Светлана Шилова: «Любое твое движение может создать нечто, о чем ты не подозревал»

Художник, психолог и одна из организаторов международной выставки «Вне времени» поделилась секретами искусства sand-art

Автор:   
14:03. 5 марта, 2017  
  
0

В Центре культурных инициатив «Югöр» в Сыктывкаре в субботу открылась передвижная выставка sand-art – песочной графики.  Свои работы в галереях России, Белоруссии, Литвы и Украины представляют 38 художников из разных стран.  Три мастера песочной анимации – из Сыктывкара: Светлана Шилова, Елена Соколова и Елена Карагулина.

 

На открытии художники предложили гостям выставки заняться арт-терапией под аккомпанемент фортепиано и флейты. По-настоящему весеннее настроение гостям подарила песочная графика Светланы Шиловой под названием «Сны кота». А также песочная анимация – как сопровождение авторских песен дуэта «Незабудки» (Олег и Светлана Ветошевы).

Завершилось открытие выставки неожиданным выступлением Евгении Григорьевой с эрбу-анимацией. Она продемонстрировала возможности древнего рисования по воде в картине «Весна в Париже».

После этого завораживающего зрелища под мелодии Прованса мастер песочной анимации и психолог Светлана Шилова согласилась ответить на вопросы «Красного знамени».

– Светлана, как давно вы занимаетесь sand-art искусством?

– Полноценно года три. Я ездила обучаться этому искусству в Санкт-Петербург.

– Есть ли в Сыктывкаре мастерские, школы, студии по обучению песочной графике?

– Да, конечно. У нас есть студии, где учат детей, проводят мастер-классы. Например, ко мне в арт-студию постоянно приходят детки, которые впоследствии также выступают со своими работами, как сегодня на мероприятии. Они готовятся к отчетным концертам, а потом показывают перед родителями свои номера.

– Что вас подтолкнуло заняться столь необычным для нашего региона искусством?

– Я по образованию психолог, поэтому изначально sand-art заинтересовал меня в качестве метода арт-терапии. Затем поехала обучаться этому искусству.  Я настолько была поражена его красотой и эффективностью как метода, что захотелось не только применять sand-art в своей психологической практике, но и развиваться самой как художнику, выступать и преподавать деткам. И сейчас я активно использую этот метод в своих консультациях, в коррекционной работе.

– Существует мнение, что детей нельзя учить рисовать, так как это может исказить их внутренний мир, способствовать дисгармоничному типу развития ребенка. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Я преподаю песочную анимацию, но целенаправленно не учу детей рисовать. Обучение техникам происходит через определенные игровые моменты, а не непосредственно. В отличие от рисования в карандаше, например, sand-art предполагает очень много возможностей в постановке рук. Здесь мы можем использовать не только ведущую руку, а обе руки, что в принципе полезно для детей. Кроме того, в рисовании мы задействуем всю руку. Рисуем пальчиками, тыльной стороной ладони, самой ладонью, кулаками. Таким образом развивается и мелкая моторика, и оба полушария у детей.

– Сегодня мы видели работы на разные темы и сюжеты. Где вы черпаете идеи для своих работ, что вас вдохновляет?

-Успех песочной анимации наполовину зависит от подбора музыки. Вообще sand-art без музыкального сопровождения невозможен, так как невозможно рисовать в полной тишине. Песочная анимация выступает как дополнение к музыке, она подчеркивает или, наоборот, обыгрывает ее.

Процесс…

– Значит, сюжет напрямую зависит от музыки?

– Не всегда. Иногда мы делаем сюжет, но есть задумка, под которую мы начинаем подбирать музыку. То есть не всегда я выбираю сначала музыку, а потом думаю, что рисовать.

…и результат

– Что вас вдохновляет на создание не просто картин, а целых историй из песка?

– Меня вдохновляет сам песок. Песок – это живой пластичный материал со своей философией. Бывают дни, когда ты не в настроении, грустный и чувствуешь себя уставшим, тогда у тебя ничего не получается. Он чувствует, что ты напряжен и, соответственно, ведет себя по-другому. Но и сам по себе песок тоже рождает картины. Любое твое движение уже может создать нечто, о чем ты не подозревал. Поэтому для меня это самый богатый материал в плане живости.

– Какой песок должен использоваться, есть ли какие-то особенности в его структуре?

-Да, мы используем специальный песок мелкой фракции кварцевый. Он очень мелкий, практически, как мука. Мы заказываем его в Санкт-Петербурге, так как в Сыктывкаре его не найти.

– На викторине, сопровождавшей открытие выставки,  зрителям дарили карточки с изображением картин. Все это ваши работы?

– Нет. Это работы художников выставки «Вне времени». Мы организовались вместе с художниками с разных городов, распечатали картины, и теперь Сыктывкар уже 19-й город, который принимает эту выставку. Она уже год путешествует по нашей и другим странам.

– Накопился ли у вас какой-то постановочный репертуар, который вы используете? Из чего он составляется?

– Иногда это заказы, например, песочная анимация на свадьбе. Если это некоммерческие заказы, то я исхожу их своих внутренних предпочтений, специфики мероприятия. Многие работы сохраняются на видео.

– Часто на основе данного искусства создаются мультфильмы. Есть ли у вас такой опыт? Можете ли вы назвать работу, которая представляет особую ценность для вас?

– Да, у меня есть опыт в составлении подобных роликов. Но, думаю, я еще не создала такой ролик, который могла бы считать своим достижением.

Фото автора

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000
wpDiscuz