На концерте Северного хора из Архангельска композитор забыл отчество министра (ФОТО)

Открытие фестиваля «Хоровые ассамблеи Севера» в Сыктывкаре не обошлось без казуса, частушек и скоморошин

Автор:   
15:26. 17 февраля, 2013  
  
17

Государственный северный русский народный хор (Архангельск), который считают песенной душой Русского Севера, дал единственный концерт в Сыктывкаре в минувшую пятницу, 15 февраля. Хор, получивший в 1976 году за высокое мастерство и чистоту стиля звание «академического», последний раз выступал в Коми лет тридцать назад. Хотя до соседей рукой подать. Именитый коллектив из поморского края с большим уважением относятся к глубинке. Два из четырёх концертов в рамках гастрольного тура по Коми прошли на селе – в селе Объячево (Прилузский район) и селе Визинга (Сысольский район).      

 

 

Там гости впервые услышали коми речь. Как сказала нашему корреспонденту главный хормейстер Северного хора Татьяна Рудукан, коми язык показался им довольно сложным, но очень интересным. Залы были полны, концерт в Ухте тоже прошёл с аншлагом.

 

Покинул модельный бизнес  

В Сыктывкаре первое отделение открылось вокально-хореографическим номером, визитной карточкой хора, «Приезжайте к нам на Север». Появившиеся на сцене барышни в сарафанах в пол и кокошниках буквально ослепили зрителей. Художник по костюмам Николай Терехин противник стилизации. Он специально ездит по архангельской глубинке, засиживается в библиотеках с книгами и альбомами, изучает музейные экспозиции в Москве, Санкт-Петербурге и других городах – всё ради максимально подлинного воссоздания стиля, орнаментов и деталей. Такое почитание традиций особенно удивляет, потому как ещё три года назад Терехин работал в одном из модельных агентств Архангельска. Теперь под его руководством мастерская Северного хора выполняет заказы для народных коллективов со всей области и из-за её пределов. 

 

 

Сказать, что высокое исполнительское мастерство хора поражает – ничего не сказать. Это нужно слышать и видеть. Поначалу непривычно слышать характерное «окание» и другие особенности архангелогородской речи. Кстати, в хоре вот уже 87 лет только девушки. Антонина Колотилова, сельская учительница из Великого Устюга, основавшая в 1926 году любительский народный хор, не имела ничего общего с феминистками. Как пояснила в разговоре с корреспондентом «Красного знамени» Татьяна Рудукан, жители поморского края испокон веков были славными мореходами и рыбаками. Оставляли мужчины жён на долгое время – коротали те вечера с прялками и песнями. Пели протяжные народные и лирические песни, частушки и скоморошины – всё это услышали и сыктывкарцы.  

 

Родственница Примадонны

Артисты Северного хора знают секрет вечной молодости. Это стало ясно, когда на сцене появилась заслуженная артистка России Полина Пугачёва. Как сказала ведущая (которая озвучивала имена не только артистов, но и авторов слов, музыки, хореографов и постановщиков), из своих 70-ти Полина Степановна 50 лет поёт в хоре. Внешне чем-то напоминающая Людмилу Зыкину, она исполнила патриотическую песню. Как нам стало известно, муж Полины Пугачёвой – дальний родственник Примадонны.

 

 

Лирический лад, на который настроила зал певица, тут же сменился шуточным. Всему виной танец «Валенки». Сюжет известный: подарил парень своей зазнобе красные башмаки – только с размером прогадал. Девушка на радостях била дробушки, да променяла тесную обновку на привычные валенки.   

Заставила зрителей смеяться от души и «Северная скоморошина». Поменяй слово «блоха», которая «околела, всему миру надоела», на имена известных политических деятелей, вышла бы сатира в духе писателя и актёра Леонида Филатова. 

 

Человек-оркестр 

Фурор вызвал музыкант Павел Юрченко. Зрители опешили, когда увидели молодого парня с ложками… на штанах. От его сольного номера буквально захватывало дух. Таким смелым виртуозом игры на ложках, пожалуй, может похвастаться далеко не каждый народный коллектив в стране. В оркестре Павел Юрченко отвечает за ударные. Пока артисты хора и балета отдыхали, оркестр сыграл одно произведение. Так вот, ложкарь сменил несколько инструментов: барабаны, ложки, ксилофон и бубен. 

