Диалог с подсознанием

Национальная галерея Коми предлагает его на площадке польского арт-медиа искусства

Автор:   
12:20. 21 февраля, 2017  
  
0

В Национальной галерее Республики Коми открылись сразу две необычные выставки –  «ВРОЦЛАВ СЕЙЧАС» и арт-медиа-проект «3×3». На них представлены работы современных художников и молодых аниматоров Вроцлава – столицы Европейской культуры 2016 года.

 

Интригующий анонс не оставил шанса проигнорировать приглашение Национальной галереи. «Совмещение традиционных приемов массового искусства XX века с современной информационной средой» Роберта Проха, «Трансформация визуальных штампов (граффити, комикс) в современной мультимедийной среде» Милоша Марганьски и многое другое пробуждало живой интерес.

На открытии выставки современного польского искусства побывал министр культуры РК Сергей Емельянов. Фото автора

Как изначально подчёркивали инициаторы выставки, она подразумевает восприятие сквозь призму ассоциаций, а значит, некий диалог с собственным подсознанием. Например, польская графика чем-то напоминала японское аниме. А триптих «Катаракта» словно напоминал зрителю о несостоятельности современного человека судить о вещах, знакомых лишь по новостным сводкам. «Мы как слепые котята в бесконечном потоке информации» – читалось на триптихе. Интересным показалась работа с пространством в картинах. Оригинальный, а иногда даже по-детски наивный способ выражения авторов.

В соседнем зале – «3×3», проект Познанского университета. Здесь польские художники использовали в своей работе видео-технологии. На стенах представлены кадры из видео. Основной смысл заложен в короткие фильмы.

Этот проект открыла небольшая лекция известного в Сыктывкаре культуролога Николая Вокуева. Он рассказал об истории польской анимации и особенностях фильмов выставки. По окончании выступления Николай Вокуев согласился ответить на некоторые вопросы об особенностях польского арт-медиа искусства.

– Николай Евгеньевич, у вас за плечами большой опыт просмотра авангардного кино, вы хорошо знакомы с работами некоторых польских режиссеров. Возможно, вы заметили какие-то особенности польской киношколы. В чем ее специфика?

– Иногда специфику можно заметить чисто внешне. Во всяком случае, в 1960-е годы это было характерно. Польские режиссеры часто, например, использовали что-то вроде коллажа. Иногда это называется вырезная анимация. Для польской анимации присущ общий сюрреалистический дух, хотя сюрреализм все-таки нельзя всем приписать. Для нее также свойственны эксперименты с языком и техникой. Ярко о себе заявляет философское течение в рамках этой школы. Другой такой яркой школой являлась Загребская в те же годы. Но у них все было с юмором, хотя также много прослеживалось сюрреализма. А у польских больше чего-то кафкианского, абсурдизма.

– Есть ли фильм, который вам больше всего понравился из представленных на выставке?

-Мне нравится Ян Леница. Он мэтр, конечно! У него шикарные сюрреалистические работы. Но художники, которые снимали эти философские притчи, мне тоже близки. Их работы уже несколько лет возят по российским городам, и в открытом доступе их нет.

– Одним из центральных культурных событий Москвы за последние пять лет успел стать Большой фестиваль польских мультфильмов. Фестивали польских фильмов прошли в Краснодаре и Новороссийске. Как вы думаете, с чем связан такой высокий интерес к польской культуре, арт-медиа искусству?

– Я не думаю, что есть какой-то особо выраженный интерес к польской культуре. Я думаю, что это просто работа самой страны по продвижению национальной культуры в других странах. По-моему, эта выставка проходит при сотрудничестве с польским посольством. Она ездит по городам России уже несколько лет. Вы можете посмотреть, например, у них есть очень хороший сайт про польскую культуру. Там есть материалы на английском, на русском и польском языках про анимацию в том числе.  То есть они делают акцент на популяризации польской культуры.

Несколько слов о выставке «3×3» сказала и её куратор Ольга Понарядова.

– Сегодня стартовал очень необычный проект, представлены очень разные, где-то непонятные обывателю работы. Можно ли объединить эти фильмы одной тематикой? На что в целом они нацелены?

– На самом деле у них нет общей темы. Каждый фильм несет свою. К сожалению, не во всех фильмах было указано название. Если пройтись по каждому, то лично мне понравились работы Роберта Проха. В последнем фильме под названием «Рыба Фугу» он рассказывает о действии двух собеседников. Один из них победил в схватке, но в выигрыше не остался. Судя по мультику, автор хотел передать такую мысль: «Если ты победил битву, это еще не значит, что ты выиграл весь бой».

Очень интересен и другой фильм – Павла Превенски «Птичья песня». Очень короткий, но за счет музыки довольно-таки выигрышный. Этот автор большой акцент делает именно на музыку и уже к ней подбирает сюжеты.

В фильме Милоша Марганьки «Искусство умирать» поставлен вопрос: предопределены ли наши поступки или мы сами решаем свою судьбу? Думаю, здесь каждый зритель вынес для себя что-то свое.

– Сегодня я смотрела эти фильмы в третий раз и заметила, чем больше их смотришь, тем больше проникаешь в их суть. С первого раза понять их сложно. Аналогичная ситуация с выставкой «ВРОЦЛАВ СЕЙЧАС!». С первого взгляда ты ничего не поймешь. Тут надо походить, посмотреть, может, даже несколько раз. И каждый раз будешь открывать что-то новое. Формат выставки весьма нестандартный. Вам уже приходилось иметь дело с мульти–медиа выставками?

– Мульти–медиа выставка у нас впервые. Нас это подстегнуло. Захотелось попробовать. Мы не ожидали такого большого количества посетителей. Мы очень рады, что такие международные проекты пользуются популярностью.

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000