В столице Коми завершился гастрольный марафон воркутинцев

Побывав на всех спектаклях труппы, корреспондент «Красного знамени» убедилась, что Воркута может считаться одним из театральных центров республики

Автор:   
15:28. 1 декабря, 2012  
  
1
С 19 по 25 ноября в Сыктывкаре с аншлагом прошли гастроли Воркутинского драматического театра (основан в 1943 году). Побывав на всех спектаклях труппы, корреспондент «Красного знамени» убедилась, что Воркута может считаться одним из театральных центров республики.
 
Редкий провинциальный театр может похвастаться таким количеством именитых служителей рампы в своей истории. И сейчас режиссёры и актёры со всей страны приезжают именно в Воркуту, а не в Сыктывкар. И ставят добротные спектакли, на которые идёшь со спокойной душой, не ожидая увидеть плод чьей-то больной фантазии. Для театра Воркуты, в отличие от театра драмы им. В.Савина, приглашённый режиссёр – это уже традиция. Выбирают гостей тщательно, чтобы потом не оправдывать скандал с красным роялем тем, что зритель, дескать, глуп, не понял авторского прочтения Шекспира.
 
Пока многие, даже академические, театры страны увлекаются чернухой и выворачивают классику наизнанку, воркутинцы выглядят наивными идеалистами: они ориентируются на думающую публику. В Воркуте ставят Б. Шоу, А. Чехова, Ф. Достоевского, А. Дударева. Художественный руководитель Виктор Ножкин (он же режиссёр и актёр) – не ретроград: в репертуаре есть и современные комедии. Однако пьесы М. Камолетти, в отличие от коллег из Сыктывкара, ставят так, что пикантность сцен не переходит в пошлость. 
 
Актёры (всего 14 человек) составляют сильный и цельный ансамбль. В каждом спектакле (пять взрослых и два детских), показанном в Сыктывкаре, чувствовалось сильное «мы». Сами актёры говорят: «В заполярном театре выживают только сильнейшие».   

Слёзы от «Вечера» 

22 ноября показали драму «Вечер» (по пьесе Алексея Дударева) о жизни трёх одиноких стариков в послевоенной деревне. Из зала сыктывкарцы выходили со слезами на глазах. Отчасти потому, что в 80-летнем старце Василии, в блестящем исполнении 69-летнего Анатолия Аноприенко, зритель узнал своего деда или отца. Его партнёрша по сцене и супруга (вместе они 35 лет) Валентина Авраамова не играла Ганну, а прожила тяжёлую судьбу вдовы. Дополнил ансамбль неподражаемый Виктор Ножкин. На встрече со зрителями после спектакля мальчик лет 12-ти попросил, чтобы труппа приехала снова. Зрители постарше отметили эстетическую чистоту, душевность и пронзительность пьесы. 
 
Поставил «Вечер» выпускник ГИТИСа, главный режиссёр Дзержинского театра драмы (занимал этот пост с 1994 по 2008 годы) Аман Кулиев. Признанный мастер из Нижнего Новгорода давно дружит с Воркутой. 
 

Приличный «Дядя Ваня»

Кулиев считает, что театр должен воспитывать, а не развлекать. В его трактовке «Дяди Вани», которым 25 ноября и закрылись гастроли, мы видим именно Чехова и лучшие традиции русской драматической школы. 
 
На спектакль можно спокойно прийти с ребёнком. И родителям не придётся краснеть, когда вожделеющие дядя Ваня (Олег Лощихин) или Астров (Николай Аникин) начнут задирать юбку истомившейся Елены Андреевны (Оксана Ковалёва). Так этот любовный треугольник представили в 2009 году Р. Туминас и А. Кончаловский. 
 
«Дядя Ваня» Кулиева – это глубокие психологизм и трагедийность, сдобренные не модным нынче на сцене целомудрием. 
 

Балаган

Именно так одним словом можно описать то, что происходило во время детских показов. В «Клочках по закоулочкам» (постановка Виктора Ножкина) актёры не давали малышам покоя. «Лиса в бочке!» – хором кричали они так, что у Зайца в ушах звенело. «Прячься в домик!» – восклицали дети, будто и правда верили, что перед ними настоящий медведь. Волк-рокер в исполнении Дмитрия Максименко виртуозно сочинял свои песенки из подсказок ребятни. При этом актёры так умело управляли залом, что крики утихали, как только звучали реплики. Актёры не заигрывали с детьми, не сюсюкали. И что самое удивительное – не кривлялись. 
 

Охотник за зайцами 

Не будет преувеличением сказать, что зрительницы всех возрастов влюбились в молодого Дмитрия Максименко. Блестящий импровизатор и мастер перевоплощения. Его обаяние и яркость сыктывкарцы оценили в комедии «За двумя зайцами». На сцене появляется манерный франт, виртуозно жонглирующий шляпой и тростью. Через пару минут у зрителя появляется полная уверенность в том, что Голохвастый и впрямь прибыл из Киева стародавних времён.
 