Когда после объявленной «Деликатной кадрили» человек-оркестр Юрченко стал демонстрировать поразительный хореографический талант, у зрителей и вовсе глаза на лоб полезли. На вопрос нашего корреспондента о том, где нашли такого мастера на все руки, солистка хора ответила: «Вы не первая, что спрашивает. Танцует Леонид Девятов. Их с Павлом часто путают, в том числе журналисты. Они действительно очень похожи».     

 

 

Ярким завершающим аккордом концертной программы стали «Шербургские заковырки». Дробушки, подскоки, колесо и другие элементы зрители оценивали бурными аплодисментами. Кстати, особенностью коллектива является то, что на сцене парни и девушки не просто поют и танцуют, а воссоздают обряды и ритуалы наших предков. На выступления хора нужно обязательно приходить с детьми: не хуже чем в музее они узнают, как раньше сватались, как танцевали, как парни ухаживали за девушками, как проводила свободное время молодёжь. 

Северный хор обращает особое внимание к подлинной традиционной культуре – ярким подтверждением этому является новая постановка «Летние гуляния по мотивам Усть-Цилемской Горки». Фрагменты этой программы, конечно, увидели зрители Коми. Хореографы и художники по костюмам приехать в Усть-Цильму на саму Горку не смогли: воссоздавали танцы, песни и костюмы по видео, фото, книгам и альбомам. Не обошлось без консультаций с краеведами, культурологами, самими устьцилёмами. Была проделана титаническая работа. Добивались точности во всём, старались следовать правилам очень сложной системы танцев, песен и ритуальных фигур, которой известна наша Горка.

 

Консерватизм на пользу 

Хор строго чтит традиции. Наверняка многие в зале ждали современных обработок народных песен, вычурных акробатических номеров, экспериментальных танцев. Надежды не оправдались. При этом внимание зрителя постоянно приковано к сцене: весёлые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы. Руководству (говорят, что нынешний директор Александр Барский находит общий язык и с властью, и с бизнесом, что позволяет коллективу не просто выживать, а развиваться в рыночных условиях ) и артистам важен не смелый эксперимент и погоня за модой, а сохранение своего лица, точность стиля.

Бросается в глаза и мастерство перевоплощения артистов. Каждый из танцоров удивительно артистичен, вживается в образ городского щёголя, сельского простака или задиристого хулигана. 

 

«Летние гуляния по мотивам Усть-Цилемской Горки»

 

Консерватизм и сохранение марки «академического русского народного» играет только на пользу. Подтверждение тому – постоянные гастроли по городам России и зарубежья. Северный хор, в отличие от забытого нашими властями «Асъя кыа», постоянно напоминает о себе. В 2012 году – выступление в Берлине в рамках года России в Германии. И года не проходит без участия во всероссийских фестивалях. В 2011 году, когда отмечали 85-летие, хор стал лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Италии – сразу два золотых диплома. Естественно, поездки были бы невозможны, если бы руководство Архангельской области (подобно властям Коми в случае с ансамблем «Асъя кыа») игнорировало Северный хор. Он пользуется и поддержкой бизнеса, например компании «Роснефть» и одного московского банка. 

Дабы поддержать гастрольную деятельность (по городам и сёлам области и соседних регионов) в 2011 году на 85-летие хора губернатор подарил автобус. И не какой-нибудь, а приспособленный к суровым северным условиям – норвежской фирмы Scania. На нём состав и прибыл в Коми.  

 

Запамятовали   

Артисты, кроме горячего приёма сыктывкарской публики, оценили и чувство юмора деятелей культуры и уровень воспитания наших чиновников. Перед переполненным залом Коми республиканской филармонии появился Михаил Герцман, в задачу которого входил рассказ о появлении в России первых ассамблей. (Межрегиональный фестиваль с участием народных коллективов Коми и Архангельской области называется «Хоровые ассамблеи Севера».)

Повествование предваряла незапланированная битва с микрофоном. Герцман не смог самостоятельно подогнать его высоту под свой рост. Техника оказалась капризной – противостояние человека и микрофона затянулось. К счастью, из-за кулис, наконец, догадался выйти сотрудник филармонии, дабы спасти положение.         

После короткой справки об истории ассамблей Михаил Герцман пригласил на сцену министра культуры Артура Рудольфа. 

– Приглашаю на сцену председателя оргкомитета фестиваля Артура Александровича, простите, Артура Альбертовича Рудольфа, – сказал Герцман. 

