Тфилин и цицит владыки Питирима

К вступлению архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского в Союз писателей России

22:53. 12 октября, 2016  
  
13

В конце сентября правящий архиерей недавно образованной южной епархии Коми объявил о радостном для себя событии: его приняли в Союз писателей России. Новость, естественно, попала и на ленты информагентств, сопровождаемая, впрочем, прибавлением: Союз писателей республики не давал вл.Питириму рекомендации для вступления в «старший» союз.

 

Краткость этого прибавления имеет, однако, очень глубокий смысл. Стать членом СП невозможно без рекомендации нескольких других его членов. И даже наличие этих рекомендаций – отнюдь не гарантия приёма: в конечном итоге всё решает особая комиссия союза, через которую далеко не все могут пройти. Недавний пример, связанный как раз с РК: молодая поэтесса из Ухты Инга Карабинская, получив все необходимые рекомендации в республиканском СП, была, тем не менее, «завёрнута» в Москве, и приняли её только 12 октября, после решительного протеста со стороны его правления.

Последний факт, разумеется, неприятен, но не получил никакой огласки в СМИ, потому что ну что ж, всякое бывает, дело это сугубо междусобойное, мало ли что там происходит в творческих союзах, для нас главное, чтобы продукция членов этих союзов выходила добротная, интересная и, глядишь, общественно полезная.

Тем сильнее полезли у читающей публики и у членов СП Коми глаза на лоб от новости о «новом писателе». Указанное выше прибавление звучало в ней слишком кратко, а на самом деле должно было выглядеть вот так: «Региональное отделение СП России – Союз писателей Республики Коми не принимало решения о рекомендации Владыки в Союз писателей России. На собрании его кандидатура не обсуждалась. Поступали просьбы от Андрея Канева дать рекомендации Владыке в СП России, но Александр Суворов, Надежда Мирошниченко, Андрей Попов и еще ряд писателей отказались дать такие рекомендации. Как был принят, пока не очень понятно». Это –слова заместителя председателя СП РК Андрея Попова. И при всей своей, в общем-то, тоже немногословности комментарий этот может сказать о многом. Ибо в нём фигурируют имена тех, кто не просто состоит в Союзе писателей, но давно завоевал непререкаемый авторитет именно как поэт.

Чтобы понять, чем вызвана реакция этих людей, стоит привести навскидку хотя бы пару произведений вл.Питирима, благо он выкладывает их на своей странице ВКонтакте едва ли не ежедневно (тем, кто направится туда удостоверяться, рекомендую обратить внимание на нумерацию, сопровождающую стихотворения).

  1. ИВАН – ДА – МАРЬЯ

    Мы привыкаем к снегу зимой,
    Пахнет весною землёю. 
    Осень же пахнет снегом порой, 
    С блеском что лёг над листвою. 

    Редко бывает солнце сейчас, 
    В льдинках цветы под ногами. 
    Лист кучерявый радует глаз, 
    Он от Ивана – да -Марьи. 

    Цвет голубой двойного цветка 
    Ныне без жёлтого Марьи. 
    Ветер унёс уже семена 
    Вместе с её лепестками. 

    Дело намного Марьи трудней, 
    Раньше зато и опала. 
    К новому лету Бог даст детей – 
    И за цветы Ему слава! 

  2. БЕЛЫЕ ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДУШ

    Капли дождя в окна стучат.
    Солнце на листьях берёзки. 
    Блеск золотой ныне богат, 
    Падают с веточек слёзки. 

    Осень звучит, осень поёт, 
    Как временами прекрасна! 
    Скоро мороз слёзы скуёт, 
    Осень на это согласна. 

    Нет, дорогой, это не плач, 
    Слёзы, конечно, от счастья. 
    Душ всех идёт наш Христос – врач, 
    Белые даст душам платья.

 

Это – выложенное ВК только в октябре.

Там же вл.Питирим приводит восторженный отзыв одной из своих почитательниц: «Дорогой Владыка Питирим! Благословите. Какая Вам огромная благодарность за написанные стихи!.. Вы, Владыка, простите нас, но что делать, если такие важные темы не вдохновляют наших “профессионалов”! Ни у одного писателя и поэта нет и четырёх строчек на эту тему. Молим Господа, чтобы дал Вам и далее творческой силы на такие добрые дела!»

