Матросы «Курска» станцевали танго на сцене архангельского театра (ФОТО, ВИДЕО)

В Архангельске состоялась самая ожидаемая премьера

14:53. 5 ноября, 2010  
  
8

В Архангельске состоялась премьера, наверное, самой ожидаемой постановки этого года – спектакля «Курск» по пьесе Александра Яновича. В её основу легла история трагической гибели атомной подводной лодки. Спектакль однозначно прошибает на слезу и вызывает сильные патриотические чувства. Однако творческие достоинства самой постановки и пьесы вызывают вопросы и споры у местной публики.


Постановка «Курска» в Архангельске осуществлена местным молодёжным театром под руководством его худрука Виктора Панова, однако на большой сцене областного театра драмы имени Ломоносова. Изначально постановка пользовалась широкой поддержкой местных властей. По официальной информации, только из бюджета Архангельской области Виктору Панову на постановку «Курска» было выделено полтора миллиона рублей.

Пьеса «Курск» была написана три года назад Александром Яновичем и производит впечатление откровенно слабой. В ней много затянутости, мало действия, а местами текст изобилует излишней  фактологичностью. Первая её постановка состоялась в Австралии, на родине драматурга. Тем не менее взятая за основу пьесы трагическая тема, святая для любого россиянина, делает своё дело. Тот случай, когда плакать публику заставляют сами воспоминания о произошедшей трагедии, а не мастерство автора или профессионализм актёров.

С самого начала определение спектакля «драматическая история в стиле танго», напечатанное на огромных афишах, которыми сегодня увешан весь Архангельск, отпугнула немалое количество потенциальных зрителей, посчитавших это почти кощунством. Возможно, поэтому на премьерном показе «Курска» в зале было немало свободных мест. Танцующие по ходу действия танго (причём друг с другом) матросы «Курска» действительно вызывают некоторое внутреннее отторжение и нехорошие ассоциации. Объяснения авторов спектакля, что танго –  это изначально танец одинокого мужчины, стремящегося завоевать внимание женщины, включение этого элемента в спектакль не обосновывает. Во-первых, матросы танцуют парами, а во-вторых, судя даже по самой пьесе, вниманием слабого пола военные моряки не обделены.

К действительно сильным моментам постановки можно отнести очень стильные декорации и оформление сцены, за которые отвечала известная питерская художница Ирина Бирюля, а также световые и звуковые эффекты, обеспеченные первоклассной сценической техникой ломоносовского театра. Именно они, а также поистине самоотверженная игра 4-5 ведущих актёров пановского театра и вытягивают в итоге постановку.

Не лучшее впечатление производит и сочетание технической «продвинутости» и визуальной стильности с откровенно «слезоточивыми» приёмами, свойственными мыльным операм, музыки Альфреда Шнитке – и Витаса, а также некоторые откровенно банальные режиссёрские решения. К последним относится, например, показ фотографий 118-ти погибших матросов «Курска» под грустную музыку в конце спектакля – приём, который использовался, кажется, во всех без исключения фильмах и передачах, посвящённых трагедии в Баренцевом море. Все эти моменты тем более странно было видеть в постановке театра Панова, который всегда тяготел к авангардности, актуальному искусству и нетривиальным творческим находкам.

Тем не менее Виктору Панову в очередной раз удалось создать спектакль, который наверняка будет ещё долго обсуждаться в Архангельске. При этом в ноябре труппа решила ограничиться всего тремя премьерными показами.

Столик в ресторане – в качестве спецэффекта. Фото автора

Российские СМИ в спектакле предстают в очень неприглядном обличии. Фото автора

.

 

В определённый момент на сцене появляется некто, очень напоминающий верховного главнокомандующего. Фото автора

Видео автора

Поделиться в соцсетях

guest
8 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Театрал
Театрал
06.11.2010 21:26

Был на спектакле – ничего особенного, раздули из мухи слона.

Матрос
Матрос
07.11.2010 12:44

Вообще, гомосексуализм на флоте обычная практика. Но из уважения к памяти погибших этот мусор на публику можно было и не выносить.

Х. Моржевой
Х. Моржевой
07.11.2010 13:16

Для Сыктывкарского театра надо написать пьесу “Подъельск” (драматическая история в стиле рок, например).
И чтобы там обязательно был сцена чаепития Марины Истиховской со старушками.

Также очень перспективна пьеса “Пассаж”. Предлагаю нашим драматургам обдумать идею.

Если эти идеи реализуются, то не забудьте мне соавторский гонорар прислать.

Драматург
Драматург
07.11.2010 13:41

Сцену чаепития Истиховской можно претворить в двух вариантах: сначала Истиховская пьет чай с живыми старушками, а в кульминации спектакля – с мертвыми.

mazout
mazout
09.11.2010 10:21

действительно, из мухи слона раздули.
хорошая постановка. относительно хорошая игра. нет этого слезоточивого поцреотизьму, которым обычно сопровождается рассказ про курск. история подлодки рассказана отлично с использованием множества визуальных средств, что помогает удерживать внимание зрителя, не утомляет и не перенасыщает. после спектакля ощущение хорошо проведенного времени, а не его бесполезной траты.

mazout
mazout
09.11.2010 10:23

очень странно видеть комментарии про гомосексуализм. видимо, у кого чего болит..

Х. Моржевой
Х. Моржевой
09.11.2010 12:29

mazout:
после спектакля ощущение хорошо проведенного времени
=====================================================

Типа отдохнул, как будто в кафе сходил или на дискотеку.
Действительно, чего грузиться? Ну погибло 118 человек – эка невидаль?

катерина
катерина
19.04.2011 18:02

Мне понравился спектакль своей проблемой, раскрытием трагедии, в которой задет каждый из нас в какой-то степени.Вставки из архивов усиливали эффект просмотра…

Минусом стала небрежность одежды актеров. В моем понимании моряк, должен иметь выправку и быть аккуратен…Почему то здесь этого не было(((

Спасибо за воспоминания такого события.