«Звёздный час» без зрителей (ФОТО)

Первый в истории Коми музыкальный фестиваль остался незамеченным

Автор:   
14:26. 3 января, 2013  
  
61
Пять дней, девять концертов, почти две сотни занятых музыкантов и артистов хора, около ста музыкальных произведений – всё это о фестивале академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Первое в культурной жизни Коми событие такого масштаба прошло в столице республики с 17 по 21 декабря. Журналисты не проявили к музыкальному марафону должного интереса, а власти откровенно проигнорировали. И всё же фестиваль стал настоящим праздником для тех, кто пишет, играет и слушает музыку.   
 
Много лет вынашивалась идея такого фестиваля. Его арт-директор, композитор Михаил Герцман на пресс-конференции пояснил: «Трижды мы добивались того, чтобы нам выделили деньги, трижды нас обманывали». Директор Колледжа искусств Коми Андрей Дикоев наконец пробил бюрократическую стену – правительство региона выделило грант. Все участники и гости фестиваля, с которыми общалась корреспондент «Красного знамени», признавали титаническую работу и смелость Андрея Дикоева. По словам концертмейстера Ребекки Магомедовой, его вклад составил процентов восемьдесят. С этим не спорил и Михаил Герцман – он вместе с Дикоевым составлял программу фестиваля. Сам организатор, которого все похвалы вгоняли в краску, подчёркивал, что фестиваль – это результат работы множества людей.        
 
 

Музыке надо учиться

Валентина Брызгалова, Наталья Осипова, Ирина Блинникова, Татьяна Харитонова, Станислав Васильев, Сергей Носков – имена этих композиторов Коми теперь знают те, кто пришёл на открытие фестиваля 17 декабря. Почти все они – ученики мэтра Михаила Герцмана. Произведения, давно исполняемые на фестивалях в России, сыктывкарцы услышали впервые. Их исполнил сводный фестивальный оркестр: камерный оркестр Колледжа искусств и оркестр Республиканского театра оперы и балета. 
 
«Репетировали уже в мае», – признался нашему корреспонденту дирижёр театра Антон Ледовский. Сложно переоценить тот факт, что он совмещал подготовку к фестивалю с текущей работой в театре. Ребекка Магомедова призналась, что возможность собрать в Сыктывкаре оркестр для фестиваля академической музыки стала для неё открытием. 
 
Фурор произвёл академический хор театра под руководством Натальи Масановой на закрытии фестиваля 21 декабря. «Смехачи» Ефрема Подгайца и фрагменты из симфонии «Перезвоны» Валерия Гаврилина мало кого оставили равнодушными. Концерт «Tabula Rasa» эстонского композитора Арво Пярта показал знатокам, что местные музыканты способны на многое. 
 
– Наши музыканты прошли проверку. Они показали, что являются лучшими творческими силами города. Мне отрадно, что в фестивале участвовали музыканты разных возрастов – от детей  до очень опытных мастеров, – сказал Андрей Дикоев.   
 
Надо отметить скрипачек Сирануш Аджиян и Ольгу Ульянову, пианисток Елену Ардуванову, Ольгу Гонтарёву и, конечно, Ребекку Магомедову, блестяще исполнившую «Чакону» Софии Губайдулиной. И многих многих других. Как оказалось, провинциальность мастерству не мешает. Главное, чтобы были возможности себя проявить – музыкантам, композиторам и… слушателям. Как повторял Герцман, слушать авангардную музыку – это всё равно, что изучать иностранный язык. Нужно желание, терпение и труд.   
 
В этом убедились меломаны 19 декабря на концерте ансамбля  первоклассных музыкантов «Галерея актуальной музыки» (Москва). Руководитель и композитор Олег Пайбердин (интервью с которым было опубликовано на сайте komikz.ru) спокойно относится к тому, что слушатели покидают зал во время концертов авангардной музыки. Уверен, что их приход – это уже поступок.
 
 

«Вышел из тени»

Так музыканты говорят о баяне. «В консерваториях к баянистам относились снисходительно, так как не стояло за ними могучих фигур, как за фортепиано или скрипкой. К счастью, современные композиторы услышали баян», –  отметил Михаил Герцман. 20 декабря в Колледже искусств играл сам Андрей Дикоев и его студенты, лауреаты первой премии международного конкурса им. А. Репникова в Петрозаводске (2011 год) Николай Истомин и Захар Петрушин. 
 