Отзыв о «профессионалах» не случаен. Для всякого человека, знакомого с поэзией и обладающего более-менее развитым литературным вкусом, качество творений архиепископа очевидно. Но нельзя исключать, что, памятуя об институции, которую представляет автор, и (конечно, в меньшей степени, но всё-таки) о его сане, многие вспоминают известные строки ап.Павла: «Видите бо звание ваше, братие, яко не мнози премудри по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни: но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом» (1 Кор., 1-26), – подавляя тем самым в себе естественную реакцию отторжения. Мол, чистые и искренние строки владыки в своей просто-таки школьнической неумелости лучше, чем отшлифованные годами стихи профессионалов.

Подобный довод, разумеется, имел бы право на существование… относись он сугубо к жизни внутри церковной ограды. Всякий человек – и архиерей тоже, – если у него есть неизбывная потребность в стихосложении, может слагать стихи и даже иной раз декламировать их на публике. И даже – издавать, если на то опять-таки есть потребность и средства (как мы знаем, как раз изданием своих произведений вл.Питирим много и охотно занимается).

Вопросов при этом возникает ровно два, при этом один – со стороны писательского сообщества, второй – со стороны церкви:

– оправдывает ли христианская духовность, подчеркиваемая, допустим, лексикой в произведениях автора, признание этого автора именно литератором?

– годится ли для христианина, чьё сердце преисполнено потребностью выразиться непременно в литературных формах, во что бы то ни стало рваться в ряды «премудрых» (= «профессионалов»)?

Понятно, что я задаю риторические вопросы, но, к сожалению, задавать их заставляют имеющиеся факты. По данным опрошенных «Красным знаменем» собеседников, имеющих прямое отношение к описываемому, просьбы о рекомендациях начали поступать от Питирима в начале июля. Те, к кому обратились, – люди если и не воцерковлённые, то как минимум – православные верующие, понимающие сущность, важность церковной иерархии и, в общем смысле, чтящие её. Мы можем только догадываться, какое внутреннее борение испытывали они, собирая силы для отказа такому просителю. Тем не менее, такие силы они в себе нашли.

И вот что получили в ответ:

СОЮЗУ КОМИ ПОЭТОВ

Стихи писал, читали дети
Святейшему в сияньи глаз.
Ушли печали все на свете
От огненных священных фраз.

Духовного поэта речью
Союз поэтов не забыт.
И с плачем храмовые свечи
Всех учат верить и любить.

Поэт – епископ, только вникни.
Союз поэтов, посмотри.

Волчцы в тебя врага проникли,
Но Бог пусть всех благословит.

Умру ли я вне стихотворцев,
Душою всей стихи творя.
Среди поэтов – многобожцев
Ни Бога нету, ни царя.

Не медли, Коми Просветитель,
Чей образ каждому здесь мил.
Тобою просветится житель,
Тот, что в стихах я не забыл.

Пишу строфами Божье Слово,
Простите, если оскорбил.
Хочу поэзией всех снова
Чтоб Бог в любви соединил.

Но самое интересное случилось, когда владыка решил похвастаться своим новым титулом и выложил ВК членский билет и ведомость с уплаченными уже взносами.

authorsunioncardcompr

На фото видно, что вступление в союз произошло уже в апреле (?). В ведомости фигурирует весьма серьёзная для региональных писательских организаций сумма – 11 тыс.рублей. Впрочем, для Московской организации СПР вступительный взнос составляет 10 000 рублей (для сравнения: в СП Коми таковой – 2000, годовой – 500, а для пенсионеров – вообще 200 рублей).

Как выяснилось впоследствии, в СП России архиепископа Коми-Зырянского приняло Московское отделение союза, которое наделено особым правом принимать в него без рекомендаций «снизу». Чем «молодой автор» так взял сердца столичных снобов – Бог весть. Не взносами же, правда?..

