Анатолий Егоров: «Повторить такое будет сложно» (ФОТО)

Известный далеко за пределами Республики Коми квартет народных инструментов «Дивертисмент» отмечает 20-летие творческой деятельности

Автор:   
10:03. 15 февраля, 2013  
  
7

Известный далеко за пределами Республики Коми квартет народных инструментов «Дивертисмент» отмечает 20-летие творческой деятельности. В честь круглой даты 16 февраля на сцене Коми республиканской филармонии состоится грандиозный концерт. Накануне праздничного события публикуем интервью бессменного руководителя коллектива Анатолия Егорова.

 

– Анатолий Иванович, как всё начиналось?

– Был далёкий 1992 год. Два участника первого состава коллектива — баянист Анатолий Егоров, то есть я, и домрист Василий Койдан (отец небезызвестного юриста Романа Койдана — прим. авт.) — на тот момент преподавали в Сыктывкарском училище искусств. Ещё двое – Владимир Шевчук и Сергей Громков – работали в ансамбле «Асъя кыа». Мы обратились в управление культуры Сыктывкара с просьбой принять нас на основную работу. В этом нам посодействовал бывший мэр Анатолий Каракчиев. С тех пор мы являемся профессиональным коллективом — квартетом русских народных инструментов «Дивертисмент».

– Кто придумал название – «Дивертисмент»?

– Пришло само собой. «Дивертисмент» в переводе с французского означает «вставной номер в балете». «Дивертисмент» из балета «Конёк-горбунок» питерского композитора Александра Дмитриева — одно из первых исполняемых нами произведений. Мы не относим себя к исполнителям только народной или только эстрадной музыки. Играем музыку любых жанров — главное, чтобы исполняемая нами она органично звучала.

Квартет “Дивертисмент”, слева направо: Николай Якубин, Александр Виричев, Сергей Громков и Анатолий Егоров

– С момента образования коллектив часто гастролировал за границей…

– Впервые мы выехали в начале 90-х в Литву — тогда она ещё не была «заграницей». Страна была одна, но уже устанавливались таможенные границы. Нас предупредили, что последний раз пускают без визы — это было шоком. Записываясь на радио в Вильнюсе, мы стали очевидцами последствий государственного переворота в Литве: кругом наши десантники, танки, погибшие… В студии был страшный холод — пальцы едва шевелились, но аппаратура была в сохранности. В таких условиях мы записали свой первый альбом, который вышел на аудиокассетах.

Потом был международный фестиваль «Евромузыка – 1994»в Санкт-Петербурге. Там мы познакомились и известным квартетом «Терем». Прямо с этого фестиваля мы уехали в Швецию — впервые. С тех пор по 2001-й проводили там не менее трёх месяцев каждый год. Я смотрел по визам — мы там в общей сложности проработали четыре с половиной года: выступали в театрах, на «разогреве» у симфонического оркестра, участвовали в фестивалях, записали диск на студии BMG в Стокгольме, который продавался в Швеции. За три года мы заработали для звукозаписывающей фирмы порядка 20 тысяч долларов. Обидно, что студия тогда не выполнила условия договора — мы были вынуждены достаточно дорого покупать свои же диски. Больше, несмотря на уговоры её руководства, с этой студией мы больше не работали.

– В дальнейшем где записывались?

– В Сыктывкаре. Третий альбом — совместно с Натальей Кановой, последний на сегодняшний день — с Верой Булышевой. Этот диск комиязычный — подарок к 90-летию республики.

Возвращаясь к первым гастролям, хочу отметить поездку в составе правительственной делегации в Голландию. В Амстердаме мы играли в одном ресторане, и его хозяин попросил нас остаться. Мы сказали об этом Юрию Алексеевичу Спиридонову. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Мы вместе приехали и вместе должны уехать».

Очень запомнились гастроли по Германии, концерты в «Дрезнер-банке» и фирме «Мерседес», оставил неизгладимое впечатление совместный концерт с оркестром берлинской полиции под управлением М.Керна в Гамбурге и Лейпциге. Побывали в Америке, где «поиграли» по колледжам и университетским аудиториям. В 1996 году выступили на международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Финляндии. В 1997 году были на крупном фестивале в Италии в городе Урбино. Обычно на него «Народников» не приглашают, но для нас сделали исключение. В Швеции на одном из фестивалей мы были единственными исполнителями, которых приглашали три раза подряд.

– За рубежом ваш основной зритель — русские эмигранты?

– Нет, все! В Швеции мы даже на студенческой свадьбе играли. Подбирая репертуар, думали, разве там будут слушать классику? В итоге играли и классику! Под польку Штрауса «Пицикатто» люди с удовольствием танцевали, под «Трик-трак» этого же композитора прыгали!

Как-то нас пригласили на один из предновогодних концертов в Нобелевский центр. Там присутствовали человек 600 студентов. Обычно как праздничные вечера проходят — встаёт тостующий и произносит поздравительную речь. А тут все встали и запели «Полюшко-поле». На русском языке! Мы сначала думали, что радио включили или фонограмму.

Иностранцы очень любят наши песни: «Подмосковные вечера», «Катюшу», «Уральскую рябинушку»… Финны вообще считают, что это их национальный репертуар.

– Языковой барьер за границей как преодолеваете?

– Некоторые из участников коллектива так в лингвистическом плане «освоились», что даже остались за рубежом (улыбается). Наши музыканты немного владеют английским, а ведь это международный язык. В Щвеции даже бомжы говорят на английском! У нас лучше всех знал этот язык Олег Орлов. Сергей Громков вообще полиглот — свободно общается с носителем любого языка, используя смесь английских, русских, шведских, немецких слов, сопровождая их выразительными мимикой и жестами.

