Михаил Герцман: «Упрёки людей в адрес композиторов республики меня смешат»

Переизбранный председатель Союза композиторов Коми уверен, что настоящие знатоки музыки прекрасно знают местных творцов

Автор:   
12:45. 30 декабря, 2012  
  
43
28 декабря состоялся VI Съезд Союза композиторов Республики Коми. В результате тайного голосования на очередной председательский срок единогласно выбран композитор Михаил Герцман.
 
В качестве приглашённых на Съезде присутствовали заместитель министра культуры Коми Марина Андреева и начальник отдела профессионального искусства того же ведомства Дмитрий Степанов. Переизбранный председатель Союза ответил на вопросы «Красного знамени».  
 
– Михаил Львович, многие упрекают композиторов Коми в том, что народ их не знает. Как вы реагируете на подобные высказывания? 
 
– Раньше этот упрёк меня удивлял и огорчал, позже раздражал и бесил. Сейчас он меня смешит. Теперь-то я хорошо знаю категорию людей, упрекающих в собственном  невежестве не себя, а нас. Это те, кто не интересуется музыкой. Не конкретно нашей, а академической музыкой вообще. Такие в упор не «видят» наших афиш, не ходят на наши концерты и спектакли. «Кто-кто? – спрашивают они пренебрежительно. –  Что-то я не слышал такого композитора». Для меня это звучит как «Кто-кто? Почему это я, ни разу не побывавший ни на одном камерном концерте, никого не знаю?» На недавнем фестивале «Традиции и классика авангарда», где прозвучала музыка всех семи наших профессиональных композиторов, публика показала, что она нас прекрасно знает. Это и была наша публика. Так что людям из названной категории самое время воскликнуть: «Да ладно! А я что-то и не слышал о таком фестивале».
 
– Офис Союза композиторов находится в центре города. Говорят, что там есть довольно просторный зал с роялем. Планируется ли проведение музыкальных вечеров? 
 
– О том, что мы могли бы проводить концерты в «здании Союза композиторов», я слышу довольно часто. Не буду напоминать, что там смогут разместиться около пятнадцати слушателей (а если потеснимся, то и все двадцать). Не буду и плакаться, что наш рояль находится в нерабочем состоянии (под золотой рояльный дождь уходящего года мы, к сожалению, не попали).
 
Скажу о другом. Мы всегда готовы показать свою музыку, но надо помнить, что концерт – штука затратная. Прежде чем скрипач, флейтист, вокалист, струнный квартет выучат нашу музыку, мы должны как-то гарантировать им оплату. С какой стати они должны бесплатно тратить время и силы на разучивание новой для себя музыки? Работа эта очень тяжкая! У музыкантов и без нас много работы. А «выпросить» деньги на подобные мероприятия – задача нереальная. Поэтому концерты для пятнадцати человек в «зале» Союза композиторов представляются мне не слишком рентабельными.
 
Отмечу, что наша музыка популярна во всех музыкальных школах (и не только в нашей республике) – дети и их педагоги охотно играют нас бесплатно. Спасибо им! Многие замечательные музыканты (а это нередко лучшие творческие силы республики) тоже охотно исполняют нас и без денег, за что им наш нижайший поклон. Но… Много ли в мире людей, готовых работать бесплатно всегда?
 
– Какие тенденции в культурной жизни республики беспокоят композиторов сегодня? 
 
– Любой творческий союз и вообще интеллигенцию волнует (и всегда будет волновать) проблема отношений с властью. И не только в связи с неохотным финансирование искусства. Опера Сергея Носкова «Иван Куратов» стала ярким примером того, чего можно достигнуть, когда в талантливых людей республика вкладывают деньги. Думаю, подобную практику необходимо продолжить. Нам нужны оперы – исторические, трагические, комические – любые. Главное – талантливые. Беспокоит, удивляет, а иногда и смешит частая смена министров культуры в Коми. Я отнюдь не склонен преувеличивать роль министра в культурном процессе (произведения искусства создаёт всё-таки не он, а Художник). Но и приуменьшать роль министра тоже неправильно – в конце концов, именно на него возложена ответственность за создание условий для творчества Художника. Но для этого надо глубоко внедриться в культуру, приобрести особый культурный код. Как тут не вспомнить острое высказывание Мстислава Ростроповича (хоть и по другому поводу): «Я не боюсь министра культуры, я боюсь культуры министра».
 
Должен подчеркнуть особо: не появись в последние два года системы правительственных грантов Главы Республики Коми, не окажись во главе Колледжа искусств блистательного организатора и музыканта Андрея Дикоева, не было бы в последние пару лет и такого рывка в культуре. За эти два года изменилось само культурное лицо Сыктывкара! И наивысшим культурным достижением стал (в том числе) фестиваль музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Я живу в республике с ранней юности, но никогда ничего подобного и в таких масштабах и близко не происходило.
 
