От «Эха» до «Сексота» (ФОТО)

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми активизировал финно-угорских драматургов

14:27. 26 сентября, 2012  
  
0
Итоги прошедшего в Сыктывкаре семинара-конкурса финно-угорских драматургов таковы: третье место с пьесой «Сексот» занял коми драматург Александр Суворов, второе место – удмуртский автор Глеб Павлоид с пьесой «Художник и Надежда», а победу в конкурсе пьес одержал карел Сеппо Кантерво с пьесой «Эхо», рассказывающей о пленных карелах в Финляндии в годы Второй мировой войны. 
 
Пьес на конкурс, объявленный несколько месяцев назад, пришло двадцать: от авторов из Коми, Удмуртии, Карелии, Марий Эл, Тюменской области, Коми-Пермяцкого округа.  За три дня семинара, проходившего в зале Финно-угорского центра РФ, даже не хватило времени обсудить все работы. Было рассмотрено 13 пьес тех авторов, которые лично участвовали в семинаре, в том числе интерактивно: благодаря современным технологиям удалось провести обсуждения и с драматургами, которые приехать не смогли: по скайпу «круглый стол» семинара связался с Сеппо Кантерво из Карелии, Виктором Крекером из Тюмени и Александром Суворовым, коми автором, который в данный момент находился в Новгородской области. 
 
 
Участникам семинара были даны разные способы знакомства с пьесой: артисты национального театра провели читку одной из пьес на выбор экспертной комиссии, своеобразный радиоспектакль, с обсуждением «по горячим следам» – «Художник и Надежда», рассказывающая о жителях деревни, подлежащей затоплению. Также одна из конкурсных пьес была показана в дни семинара уже на сцене – недавняя постановка национального театра по пьесе Александра Суворова «Сексот», которую артисты показали на сцене дома культуры села Визинга. Кроме того, для удобства обсуждения всеми участниками, все пьесы были выложены заранее на сайте театра komiteatr.ru. Лучшие пьесы семинара будут рекомендованы к постановке в театрах России, а также напечатаны в финно-угорских литературных журналах и российском журнале «Современная драматургия».
 
 
Пьесы подробно рассматривались с точки зрения критика, режиссёра, актёра и драматурга, обращалось внимание на построение и лексику и многие другие аспекты. К сожалению, вольнослушателей в Сыктывкаре нашлось меньше, чем ожидалось. Можно сказать, это говорит и о слабом развитии драматургии в целом. Ведь и среди молодых авторов наибольшая доля – поэты, а пишущих пьесы авторов даже в целой Республике Коми можно на пальцах пересчитать. И тем острее возникает вопрос, как повысить интерес у пишущих. Один из вариантов решения для развития данного направления литературы  – встречи с именитыми критиками. Павел Андреевич Руднев, театральный критик из Москвы, главный эксперт нынешнего семинара, с большим профессионализмом, подробно и тактично анализировал работы финно-угорских авторов. Также доцентом ГИТИСа была проведена лекция о положении драматургии постсоветского времени. Вторым экспертом выступила Елена Васильевна Остапова – доцент кафедры коми филологии СыктГУ. Эксперты, при участии режиссёров и других авторов, проводили основательнейший разбор, которого авторы больше нигде не получат. Поэтому личное участие драматургов было очень важно. Павел Руднев дал своеобразный мастер-класс и по режиссуре, и по актёрскому мастерству, связывая все плюсы и минусы пьес с видением не только критика, но и актёра, и режиссёра, и зрителя.
 
На семинаре была возможность режиссёрам познакомиться с авторами, найти новые материалы для постановок, драматургам – услышать подробный анализ своих произведений, получить посыл для усовершенствования своего творчества. В нынешнем семинаре участвовало несколько режиссёров: Михаил Гаврилов из Пензенской области, уже имевший дело с финно-угорской драматургией (он поставил пьесу коми автора Алексея Попова «Идущие к свету»), а также режиссёры из народных театров Республики Коми – Помоздинского, Выльгортского и Корткеросского. 
 
 
В заключительный день семинара прозвучало предложение создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы. Специалист центра мог бы организовывать подобные мероприятия, собирать материал, к которому могли бы обращаться все финно-угорские театры.
 
Надо сказать, для Национального театра Коми это не первый опыт проведения подобных семинаров: они проводились несколько раз, во время финно-угорских театральных фестивалей для детей и юношества «Ен дзирд». Как организаторы, Национальный музыкально-драматический театр РК, так и участники и эксперты пришли к выводу, что подобные семинары надо проводить регулярно, хотя бы раз в год. Расширить состав участников и организовать лабораторию по созданию постановок: авторы в дни семинара пишут, а режиссеры тут же ставят пробные пьесы-малютки. Конечно, проведение таких мероприятий будет зависеть от финансирования. Нынешний семинар состоялся благодаря средствам гранта «Этноинициатива» Министерства национальной политики РК. 
 
Ещё один из важных выводов семинара: такие мероприятия должны привлечь к творчеству тех, кто раньше и не думал быть драматургом. Молодым нужны открытые двери. Театр не раз и не два должен призывать авторов творить, побуждать к действию. Но и сами авторы должны быть в этом заинтересованы. 

 

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments