Памяти Трибельгорна. Рыцарь сцены

Каким народного артиста России запомнили его партнёры

Автор:   
18:23. 1 февраля, 2013  
  
1

Интеллигентный, благородный, честный, сдержанный, трудолюбивый – это лишь малая часть эпитетов, которыми характеризуют ведущего артиста Академического театра драмы им. В.Савина Александра Трибельгорна. Он скончался 22 января, собираясь с труппой на гастроли в Усинск, – не выдержало сердце. До 65-летнего юбилея не дожил буквально трёх месяцев. В мае планировали выпустить премьеру «Дядюшкин сон» с Александром Александровичем в главной роли. Прощание с совестью театра и рыцарем сцены, как называли его коллеги, состоялось в минувший понедельник в родном театре.

 

В начале славных дел…

Александр Трибельгорн родился в посёлке Жешарт (Усть-Вымский район) 13 мая 1948 года. Послевоенное время для мальчика с немецкой фамилией было особенно не простым. Природа одарила его сценическими данными: ростом, статью, красотой, голосом, способным передавать все оттенки чувств. Поэтому юноша без труда прошёл отбор в нашем драмтеатре и попал в группу, которую отправили учиться в ГИТИС.

– Я был в приёмной комиссии. У Сани, как я его называл, была аристократическая внешность, очень фактурный парень. Из общей массы он выделялся и внутренним содержанием, – вспоминает артист драмтеатра Виктор Градов.

В 1969 году выпускник вернулся в Сыктывкар, в театре которого и прослужил всю жизнь. Как писала в своих мемуарах народная артистка СССР Глафира Сидорова (90-летие актрисы отметили в декабре 2012 года), «артистом тебя сделает труд при наличии определённых способностей». Говорят, что поначалу Трибельгорн не выделялся из группы молодёжи. Та самая фактура, но главное – огромное трудолюбие и охота постигать тонкости мастерства сделали своё дело: вскоре он стал ведущим артистом. На репетиции всегда приходил вовремя.

– «Саня, по тебе можно часы сверять», говорил я ему, – вспоминает Градов.

Александр Трибельгорн не просто учил текст – анализировал характер персонажа, погружался в драматургию, пытался докопаться до сути героя. Актёры на панихиде отмечали, что он не изображал своих героев, а становился ими. «Это трудно, – писала Г.Сидорова. – Но мы пришли в жизнь не для лёгких дел».

Молодой артист учился у старших товарищей – представителей довоенного поколения Игоря Кривошеина, Николая Турубанова и других. А ещё его уважали за патологическое неприятие споров и даже повышенных тонов. Считал нужным высказаться, только когда конфликт достигал точки кипения. И его мнение для труппы было решающим.

Актриса Галина Микова уверена, что её соратник по сцене всё пропускал через сердце, боль за театр, например, когда рушилось здание. На панихиде, как и многие, она говорила о Трибельгорне в настоящем времени.

– Очень честный, принципиальный и гордый. Не просил ни ролей, ни званий, ничего никогда не просил. Он был резким по сути, по делу. В театре не было ни одного человека, который бы мог сказать, что Саша его обидел. Он потрясающий партнёр. Я всегда знала, что рядом — надёжный человек, – сказала Галина Микова, не скрывая слёз…

И Цезарь, и Васька

Дело даже не в количестве ролей (их более ста), а в яркости персонажей, созданных Александром Трибельгорном. Очарованный революцией Савин, бесконечно влюблённый Римас, гордый и поверженный Цезарь, терзаемый доктор Астров – эти роли в исполнении Трибельгорна уже вписаны в историю драмтеатра Коми.

Режиссёр «Игры теней» Олег Нагорничных считает, что Цезарь – одна из лучших ролей артиста. В ней он раскрылся не только как мастер сцены, а как мыслитель, человек с гражданской позицией. Нагорничных приехал специально из Ярославля на похороны. В его спектакле «Гамлет» (2011) Трибельгорн сыграл Тень отца Гамлета.

Васька Пепел в «На дне» (1978), Орлов в «Свадьбе с приданым» (1984), Тригорин в «Чайке» (1990), Болингброк в «Стакане воды» (1995), Дзержинский и лорд Уиндермир, Иван-Царевич и Кащей – это всё роли одного артиста.

Последний раз он вышел на сцену 18 января, играл в мелодраме «Саня, Ваня, с ними Римас». Партнёр по спектаклю Владимир Кузьмин вспоминает:

– После поднимаемся в гримёрку, и он говорит: «Всё-таки мы достали зрителя! Особенно мы с тобой»… Он был потрясающим партнёром, правильно говорила Микова. Он всё и всегда делает точно. Он обладал редким качеством – стыдливостью.

Никакой бронзы

Актёр даже не думал о переезде в Москву или Ленинград. Хотя, без сомнения, добился бы там успеха. Слава была для него не главным в жизни. Важно было служение своей земле. И это не пустые слова. Так, Сан Саныч (так называли его в театре) часто смотрел на картах в интернете на… родной Жешарт. «На них можно увидеть даже одинокие деревья», – отмечал он в беседе с коллегой.

В зрелом возрасте специально (!) освоил литературный коми язык, чтобы играть в коми репертуаре. Первую роль (Сидоров в спектакле «Морт колиöтнас» Ивана Изъюрова) Трибельгорн исполнил в 1980 году.

За роль Ласло в спектакле «Две пригоршни мелочи» актёр был удостоен диплома Всероссийского фестиваля венгерской драматургии. В год 100-летия Виктора Савина (1988) в пьесе «Звезда неугасимая» Александр Трибельгорн сыграл роль основателя коми театра, за которую получил престижную Госпремию Коми АССР. Среди прочих наград – учреждённая в 2001 году премия им. И.Аврамова (актёр и главный режиссёр Коми драмтеатра, народный артист СССР).

К наградам Александр Александрович относился спокойно. В интервью «Красному знамени» в 2009 году по случаю присуждения звания «Народного артиста России» он сказал: «Звания для меня не имеют значения. Для меня это – не событие». Как отметила на панихиде Галина Микова, Трибельгорн отличался редкой скромностью во всём.

Он был поэтом

Александра Трибельгорна природа наградила удивительным голосом. Не зря из ГИТИСа его переманивали в институт им. Гнесиных. Природный дар, к сожалению, он практически не использовал: пел только на «капустниках», аккомпанируя на гитаре, и в некоторых спектаклях. Но театралы, безусловно, помнят глубокий и проникновенный голос его персонажей.
А ещё Трибельгорн писал стихи. Без тени лести все артисты признают, что лирика, и сатирическая, и серьёзная, полна смысла и души. Даже самый молодой артист труппы Владимир Рочев запомнил старшего товарища и как поэта.
Молодым не довелось играть с мастером на сцене, где вместе с ним страницы славной истории театра писали десятки воспитанников советской драматической школы. Например, ровесница Трибельгорна Лидия Цивилёва. Они играли в спектаклях «Валентин и Валентина», «Мамаша Кураж» и других.

– Не слышала от него ни одного плохого слова. На вид он был человеком статичным, но были у него и комедийные роли. Он самостоятельно освоил коми речь… При своей сдержанности внутренне был большим хулиганом: там пошутил, тут сострил. Но никогда не выходил из себя. Этой внутренней культуре можно было учиться именно у Саши, – сказала заслуженная артистка России в разговоре с нашим корреспондентом…

Великий русский актёр Михаил Щепкин говорил, что со смертью артиста уходит и его искусство. Александр Александрович не оставил письменных воспоминаний, хотя, как сказал кто-то из коллег по сцене, его мемуары были бы бесценными. Остались видеозаписи спектаклей с его участием и память в сердцах всех любителей настоящего русского драматического искусства.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Александр Recent comment authors
новые старые популярные
Александр
Гость
Александр

Жаль что такие люди уходят. Вечная память