– На Съезде были представители Министерства культуры Коми. Какова, по вашему мнению, заинтересованность представителей власти в сотрудничестве с Союзом в общем деле развития культурной сферы?
 
– Мы всегда работали и работаем в тесном контакте с министерством. Долгое время такая связь осуществлялась через начальника отдела профессионального искусства Татьяну Харитонову, являющуюся членом нашего Союза композиторов. Её, к сожалению, «ушёл» один из череды министров. Теперь мы работаем с другим начальником этого отдела  Дмитрием Степановым – её, можно сказать, учеником. На наше счастье, и этот чиновник оказался большим умницей, прекрасным организатором и талантливым генератором идей (выпускник Московской консерватории как-никак). Поэтому в нас ещё теплится надежда встать вровень с другими республиками хотя бы в практике музыкальных фестивалей – например, приволжскими республиками, с которыми мы общаемся и где нередко бываем.
 
Пользуясь случаем, от имени нашего Союза композиторов поздравляю всех читателей газеты с Новым годом. Для меня словосочетание «Красное знамя» наполнено особой музыкой: здесь я печатался более тридцати лет…
 
Поделиться в соцсетях

guest
43 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Флаг
Флаг
30.12.2012 18:35

всё путем.

любитель
любитель
30.12.2012 18:48

Что-то я не слышал о таком фестивале.

В.Л.
В.Л.
30.12.2012 20:09

Спасибо,Михаил Львович! Можно было бы и посмелее… правду-матку…

Пьер
Пьер
30.12.2012 20:56

он мог бы. а ему страшно потерять свой высокий пост.

онотоль
онотоль
31.12.2012 01:53

Герцман очень осторожный. Рубить правду-матку для него то же, что рубить сук, на котором сидишь.

апанас
апанас
31.12.2012 08:51

плохо ты его знаешь, онотоль

Скептик
Скептик
31.12.2012 13:19

Ну, если уж продолжить мысль некоторых комментов, то только Герцман мешает развитию культуры.
Поздравляю Вас с Новым Годом Михаил Львович! Живите долго на радость нам.

мнениё
мнениё
31.12.2012 14:12

В наше время развитию культуры не может помешать никто.

интересно
интересно
31.12.2012 15:31

хотелось бы узнать, когда членами СК РК были созданы последние произведения

меня смешат
меня смешат
31.12.2012 19:16

это смех сквозь слёзы, г-н Герцман

123
123
31.12.2012 20:06

Вы мне тоже смешны.

угу
угу
01.01.2013 16:38

а я с вас просто усцыкаюся.
с Новым годом!

Мне тоже смешно
Мне тоже смешно
02.01.2013 12:52

Где симфония во славу Республики Коми?
С Обрезанием Господним, Михаил Львович!

кому интересно
кому интересно
02.01.2013 14:51

последние произведения композиторов(и не только)будут написаны перед смертью. Кому интересно.

это ноомально
это ноомально
02.01.2013 15:00

Что композиторы постоянно бегают по министерству? В тесном контакте нужно с учреждениями работать, школами

просьбо к "ноомальному"
просьбо к "ноомальному"
02.01.2013 17:32

Скажите, с какими учреждениями и школами им надо работать? И как быть с детскими садиками и яслями?

Макс
Макс
02.01.2013 17:52

не надо смеяться. предыдущий дядя хотел как лучше.

Скрипка
Скрипка
02.01.2013 20:44

Связь с Леонтьевым слегка грешит. Уж изволь, безногий не спешит!

Дёма
Дёма
02.01.2013 23:40

Сама-то хоть поняла, чё написала, Скрыпка?

так
так
03.01.2013 00:55

каждой республике полагается иметь свой СК, даже высосанный из пальца

как и
как и
03.01.2013 10:15

свой СП, свой СХ, свою филармонию, свои театры и музеи. Как и группу невежд, не бывающих нигде, кроме ночных клубов.

меломан
меломан
03.01.2013 15:02

Снобизм часто присущ людям “академического искусства”. композиторы и народ живут практически параллельно. Не пересекаясь. Видимо композиторов это устраивает. Им смешно. Почему? Потому,что не думают вперёд. На их век почитателей хватит и ладно. Но “узок круг ограниченных людей”. Полагаю и тут нужен “волшебный пинок” от министра культуры, чтобы нести искусство в… Читать далее »

Томас
Томас
03.01.2013 15:55

неужели массам все еще не хватает искусства? Или им влдруг потребовалось “академическое искусство”? Зачем журналистам-лузерам писать на тему, в которой они ни бум-бум?