Кульминацией фестиваля стало невероятно сложное произведение – партита для виолончели, баяна и оркестра «Семь слов» (1982). Советский композитор София Губайдулина,  написавшая более ста симфонических произведений, посвятила партиту первым её исполнителям – теперь уже народному артисту России, профессору музыкального училища им. Гнесиных, баянисту Фридриху Липсу и народному артисту России, 71-летнему виолончелисту Владимиру Тохна. Приезд этого, без преувеличения сказать, великого тандема в Сыктывкар – опять же заслуга Дикоева. Публика четыре раза (!) вызывала на поклон гостей из Москвы и наших музыкантов. 
 
Сводный фестивальный оркестр под управлением Антона Ледовского репетировал уже в мае
 

Инфраструктурные издержки 

Концерт подзабытой певицы C.C. Catch в начале декабря СМИ республики освещали в разы больше, чем уникальный для наших краёв музыкальный марафон. На пресс-конференцию накануне открытия пришло около пяти журналистов. А на концертах, в том числе на открытии и закрытии, было и того меньше. Круглый стол по итогам фестиваля заинтересовал только корреспондентов «Красного знамени» и канала «Юрган»… 
 
Можно было надеяться, что в рядах представителей культуры сработает правило корпоративной солидарности. Тем более что речь шла не о заурядном событии. Однако ни Академический театра драмы им. В.Савина, где фестиваль открывался, ни Театр оперы и балета Коми, на сцене которого прошёл заключительный концерт, ни Коми республиканская филармония, где 19 декабря состоялся концерт ГАМ-Ансамбля, ни Центр культурных инициатив «Югор», предоставивший ансамблю площадку днём ранее – никто не счёл нужным задействовать хоть какие-то инструменты информирования публики. 
 
О солидарности речь шла во время круглого стола по итогам фестиваля. 
 
– Самый яркий пример “сотрудничества” между учреждениями культуры – это сегодняшний день (21 декабря – прим. авт.) В филармонии – бенефис Алексея Моисеенко, а в театре оперы и балета – закрытие фестиваля. Кому-то нужно брать на себя функцию разведения значимых вещей. У нас не так много заинтересованной публики, – отметила Ребекка Магомедова. 
 
Михаил Герцман тут же парировал:
 
– У нас раньше была такая организация, называлась она – Министерство культуры. Оно и разводило мероприятия по определённым дням. Сейчас у нас премьера может состояться в трёх театрах одновременно. На каждой – по сто человек. Кому это надо?     
 
Отсутствие банальных афиш на улицах красноречиво говорит о том, как Министерство культуры Коми отнеслось к своей работе. Начальник отдела искусств Дмитрий Степанов в оправдание сослался на загадочные «инфраструктурные издержки». Остаётся только догадываться, чем занимаются сотрудники ведомства под руководством Артура Рудольфа, где, помимо множества отделов, есть и пресс-служба.  
 
 

Должен повториться 

Сам Рудольф проигнорировал фестиваль. Не было приветственных слов даже от его заместителей. Чему очень удивился гость из Москвы, баянист Фридрих Липс. Среди музыкантов считается, что присутствие официальных лиц на подобных событиях говорит хотя бы о формальном внимании властей к культуре. Хочется верить, что слова Фридриха Липса станут пророческими:
 
–  Важно, чтобы ваш фестиваль стал событием. Цель фестиваля – это праздник. А для этого он должен повторяться, лучше каждый год, можно и раз в два года. Если это будет заложено в плане руководства вашей республики, если будет ежегодный бюджет…. Талантливых композиторов и исполнителей немало.  
 
 

Зачем нужно слушать авангардную музыку?

Ребекка Магомедова, концертмейстер:
 
– Такие фестивали и концерты дают ощущение чего-то настоящего, происходящего прямо у тебя на глазах рождения искусства. Кому интересно наблюдать за этим, тот ходит на такие концерты. Честно говоря, я не знаток современной академической музыки. Люблю классику, а на такие концерты хожу, чтобы не отставать от жизни.
 
Олег Пайбердин, композитор, руководитель ансамбля «Галерея актуальной музыки» (Москва):
 
– Нужно слушать и классическую, и современную музыку. Она расширяет кругозор и формирует культуру человека. Культура – это самое главное. Музыка – это начало работы над собой, а не развлечение. Я не вижу смысла в том, чтобы приходить на концерт ради развлечения. Мы играем актуальную музыку. Это та, что прямо здесь и сейчас появляется перед слушателем и не несёт на себе оценочных суждений профессионалов и критиков. Солисты ГАМ-Ансамбля пытаются мотивировать слушателя на размышления и чувства.
   
