управляют своими издержками и могут предложить конкурентную цену. На сегодняшний день небольшая часть поставщиков обратилась с просьбой об изменении цены. Предложения изучаются.
Глущенко признаёт, что цены в «О’КЕе» также растут, но для складывающихся условий – в разумных пределах.
– Адового повышения нет и не будет, – говорит он. – За последние две недели повышение в нашей сети составило примерно 2-3%, в первую очередь коснувшись сахара и рыбы. Но рынок рыбы сейчас крайне сложен и противоречив.
По его словам, основная доля продающейся в «О’КЕе» продукции произведена в России. Доля непрямого импорта очень небольшая, а прямого – «мизерная в структуре общего товарооборота».
– Основная масса продукции иностранных компаний производится в России. У нас напрямую импортируются сыры из Франции и некоторая доля овощей-фруктов из Европы. И еще: скоро лето, будут появляться отечественные сезонные фрукты-овощи, – замечает Артём Глущенко.
Наши тоже спать не будут
Рост валют коснётся не только очень зависимых от импорта торговых сетей, но и производителей продуктов.
– Если даже валютный курс впрямую не будет влиять на наших поставщиков, то они всё равно не останутся в стороне от общего повышения, – убеждён генеральный директор птицефабрики «Зеленецкая» Николай Чёрный. – А курс влиять будет, потому что, например, не менее 60% рыбной муки, витаминов, различного рода добавок в наших кормах составляет именно импорт.
Российские поставщики зерновых, уверен он, «тоже не будут стоять на месте».
– Так что нужно готовиться, – советует собеседник «Красного знамени».
Как “доходчиво” ворьё комментирует повышение цен. Бей своих.Это лозунг нерусей. тех кто не вырос на этой ЗЕМЛЕ….