томасу
томасу
03.01.2013 16:00

щас приедет Сергей Жуков и даст массам искусство, понятное дело. Зачем им академическое, правда что? Они же перестанут тогда как бараны голосовать и верить президенту, царю. Будут как и прежде гадить в подъезде, скупать тонны еды в Макси и технику в Эльдорадо. Воспитывать таких не надо, конечно, зачем? Они же… Читать далее »

Томас
Томас
03.01.2013 16:33

в рифмах вы, я вижу, не сильны. Как, впрочем, и в остальном, что касается высокой поэзии. Жаль что у вас рулит Стас Михайлов. Жаль.

томасу
томасу
03.01.2013 16:42

не оригинально очень – сделать вид, что не поняли, о чем было сказано. Рулит Стас Михайлов в нашей стране, то есть у нас. Самый популярный певец современности. Я слушаю другую музыку, академическую в том числе. И я как раз из тех самых масс, которые вы презираете

социолог
социолог
03.01.2013 17:40

милая дамочка, а массы знают, что вы из их числа (и якобы слушаете академическую музыку)?

поэт Маньяковский
поэт Маньяковский
03.01.2013 17:43

Дихотомия всё это…;)

То есть тут одна монета:

Томас – презиратель масс,

это – аверс, реверс – Стас!

дон карлос
дон карлос
03.01.2013 18:44

сразу видно, что человек всерьез увлечен высокой поэзией и академической музыкой – Стас Михайлов не сходит уст. Хоть бы ударение-то правильно в дихотомии поставила… Эти мне грамотеи!

дону карлику
дону карлику
03.01.2013 19:54

“…гремит победная музЫка…” Кто написал? :)))

петя  из 6 "А"
петя из 6 "А"
03.01.2013 21:19

Сама и написала! А вот “молчит музЫка боевая” это Пушкин, “Полтава”

петьке из шестерки
петьке из шестерки
03.01.2013 23:57

Ну дык ёлы-палы! Вам “шашечки” или ехать??? Я по памяти, без гуглов! :)))

мнение
мнение
04.01.2013 00:02

А может это халтура? Потому и залы пусты?

сакуров
сакуров
04.01.2013 13:20

конечно, халтура!вот если бы Ваенга приехала или Валерия…

Аноним
Аноним
04.01.2013 15:39

видно, что большинство писавших на фестивале не были и, судя
по комментам, “академиев” не кончали – максимум, учились в нашем наш Педе.Пишите, голуби, пишите!

голубь
голубь
05.01.2013 02:25

А ты читай анонист, читай…

сакурову
сакурову
05.01.2013 02:46

Ваенга и Валерия, в отличие от местных “композиторов” зарабатывают деньги, а не выпрашивают. На их концерт народ ломиться будет, а на ваши кнутом никого не загнать. Почему? А потому, что они РАБОТАЮТ, а вы халтурите! Да ещё в комментариях задницу морщите, мол мы “высокое искусство”… Народ не так глуп, как… Читать далее »

историк
историк
05.01.2013 13:37

ваши далекие и близкие предки уничтожили миллионы “халявщиков”, которых объявляли “еретиками”, а теперь сами поклоняетесь им, чтите их память, молитесь на них.Тьма и свет как были, так и остались на своих местах, хоть вы выпрыгните из своих штанов.

историку
историку
05.01.2013 21:01

вот точно. Ненависть к интелиигенции – это наследие советских времен. Везде ее уважали, и она уважала сама себя. А у нас сами интеллигенты всегда боялись, то репрессий, то ссылок, то Сталина, то Хрущева. А мещане и люмпены, как тот Шариков, только и мечтали чтобы их жилплощадь занять и в столовой… Читать далее »

историк
историк
05.01.2013 21:22

Точно!

меломан
меломан
09.01.2013 13:22

“Историки”, вы с кем разговариваете??? Между собой? Халявщики – они и в Африке халявщики. Даже если “интеллигенты” и “интелиигенция” :))), как выдал один из вас. Народ ведь что отметил? Что местные “композиторы” откровенно халтурят, но при этом ещё и щёки раздувают, мол они -дартаньяны, а те, кому не нравится –… Читать далее »

зритель
зритель
15.01.2013 20:04

Боже! Какой прогиб в сторону Степанова… Никак в министры его двигаете, Михал Львович? А я бы его на филармонию поставил, думаю, был бы толк.Обидно в залах на фестивале вашем видеть одни и теже 50-70 человек, которым это интересно по своей работе и учебе. А деньга вбухалась сюда немалая, при чем… Читать далее »

ээ
ээ
15.01.2013 20:08

нехорошо