Поставил комедию опять же приглашённый режиссёр Артур Кочканян. У него не было задачи «разводить» зрителя на истерический хохот. Гораздо сложнее вызвать добрую и мягкую улыбку. Это удалось, хотя юмора и поводов для смеха могло быть и больше. 
 
Комедия «Звёздный час», показанная 20 и 23 ноября, хохот вызывала, иногда гомерический. Комедия положений, с элементами чёрного юмора и со вкусом сделанными эротическими сценами, если и «пошлила», то совсем чуть-чуть. Часть зрителей явно смущалась, когда актрисы оголяли ноги. Мечтателя и идеалиста Макса сыграл всё тот же Дмитрий Максименко. У него нет амплуа. В рапсодии любви «Счастье моё» (опять же в постановке приглашённого Александра Павленко) он пронзительно играет влюблённого моряка. После одного из спектаклей наш корреспондент спросил у Максименко, в чём секрет успеха. 
 

Соблазнительная Проня 

Как оказалось, его нет. Всё дело в профессионализме, страстном желании работать и совершенствоваться, в восторженности и фанатизме. Этим отличаются, пожалуй, все артисты труппы. У каждого из них блестят глаза, в том числе у Оксаны Ковалёвой
 
Она влюбила в себя даже женскую часть публики. Её Проня («За двумя зайцами») экспрессивна и соблазнительна. В «Звёздном часе» редкостная хабалка Мария перевоплощается то в хитрую лису, то в разъярённую тигрицу. Ковалёва призналась, что в «Дяде Ване» играла историю про себя. Иногда актриса переигрывает, но сложно спорить с тем, что, раз увидев, её уже трудно забыть. Как и яркую комедийную актрису Марину Юлдашеву. Её Лиса в «Клочках по закоулочкам» – этакая лесная стерва. А Лымариха («За двумя зайцами») – дама с таким характером, что кувалдой не перешибёшь. 
 
Именно характер помогает выживать в забористых условиях Крайнего Севера. Воркутинцы не ждут манны небесной. Как отметил худрук Виктор Ножкин, меценатов в нашей стране нет, а до Главы Коми далеко. Потому рассчитывают только на себя. Суровый климат научил держаться вместе и много работать. «Иначе давно бы пропали», – признался Ножкин. 
 
Пока дирекция Республиканского театра оперы и балета Коми кивает на Министерство культуры региона и увлекается водевилями, а Академический театр драмы им. В. Савина ищет деньги у лесоперерабатывающего гиганта и выпускает комедии на потребу масс, воркутинский театр сохраняет традиции великой русской театральной школы. 
 

Не брюзжат

В театре работают не просто энтузиасты, а мастера своего дела. Внимание к деталям и выразительность декораций без сомнительных «наворотов» – таковы правила работы художника Ольги Бочки. Она всегда оригинальна. Например, для спектакля «За двумя зайцами» придумала телегу-трансформер. Декорации к «Вечеру» поразили своей натуральностью, будто создавали их для фильма. 
 
Пока руководство Академического театра драмы им. В. Савина сетует на то, что к ним никто не едет, в Воркуту молодые артисты приезжают семьями. Динар Хаматнуров из Казани заведует музыкальным цехом. Его жена Гульнар – молодая актриса театра. Актёры Дарья и Николай Шишигины – из Ульяновска. 
 
Недавно труппа пополнилась Дарьей Рыжиковой и Олегом Лощихиным. Последнему доверили главную роль в «Дяде Ване». А гордость театра, пару Аноприенко-Авраамова, пригласили в Воркуту в 1997 году. И те, по собственному признанию, сразу влюбились… в морозы. Хотя сами родом из Запорожья. 
 
Общаясь с актёрами, режиссёрами и другими сотрудниками театра в течение гастрольной недели, я удивилась одному обстоятельству. Никто не жаловался на низкую зарплату, капризного зрителя и прочие трудности. Воркутинцы вообще не брюзжат. Но каждый играет, как в последний раз, даже роль со словами «Кушать подано». Об этом говорили зрители на двух творческих встречах. Все отмечали, что каждое блюдо на театральном подносе от воркутинских «поваров» отменно. 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Поклонница Recent comment authors
новые старые популярные
Поклонница
Гость
Поклонница

Это правда! труппа воркутинского театра самая сильная в республике…а воркутинский театр – самый лучший!Смотрела только “Звёздный час”, жалею безумно, что не взяла билеты на все спектакли театра…потрясающая актёрская игра, хохотала от души…может воркутинский театр к нам, а труппу драмы туда? М?…можно вместе с оперной…да и с балетной…