Валентина Брызгалова, композитор (Сыктывкар):
 
– Я бы не сужала вопрос только до авангардной музыки. Нужно слушать современную академическую музыку, потому что она отражает время, в котором мы живём. Композиторы слышат наше время и наш мир, отражают в своих произведениях чувства людей. Услышать можно всё – даже тишину. Кто-то услышит просто шум, а кто-то переводит его на язык звуков.
Поделиться в соцсетях

guest
61 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
меломан
меломан
03.01.2013 17:50

Полагаю, что неплохо бы выслушать мнение министра на эту тему. Может не всё так однозначно?

липс
липс
03.01.2013 18:02

министр мнения должен высказывать публично, на фестивале, например. Не пришел – видать нет мнения. Куда уж однозначнее?

музыкант
музыкант
03.01.2013 19:50

“Журналисты не проявили к музыкальному марафону должного интереса.” Разумеется. Журналистам интересней глупая девочка, приковавшая себя цепями на площади.

Юрыч
Юрыч
03.01.2013 20:12

Если все билеты были проданы и зал был полон – плевать на министра, если было много свободных мест – виноваты устроители и руководство театра – не смогли продать билеты.

мощно
мощно
03.01.2013 21:57

третий текст подряд: сакаева о культуре! очередное полуграмотное нечто, читать которое, как бы помягче выразиться… ну, не стоит. тетенька – ворд себе поставьте, он примитивную грамматику правит. и просили же вас хором читатели, вы для них работаете, если вы не в курсе: не пишите, марья, не стучите головой об стену.… Читать далее »

автор
автор
03.01.2013 21:59

Наконец-то! А я то думала, что проснется мой главный читатель. До окончания каникул или раньше. Не удивили. Уже в который раз. Пишите еще

не обольщайтесь, марья
не обольщайтесь, марья
03.01.2013 22:07

от вас плюется не один человек, стебутся все кто может, с мозгами у вас явный напряг. шли бы в штукатуры или маникюрши, не унижайтесь так, берегите себя

Музыкант
Музыкант
03.01.2013 23:31

Исправьте фамилию- Тонха, а не Тохна. Обидно ваще…

Слушатель
Слушатель
03.01.2013 23:34

1.Артисты хора разве не музыканты?
2.Ф.Липс является профессором Российской Академии музыки им. Гнесиных.
3.Около пяти журналистов – это сколько?

дед мороз
дед мороз
03.01.2013 23:54

сколько зануд в одном месте сразу

ась?
ась?
04.01.2013 00:03

Есть Гимназия искусств при Главе РК для одаренных детей.А там чему-то учат музыкальному? Почему их не видно на концертах?

Х. Моржевой
Х. Моржевой
04.01.2013 01:02

Ребекка Магомедова: “Честно говоря, я не знаток современной академической музыки. Люблю классику, а на такие концерты хожу, чтобы не отставать от жизни”————————————– Ребекка! “Семь слов” – это не современная музыка, а почти Ваш ровесник (1982 год). “Tabula Rasa” – ещё древнее (1977). Чтобы не отставать от жизни надо слушать по-настоящему… Читать далее »

мнениё
мнениё
04.01.2013 02:23

Не было Рудольфа – и хорошо, радоваться надо, воздух чище.

зритель
зритель
04.01.2013 02:34

“Фурор произвёл академический хор театра под руководством Натальи Масановой” – пишет Мария Сакаева, но сама Мария на этот “фурор” припоздала, видимо были дела поважнее.

123
123
04.01.2013 03:23

“Репетировали уже в мае” – хахахаа – насмешил!

В день концерта доучивали! В этом и есть мастерство, но врать зачем?! Вот фантазер!

Сильвер
Сильвер
04.01.2013 13:33

ну, поругали девушку, скрывшись под никами, храбрецы. Пишет человек о культуре, и спасибо ей. А вы пишете что полегче – злобные комменты. Лишь кто-то один был конкретным, перечислив 3 неточности.

мнениё
мнениё
04.01.2013 14:59

Комменты не злобные, а очень даже полезные. Страшно представить, если б комментов не было, как бы тогда газетчики распустились и развратились.

пимен
пимен
04.01.2013 15:32

и палачи считали свой труд нужным, рубили головы и конечности из высоких побуждений и “пользы для”. И, как и вы, скрывали свои лица.