В филармонии было немало тех, кто с пониманием отнёсся к оговорке композитора. Ответственные за культуру в республике так часто меняются, что запомнить их всех действительно не просто. По рядам прошёл иронический смех, зрители поддержали Герцмана аплодисментами. 

Министр в долгу не остался, ответил, как говорится, сторицей. «Спасибо, Михаил», – многозначительно сказал он, дерзко глядя на человека, который, кстати, намного старше него.    

Рудольф предложил почтить память жертв взрывов в Сыктывкаре и в Воркуте минутой молчания. Этот жест официального лица, пожалуй, был лишним. Артисты хора (концерт из-за трагедии на шахте перенесли с 13 на 15 февраля) и без того напомнили зрителям о случившемся. Программа была специально несколько изменена: как только министр покинул сцену, прозвучало очень проникновенное произведение «В церкви». Как сказала ведущая, «в память о погибших»…    

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
17 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
огоПравдаГяурБаззиЖан-Жак Recent comment authors
новые старые популярные
Циля
Гость
Циля

Министр как-то худовато выглядит..

Карл Фридрихович
Гость
Карл Фридрихович

Теперь Асья кыу можно закрывать. Дешевле и полезнее соседей приглашать. Те хоть петь и плясать умеют.

Хулио Ган
Гость
Хулио Ган

«Спасибо, Михаил», – многозначительно сказал он
————————————————

а после этого Рудольф добавил “э… Львович”

Эл
Гость
Эл

Бросьте этот вздор

читатель
Гость
читатель

мне не нравится, как пишет Сакаева. Слишком много личного – уймите девочку.

читателю
Гость
читателю

а никому не нравится как она пишет, здесь ей еще ошибки не правили – обычное дело, и сама не огрызается пока. тексты в хлам разносят обычно, а она все пишет и пишет, никакого самоуважения у тети, кроме звездной болезни

Полковник
Гость
Полковник

Не нравиться – не женись

Осип
Гость
Осип

Композитор не забыл отчество министра, а просто оговорился и тут же поправил себя. А Мария Сакаева сразу из этого сенсацию сделала. Несолидно, непрофессионально, несерьёзно, дёшево это выглядит, и чести не делает ни автору, ни газете.

Розенфельд
Гость
Розенфельд

концерт в Ухте тоже прошёл с аншлагом
=======================================

А концерт прошёл с полным аншлагом или частичным?

читатель
Гость
читатель

2 абзац в “Человеке-оркестре” порадовал: глаза полезли на лоб от хореографического таланта, от сходства Девятова и Юрченко, от того, что Мария называет себя “нашим корреспондентом”?

класс
Гость
класс

класс класс – это был просто класс! Если бы наши власти не забили на Асъя Кыа мы бы также гремели. Все есть, таланты, желание работать, мастерство, традиции. Только чиновников с головой нет, надо брать со стороны. В БКЗ Октябрьский хор выступает через неделю, это в Питере кто не знает. Билеты… Читать далее »

333
Гость
333

Наверняка многие в зале ждали современных обработок народных песен, вычурных акробатических номеров, экспериментальных танцев. Надежды не оправдались.__________________________Почему автор так не любит никого, кроме себя? На ансамбль пришли не менее подготовленные люди. Те, кто разбирается и любит народную музыку и не ждал никакой акробатики. Уважайте своих читателей и людей вообще, Мария.… Читать далее »

Жан-Жак
Гость
Жан-Жак

Сакаева на этот раз написала материал несколько лучше. А что высказывала именно свое мнение – молодец. А чье мнение она по-вашему должна выражать? Не надо путать репортаж с рецензией. Она отрецензировала общее впечатление и отдельные моменты.

Баззи
Гость
Баззи

ога, порадовало-” Наверняка многие в зале ждали современных обработок народных песен, вычурных акробатических номеров, экспериментальных танцев.” как узнала??

Гяур
Гость
Гяур

а сильно умная да.

Правда
Гость
Правда

Отсутствие объективной критики в коми культуре и обилие случайных людей в руководстве культурой делает ВЕСЬМА нужным творчество Маши Сакаевой. Иначе это местечковое болото вообще сгниёт. Спасибо за статью, единственный совет, пишите компактней, не всё обо всём, а действительно важное. Что касаетс министра – так он типичный барин. Для него артисты,… Читать далее »

ого
Гость
ого

“Творчество Маши Сакаевой” – ну, это слишком громко сказано.