Для поиска ответа на этот вопрос рекомендую вот это видео:

А завершить хотелось бы всё-таки цитатой из главного для христиан источника: «Вся же дела своя творят, да видими будут человеки: разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих: любят же преждевозлегания на вечерях, и преждеседания на сонмищих, и целования на торжищих, и зватися от человек: учителю, учителю» (Мф., 23-1). Хранилища – это тфилин, фрагменты Торы, которые правоверные иудеи привязывают ко лбу и к левой руке в специальных коробочках, дабы подчеркнуть свою набожность. Воскрилия – это цицит, кисточки, которые иудеи пришивают к краю одежды в знак свидетельства о праведности жизни носящего её.

Как показывает практика, в иные моменты тфилин и цицит вполне способны обретать черты, не похожие на свои классические.

Писатели-архиереи

Как сообщили «Красному знамени» в секретариате правления Союза писателей России, помимо священников – его членов (коих довольно немало), в союзе состоят также несколько архиереев, в том числе правящих. Начать следует, вероятно, с самого патриарха Кирилла, который был принят в СПР ещё в бытность свою епископом Выборгским. Членами союза являются также митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим и митрополит Петрозаводский и Карельский Константин. В союзе состоял и почивший ныне митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Мнения

suvorov-aleksandr-vasilevich

Александр Суворов:

– Я думаю, что негативный психологический эффект от вступления вл.Питирима в Союз писателей России происходит для него самого, потому что детали этого вступления, несомненно, повлияют на его репутацию. Я действительно был против приёма, владыка об этом знает. Будем считать произошедшее проявлением «свободы совести». Вообще, никто не против литературного самовыражения, но слово, претендующее называться литературой, требует работы и учёбы. Я готов к тому, чтобы организовывать такую учёбу, но, к сожалению, владыка с просьбой о ней ко мне не обращался.

miroshnichenko

Надежда Мирошниченко:

– Владыка очень много сделал для возрождения православия в нашей республике. Практически, на этой ниве главная заслуга принадлежит ему. Он замечательный проповедник и пастырь. Но что касается профессиональной литературы, тут, как и в любой сфере творчества, существуют свои правила и законы. Сегодня сеть забита самодеятельными стихами и поэмами. Бесконтрольность пространства позволила каждому свободно, в меру своей образованности и одарённости, браться за написание текстов. Но потому-то они и тексты, даже зарифмованные, что настоящая поэзия требует не только передачи банальной мысли и образа, но художественного совершенства, новизны и большей яркости мысли, чем она, даже очень правильная, может быть выражена в бытовой жизни. Потому отказать владыке Питириму в публикации стихов за свой счёт, пользоваться ими на проповедях и встречах с прихожанами, используя святоотеческие мотивы в своих произведениях, тем более что многим прихожанам нравятся его литературные опыты, никто не может. Но говорить об этих изданиях как о профессиональных нельзя. Я уже 15 лет являюсь секретарём правления Союза писателей России. У нас в нём много отделений. Некоторые из них из каких-то собственных соображений принимают в свои ряды совершенно заурядных авторов. Это их право. Моё право иметь собственное представление об уровне профессиональной светской поэзии. Потому я не сочла возможным дать рекомендацию в СП России нашему владыке, понимая, что его творчество не выходит за рамки самодеятельных поисков.

popov-andrew

Андрей Попов:

– С большим уважением отношусь к архипастырской деятельности Владыки Питирима. Мне думается, что он мог бы писать интересные проповеди. Но стихи у него не выходят. К сожалению, это беда нашего как бы свободного времени, стихи пишут почти все, и почти всем кажется, что раз они это делают от души, то обречены на успех. Но работа со словом требует и навыка, и таланта. Этому надо учиться. Этому надо жизнь отдать. Малой кровью результата не будет. Когда о светлых чувствах, особенно религиозных чувствах, говорят заурядно, этим невольно дискредитируют их. Никакой «билет», никакая публикация в журнале не сделают человека поэтом. Наоборот, он же становится на виду, все его возможности и способности становятся очевидными для культурных, воспитанных на хорошей поэзии людей. Жаль, что человекоугодники, которые всё это «пробивают», не могут понять таких простых вещей. Обидно, что они этим «подставляют» Союз писателей, где ведется кропотливая работа с авторами, особенно молодыми, чтобы довести их до профессионального уровня. С другой стороны, и на православных начинают смотреть как на людей недалеких. А на самом деле среди православных очень много тонких ценителей поэзии, они понимают цену настоящему поэтическому слову.