моржевому
моржевому
04.01.2013 20:06

Вот вы и обозначили свое невежество. Современная академическая музыка – это все, что написано во второй половине 20 века и начале 21. Аналогично с современной литературой, живописью и прочие виды искусства. Это знает любой уважающий себя человек. А неуважающий уверен, что современная – это певица Валерия, писательница Оксана Робских и… Читать далее »

поклонник
поклонник
04.01.2013 20:29

Браво!!! Брависсимо!!! Супербраво!!!

Скептик
Скептик
04.01.2013 21:28

А мне кажется, что Рудольф поступил честно. Ну, не нравится ему такая музыка. При чем здесь должность? Как захотел, так и поступил.

Скептику
Скептику
04.01.2013 21:55

За свою зарплату министр, извините, культуры,должен какую угодно музыку любить. Иначе нах такой министр? Так, чиновничек-приживал.

Х. Моржевой
Х. Моржевой
04.01.2013 22:00

Вот вы и обозначили свое невежество. Современная академическая музыка – это все, что написано во второй половине 20 века и начале 21. Аналогично с современной литературой, живописью и прочие виды искусства. Это знает любой уважающий себя человек.——————————–Это кто так решил? ЦК КПСС? Путин? Где об этом написано? Кем? Покажите мне… Читать далее »

пимену
пимену
04.01.2013 22:03

вот тебе, пимен, не мешало бы отрубить твою глупую головушку (шутка)

моржевому
моржевому
04.01.2013 22:22

С какой стати должны считать музыку современной те, кто родился позже её появления?

С такими нарциссами разговаривать уж вот точно себя не уважать. Сам себе мерка, золотая середина, сам сусам.
А искусство вечно, слава современным композиторам. Они как свет во тьме невежества.

Музыкант 2
Музыкант 2
05.01.2013 02:22

С какой стати должны считать музыку современной те, кто родился позже её появления? _______________________________________ Это проблема “родившихся”. Понятие “современность” в искусстве довольно широко.А если у современных профессиональных композиторов нет возможности исполнения сочинений сразу после написания (?)Это ведь не модные шлягеры.В Республике Коми на данный момент семь профессиональных композиторов (и их… Читать далее »

меломан
меломан
05.01.2013 02:23

А можно списочком “современных композиторов” поинтересоваться? В вашей интерпретации. А то осанну безымянным петь как то не с руки…

Музыкант-2
Музыкант-2
05.01.2013 02:33

Уточнение – современных хороших профессиональных композиторов в Республике Коми больше (с композиторским образованием).
А именно на открытии Фестиваля прозвучала музыка тех, кто состоит в Союзе Композиторов (России и Республики Коми).
И это такая “малая толика” написанной музыки …

Музыкант-2
Музыкант-2
05.01.2013 02:45

меломану

Перечислить программу пяти дней фестиваля?
Боюсь сейчас кого-то упустить (по памяти).
Самая полная информация – на странице группы.

А уж рассказывать о композиторах XX-XXI века разных поколений…

меломан
меломан
05.01.2013 02:58

Понятно. Что и требовалось доказать. Узкий круг ограниченных людей. Композиторы пишут для композиторов. Один вопрос: а на фига вы нужны нам, простым людям, если желаете вариться в своей кастрюльке??? Судя по всему Минкульт, как государственная контора, имеет все основания игнорировать “секту”…

Музыкант-2
Музыкант-2
05.01.2013 03:41

Давайте сразу так категорично не решать.Музыканты знают больше имен композиторов (ну, как правило, и не только композиторов XX века, к примеру). Если кто читал вышеизложенную статью и материалы о фестивале, то имена там есть.Хорошо.Постараюсь перечислить.Российские – Губайдулина, Подгайц, Шнитке,Гаврилин,Репников, Золотарев, Пайбердин… наши – Герцман, Васильев, Носков, Брызгалова, Блинникова, Харитонова,Осипова; ещё… Читать далее »

123
123
05.01.2013 04:03

В комментариях Музыканта, который ТУ, читай: “Сами собрались и постановили “Мы велики и наш велик велик!”.

Особенно местная ячейка композеров радует, главных у которых в последний раз что наспиал и в каком году, не подскажете?!

меломанчику
меломанчику
05.01.2013 13:27

композиторы вам, простым людям, действительно незачем! Но ведь и вы, простые люди им тоже незачем! У них есть сотня-другая своих слушателей, с которыми у композиторов полное взаимопонимание.Так что отстаньте от профессиональных композиторов, простые люди!Слушайте уж свою Валерию и судите её “музыку” по вашей мерке.

