V кадре и за кадром

В Сыктывкаре открылась выставка фотокорреспондентов «Красного знамени»

15:28. 6 июня, 2018  
  
0

Юрий Осетров, Сергей Сухоруков, Андрей Шопша. Что между этими именами общего? Призвание. Все трое стали известны прежде всего как фотокорреспонденты «Красного знамени». Открывшаяся на днях выставка впервые объединила работы троих наших коллег в одном пространстве. Хотите вспомнить, чем жила Республика Коми от Морозова до Гайзера или увидеть, как журналист Евгений Хлыбов «чистит» себя под Юрием Спиридоновым? Приходите в Дом дружбы народов, не пожалеете. Время есть: выставка открыта до конца лета.

 

Знают политики, знают доярки…

«Сфотографировать – значит, присвоить», написала 40 лет назад Сьюзен Зонтаг. Мы же, недолго думая, назвали наш проект «V кадре все свои». Потому что, как отметила во вступительном слове экс-шеф-редактор “Красного знамени” (2011-2012 годы) Елена Шелест, большинство зрителей, пришедших на открытие, были лично знакомы со многими из героев снимков. И эти связи, как выясняется, не обрывает даже смерть.

Большую часть экспозиции составили работы Юрия Осетрова, отдавшего «Красному знамени» 21 год жизни. А если прибавить к этому 18 лет работы в администрации Главы республики, то не покажется преувеличением утверждение, что Осетров объехал весь без исключения регион.

– Его знают политики, знают доярки, в общем, все его знают, – что ещё можно добавить к этим словам Елены Шелест о Юрии Осетрове?

Добавил он сам, рассказав об истории одной из своих героинь. Истории, оставшейся для читателей газеты за кадром. В 1982 году корреспонденты «Красного знамени» освещали будни строителей нового в ту пору сыктывкарского микрорайона «Орбита». В объектив Осетрова попала крановщица – молодая жизнерадостная девушка.

– Этот снимок всем в редакции очень понравился и пошёл на первую полосу… Не прошло и недели, как мы узнаём, что эта девушка сорвалась с крана и погибла, – рассказал фотокор.

Ежедневный суд

Осетров и его коллега Сергей Сухоруков – какое-то время они трудились в газете одновременно – начинали ещё в аналоговую эпоху. Мы уже почти забыли время фотоплёнок, тёмных комнат с красным освещением и всеми этими реактивами: проявителями, фиксаторами… Тем удивительнее сейчас выглядят снимки 30–40-летней давности, и жаль, что так нечасто выпадает возможность их увидеть.

– Представьте себе, это всего лишь вторая выставка наших с Сухоруковым работ, – поведал Юрий Осетров. – А первая была в 1988 году, к 70-летию «Красного знамени», в филармонии. Там мы «соображали» не на троих, как здесь. Тогда участвовали, кроме нас с Сергеем, и другие фотокоры «Краски»: Владимир Ячменев и Владимир Вещицкий. Мы ту выставку монтировали дней пять. Вот там мы ругались!.. Наверно, никогда стены этого храма музыки не слышали столько слов ненормативной лексики.

При этом Осетров обмолвился, что к подобным выставкам всегда относился спокойно и по этому поводу вспомнил слова ответственного секретаря «Красного знамени» Виталия Мерца о том, что персональная выставка фотокоров газеты происходит каждый день перед 120 тысячами зрителей – таково было число подписчиков «Красного знамени» в середине восьмидесятых.

– Серёжа Сухоруков получил образование в Ленинграде и сам выбрал распределение в Сыктывкар, это было в начале восьмидесятых, – рассказал Юрий Осетров. – На моих коллег, и Сухорукова, и Вещицкого, кроме того, что это были профессионалы высокого уровня, можно было полностью положиться. Бывало, что мы в буквальном смысле «соображали на троих», и если, например, я не мог выйти на работу, ребята всегда могли прикрыть: в ежедневной газете работы всегда хватало… И сейчас я чувствую, если можно так сказать, авторское одиночество.

К сожалению, Сергей Сухоруков ушёл из жизни в январе 2017 года. Ему было 58.

Carpe diem*

Ещё более неожиданным для нас стал безвременный уход Андрея Шопши – ровно четыре года тому назад.

Андрей был самоучкой, но те его пять лет в «Краске» – это, наверно, беспрецедентный случай, когда новичок в профессии достигает поразительных высот за столь короткий срок.

Что касается собственной выставки, Андрей Шопша также относился к этой идее более чем спокойно, обмолвившись как-то: «Да, у меня есть несколько снимков, за которые мне не стыдно».

И вот тут мы с ним поспорим. Андрей ведь тоже начинал, когда газета выходила трижды в неделю, то есть работал много, и все мы – его коллеги и наши читатели – помним плоды той работы, мизерная часть которых представлена на выставке. И, как справедливо заметил Юрий Осетров, Шопша органично вписался в «Красное знамя», продолжил традицию фотожурналистики. Андрей как никто умел ловить момент, терпеливо выжидая с камерой наперевес, прежде сделать кадр. Иногда это был единственный кадр. Тот самый, который шёл в номер.

– Андрей Шопша до сих пор штатный фотограф «Красного знамени»: его архив по-прежнему в работе, – сказал главный редактор одноимённого интернет-издания Валерий Черницын и добавил: «Вот так работают настоящие фотокоры».

*лови момент (лат.)

Фото Кирилла Шейна, «7х7»

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000