Поделиться в соцсетях
  • 8
    Поделились

avatar
1000
5 Comment threads
8 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
5 Comment authors
Андрей ПоповВлада ЭметИскандаровЛюбовьЛюдмила Recent comment authors
новые старые популярные
Людмила
Гость
Людмила

“Ныне без жёлтого Марьи” – это перл я считаю. )
Наверное, разберут не цитаты. )

Любовь
Гость
Любовь

Браво, Надежда! а маразм крепчает… помнится в детстве у нас была книжища со “стихами” сталина, хотя родилась я уже после всех разоблачений

Влада Эмет
Гость
Влада Эмет

ЛУНЕ Стихи Иосифа Сталина Плыви, как прежде, неустанно Над скрытой тучами землей, Своим серебряным сияньем Развей тумана мрак густой. К земле, раскинувшейся сонно, С улыбкой нежною склонись, Пой колыбельную Казбеку, Чьи льды к тебе стремятся ввысь. Но твердо знай, кто был однажды Повергнут в прах и угнетен, Еще сравняется с… Читать далее »

Влада Эмет
Гость
Влада Эмет

Если Союз писателей республики не давал вл.Питириму рекомендаций для вступления в «старший» Союз, но вл.Питирим был принят, независимо от наличия таковых рекомендаций, то это только говорит о том, что обошлись без мнения “младшего”. Также удивило то, что Союз писателей России (СПР) при наличии всех необходимых рекомендаций республиканского СП не принял… Читать далее »

Андрей Попов
Гость
Андрей Попов

Влада! Ваш некомпетентный комментарий уже с радостью цитирует Владыка на своей странице в контакте. Так что вы выступаете, вольно или невольно, провокатором. Это к вопросу о чести. О которой мы с вами говорили.

Андрей Попов
Гость
Андрей Попов

Почему должен принять?! Почему безоговорочно? Не говорите, чего не знаете. А Инга Карабинская принята в Союз писателей России 12 октября 2016 года – благодаря настойчивости регионального отделения.

Влада Эмет
Гость
Влада Эмет

Что знаю, то говорю. Или у Вас тоже легко переворачивается с ног на голову? Но реготделению респект, если сумело защитить своего кандидата. Инга Карабинская достойна, хорошо пишет, не могли не принять, не могли не прислушаться к вашему голосу.

Андрей Попов
Гость
Андрей Попов

Вы говорите то, что не знаете. Зачем комментировать?

Влада Эмет
Гость
Влада Эмет

Зато Вы знаете, чего я не знаю. Удивляет самоуверенность. Кстати, не ново и то, что можно не брать в расчёт старшего, от которого младший зависит. Россия уже пошла по этому пути, считая, что международные вердикты ей не указ. Здорово конечно, но вряд ли разумно не доверять старшим, особенно когда подкрепить… Читать далее »

Андрей Попов
Гость
Андрей Попов

Влада, самоуверенность проявляете вы, когда начинаете говорить о том, чего не знаете. Войдите в тему. Владыку приняли в Московскую городскую организацию СП России. Что прописано даже на билете его, в отличии от билетов, которые выдает СП России. (Просто по Уставу Московская организация имеет право на самостоятельный прием). И на учете… Читать далее »

Искандаров
Гость
Искандаров

Увы, но все кто предупреждал владыку о недоработанности его стихов и неготовности их для массовости, он записывал в жидомассоны и врагов Христовых. Однако архиепископ решил, что если страдает качество он возьмет количеством. В епархии к его стихам отношение в основном “не очень”, но все смирились с новым хобби архиепископа. Однако… Читать далее »

Влада Эмет
Гость
Влада Эмет

Можно ли приказать специалисту поступить вопреки? Если Вы администратор сайта, Вам и решать, каким материалом оформлять сайт, ибо спрос с администратора.
И кто Вас в этом упрекнёт? Никто.

Искандаров
Гость
Искандаров

Складывается впечатление, что кто то из приближенных к Питириму людей планомерно и систематически пытается его “подставить”. Это так называемые стейкхолдеры. Смешно получается, люди которые из любви к архиепископу Питириму говорят ему правду пытаясь уберечь от ошибок и насмешек самим же Питиримом зачисляются в стан врагов, а подхалимно хвалящие его стихи,… Читать далее »