Nordavia выставлена на продажу

«Норильский никель» решил избавиться от непрофильных активов накануне авиакатастрофы в Казани

13:03. 27 ноября, 2013  
  
0

Авиакомпания Nordavia выставлена на продажу. Так уж случилось, что её владелец — горно-металлургическая компания «Норильский никель» — объявила о решении избавиться от непрофильного актива буквально накануне авиакатастрофы в Казани. Между тем приобретение «Норникелем» авиаперевозчика нередко связывается с другой трагедией — катастрофой в Перми в 2008 году.

 

«Норильский никель» (далее ГМК) продаёт не только Nordavia, но и авиакомпанию «Таймыр», работающую под брендом NordStar. Претендентов на авиабизнес ГМК пока нет, хотя, по мнению экспертов, «Таймыр» и Nordavia могут быть интересны туроператорам для выполнения чартерных рейсов.

По словам члена правления ГМК Ларисы Зельковой, в своё время авиакомпании потребовались «Норникелю» для поддержания «стабильности связи Норильска и материка». «Если мы увидим, что в России есть партнёры и профессиональный профильный инвестор, заинтересованный в расширении бизнеса, то мы с интересом рассмотрим предложения», — передаёт слова Зельковой «Коммерсант».

«ЗАО Nordavia — Региональные авиалинии» было куплено ГМК у «Аэрофлота» в марте 2011 года за 207 миллионов долларов, из которых 200 ушло по погашение долгов Nordavia. Однако за последние годы финансовое положение регионального авиаперевозчика заметно улучшилось. По данным СПАРК (Система профессионального анализа рынков и компаний), выручка Nordavia в 2012 году составила 4,87 млрд. руб., убыток — 436,8 млн. руб.

По официальной версии двухлетней давности, «Аэрофлот», продал убыточный актив, однако по некоторым сведениям, материнская компания решила избавиться от своей дочки после авиакатастрофы в Перми в сентябре 2008 года. В связи с расследованием того происшествия, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 10 февраля 2009 года сообщил: «По результатам судебно-медицинской экспертизы (…) установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС (командир воздушного судна — авт.) перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам».

Для многих жителей Республики Коми (главным образом, сыктывкарцев) рейсы Nordavia – едва ли не главная возможность связи с центральными районами страны. Наш источник в Nordavia, который предпочёл сохранить анонимность, заявил во вторник: «Решение о продаже стало неожиданностью, как я услышал, даже в нашем головном офисе в Архангельске… Это (смена собственника — авт.) не должно отразиться на плотности региональных перевозок, ведь это главный источник прибыли».

Сейчас «Нордавиа» выполняет регулярные и чартерные рейсы более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, парк — девять самолётов Boeing 737-500.

Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Тогда же в интервью «Ведомостям» совладелец компании Владимир Потанин заявил: «Дудинский порт, железная дорога и аэропорт в Норильске — важные инфраструктурные части, а вот авиакомпания — нет».

В 2012 году, согласно реестру расследований МАК, в России произошло 42 авиапроисшествия, а в этом году — 33. Сегодня Россия уступает по числу авиакатастроф только США, при том что доли двух стран в объёме мировых авиаперевозках абсолютно не сопоставимы.

 

МАК уполномочен заявить

«В связи с появившимися в СМИ вопросами о причинах катастрофы Боинга-737 авиакомпании «Татарстан», Техническая комиссия МАК информирует: по данным бортовых средств объективного контроля отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом не зафиксировано. МАК неоднократно разъяснял, что стандартов ИКАО по «старым» и «новым» самолётам не существует. Прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет. По имеющейся информации средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Boeing 737-500 составляет 20,4 года, в Европе – 20,3 года».

Поделиться в соцсетях