Саша Виричев  немного стал овладевать шведским, на бытовом уровне мог уже общаться. Часто выручают владеющие иноземной речью бывшие соотечественники. Я изучением иностранных языков не занимаюсь — лишняя головная боль.

– Менялся ли состав коллектива?

– Шесть лет назад к нам пришёл мультиинструменталист Николай Якубин, у нас он играет на контрабасе. Николай заменил Олега Орлова. На два года уезжал в Пермь Сергей Громков — его подменяла Марина Харина. Василий Койдан и Слава Шевелев остались в Стогольме. Славу мы потеряли из поля зрения, а Василий иногда сюда приезжает.

– Преподавательской деятельностью кто-нибудь из участников коллектива сейчас занимается?

– Для преподавания музыки сейчас не самые лучшие времена. В колледже искусств в настоящее время на девять студентов-народников — восемь преподавателей. Я преподавал, когда ушёл из «Трио баянистов» – в 1990-х годах, сейчас один из моих студентов — директор колледжа искусств в Туле. У Николая Якубина есть несколько учеников в Сыктывкарской музыкальной школе. Николай и Александр Виричев также играют в оркестре колледжа искусств, в ансамбле музыкальной школы «Югыд кодзув». Сергей Громков играет в ансамбле «Зарни ель». Я, помимо «Дивертисмента», работаю как концермейстер с Верой Булышевой и хором «Эжвинские зори».

– Как часто «Дивертисмент» собирается вместе?

– Каждый день — в Доме развития культуры и искусства, ещё есть база в музыкальной школе.

– Зачем так часто репетировать коллективу виртуозов, да ещё и с «обкатанным» репертуаром?

– О, знаете сколько работы! Чем «взрослее» в музыке становишься, тем больше узнаешь каких-то тонкостей. Постоянно приходится держать форму — если не поиграть несколько дней на том же контрабасе, потом кровавые мозоли набьёшь.

К тому же сейчас, под нажимом своих слушателей, готовим к выпуску свой первый альбом, в который войдут восемь произведений — ищем спонсоров. Над будущим альбомом работаем уже больше полугода — ведь нужно выверить каждую ноту. Наши аранжировки, переложения и инструментовки пользуются большой популярностью — звонят из Питера, Смоленска, где мы побеждали во всероссийских конкурсах, просят, чтобы поделились нотами. Смоленские коллеги говорят: «Мы ваш диск уже затерли!» Спрашиваем: «Где взяли?» Отвечают: «В Швеции».

– Случалось ли давать импровизированные концерты?

– Как-то плыли на пароме из Питера в Швецию. На пароме есть большой концертный зал, идут концертные программы. Работают питерские агитбригады, все танцуют, веселятся. Мы подошли к организатору и предложили свои услуги, нам дали полчаса. Отыграли. Нас заметили и пригласили поработать в Германии. Возвращаемся из Швеции, и через некоторое время приходит вызов из Берлина. А через некоторое время пришёл вызов от бургомистра Гамбурга.

Пока добирались, «потеряли» Володю Шевчука — так вышло, что он пальцы прищемил. Трещины на костях — дело серьёзное, а у нас через неделю концерт в российском посольстве… Я звоню своему другу в Воронеж, бургомистр Берлина делает запрос, друг срочно вылетает в Москву, ему за один день дают визу, и через два дня он на поезде к нам приезжает…

Творческое сотрудничество с немецкими коллегами продлилось с 1996 по 2006 год.

– Продолжая тему импровизированных концертов — как вы на них решаете, что именно будете исполнять?

– А мы почти всегда работаем экспромтом, ориентируясь на реакцию зрителей. Чувствуем, что они хотят услышать в данный момент. Плохо, когда планируешь, а произведения никого не «трогают». А тут подгадываем: «Ага, засиделись! Сейчас пуститесь в пляс!» или «Ой, не на шутку разошлись, немного успокоим».

– Однако на юбилейный вечер у вас чёткая программа.

– Потому что это будет сборный концерт. С участием звёзд как республиканского, так и российского уровня. Всего предполагается 13 участников. Повторить такое зрелище будет сложно. Может, когда-нибудь по радио передадут или по телевидению покажут.

НАША СПРАВКА

В нынешний состав квартета «Дивертисмент» входят: Анатолий Егоров (баян), Сергей Громков (домра), Александр Виричев (домра-альт), Николай Якубин (балалайка-контрабас). Руководит квартетом заслуженный артист РК Анатолий Егоров. 

Поделиться в соцсетях

guest
7 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
ролж
ролж
15.02.2013 17:47

У Саши Люлько не тот отец! С ума сошли,что ли?

больше
больше
16.02.2013 02:12

Больше, несмотря на уговоры ее руководства, с этой студией мы больше не работали.

Отжигоф
Отжигоф
16.02.2013 02:28

Автор! Не Дрезнер-банк, а Дрезднер…

А музыкантам – респект!

Отжигоф
Отжигоф
16.02.2013 04:03

Под польку Штрауса «Пицикатто»
——————————–

Автор! Пиццикато.

62725
62725
16.02.2013 04:13

ролж [15 февраля 2013г. 17:47:40]
У Саши Люлько не тот отец! С ума сошли,что ли?
————————————————–

Из интервью БНКоми:
Александр Люлько: “Мои родители – музыканты. Мама – пианистка, концертмейстер, педагог колледжа искусств. А папа – солист сыктывкарского квартета русских народных инструментов «Дивертисмент», играет на домре”

эммм
эммм
16.02.2013 15:27

а “Красное знамя” теперь еще и в формате “Столицы” выходит? два почти идентичных текста интервью.

Отличное интервью!
Отличное интервью!
18.02.2013 12:07

Молодец Васильева, или как там ее