ну
ну
05.01.2013 14:20

Достал ты уже со своей Валерией. Ты тут её, похоже, пиаришь вовсю, скотина.

Ах!
Ах!
05.01.2013 14:35

Понятие “современность” в искусстве довольно широко.
—————————————————-

Ах, да! Совсем забыл. Ведь самый современный композитор – это Моцарт. Реквием. Боже мой, сейчас я заплачу. Ведь сам Пушкин считал его гением, а Пушкин – это наше всё.

про минкульт
про минкульт
05.01.2013 16:50

Судя по тому, что минкульт игнорирует вообще любые культурные события и не финансирует НИЧЕГО, он все считает сектой и сектантами. И актеров театров, и Асъя Кыа, и народные коллективы наши фольклорные, и ветеранов сцены (те еще сектанты), а молодые – это вообще сборище фриков. Нафига им деньги? Лучше на корпоративчик… Читать далее »

культурная
культурная
05.01.2013 20:57

хамы, когда крыть аргументами не могут или аргументов нет, переходят на личности, резкость, грубость и прочее. Печально. Я думаю, что музыканты наверное лучше знают, что есть современная музыка. А хамы, понятное дело, тут же вспоминают Пушкина. А быть может других поэтов и не знают. Пушкин хоть спасает. Спасибо ему. Спасибо… Читать далее »

голос со стороны
голос со стороны
05.01.2013 21:21

а разве эта сладкая парочка все еще работает?

культурная
культурная
05.01.2013 22:24

у нас только приличных людей увольняют. А эти не в минкульте так в других ведомствах себя найдут. По ходу минкульт прокляли – кресло министра как ссылка

культурной
культурной
05.01.2013 23:07

вот приходит такая “культурная” быдла как ты и всех вокруг хамами называет, всё обо всех знает и всё типа понимает, ни в чём не сомневается, а по сути ничем от никчёмного Рудольфа не отличается – не понос так золотуха

раймонд паулс
раймонд паулс
06.01.2013 00:13

“культурную” можно поливать на все лады, но в главном она права – сегодня правят бал в культуре именно хамы – самое неистребимое у нас племя. И правота будет всегда их, потому что их легион.

Зато
Зато
06.01.2013 01:21

как бы вы не ругали Рудольфа, он всегда в белом(костюме)

Зато
Зато
06.01.2013 01:21

как бы вы не ругали Рудольфа, он всегда в белом(костюме)

Зато
Зато
06.01.2013 01:21

как бы вы не ругали Рудольфа, он всегда в белом(костюме)

Хамы
Хамы
06.01.2013 01:49

Да и Бог с ним… Белый костюм – понт приживала и притворщика. Он-то в глубине души понимает, что он – фикция и притворщик! Всю жизнь вот так! Мне его жалко! Даю ему год – не больше! До свидания, герр Рудольф! Маринка – пока! Прощаем вам всё!

нелепо
нелепо
06.01.2013 04:58

Самым неудачным, даже нелепым на этом фестивале было посвящение 85-летию Якова Перепелицы. Сам Перепелица подобной музыкой не промышлял и вряд ли захотел связать своё имя с авангардом. Скорее он разделял точку зрения Тихона Хренникова и его доклад на съезде композиторов в 1979 году, в котором тот подверг критике Губайдулину и… Читать далее »

Нелепу
Нелепу
06.01.2013 05:05

Да достали вы с этим Перепелицей!Какая разница, любил он авангард или нет! Он был композитор, и это главное его отличие от таких как ты, тупорылое создание. Время расставит всё по местам, кто важнее – ты или он. Ну провели фестиваль, ну посвятили ему, даже если он не любил авангард, ну… Читать далее »

биолог
биолог
06.01.2013 10:32

как бы инфузория не пыжилась, она инфузорией и останется. И назвать эту одноклеточную особу моллюском – верх комплиментарности. Эта мадам потеряла всякую осторожность.

тихон
тихон
06.01.2013 14:37

Фестиваль авангарда можно посвятить даже Хренникову. А лучше сразу Жданову и Сталину.

перепелица
перепелица
06.01.2013 19:10

был хорошим человеком. Почему бы первый композиторский фестиваль в Коми не посвятить его памяти? Других композиторов в Коми нет, какие есть – такие есть, какие были – такие были. У вас есть предложения, кому из композиторов Коми можно посвятить фестиваль – говорите. Авангардистов здесь не было, но ведь и авангарда… Читать далее »