Попс без Волги (ФОТО)

Корреспондент "Красного знамени" делится своими впечатлениями от международного фестиваля «Рок над Волгой»

Автор:   
01:14. 15 июня, 2012  
  
6

11 июня недалеко от Самары в местечке Петра Дубрава прошёл международный фестиваль «Рок над Волгой». Если охарактеризовать его цифрами, картина будет примерно такая: 307 тысяч зрителей, 2,1 МВт звука, 25 фур с железом для строительства сцены, более 3 километров кабеля, 3 тысячи полицейских, 700 сотрудников ЧОП, 20 тонн питьевой воды, которую раздавали бесплатно. Выпитое пиво (платное), скорее всего, тоже можно было бы посчитать десятками тонн, но об этом организаторы тактично умалчивают. Что ещё? 12 групп, каждую из которых устроители считают культовой.

Казалось бы, какой интерес у жителей Коми к тому, что происходит за тысячи километров в Самарской области? Но, признаемся честно, хорошей качественной музыкой жителей Севера балуют нечасто, в отличие от столиц, ежедневных концертов любимых групп здесь не дождешься. «Рок над Волгой», как фестиваль молодой (проводится в четвёртый раз) и амбициозный, уже приобрёл статус международного и получил немало хороших оценок. Стоит ли ехать за тридевять земель на мероприятие, выяснял наш корреспондент.

 

С середины XX века под Самарой проводится один из крупнейших в мире бардовских фестивалей имени Валерия Грушина. Грушинский, именно так именуют мероприятие в народе, ежегодно собирает если не сотни, то многочисленные десятки тысяч зрителей, которые готовы на несколько дней поселиться в палаточном городке и слушать живую музыку почти круглосуточно. Наверное, поэтому жители шестого по численности населения города России, расположившегося на Волге, уже привыкли наблюдать летом толпы неформального вида людей с большими рюкзаками и гитарами за плечами. Тысячами они прибывают на все вокзалы города, чтобы, проведя день-ночь в самой Самаре, отправиться на живописные луга.

У «Рока над Волгой» аудитория немного другая. Но и в этом случае есть те, кто приезжает накануне на вокзалы Самары. Их легко различить в толпе: рюкзаки, походная одежда, нередко они несут флаги своих городов и регионов. Абсолютное большинство зрителей – жители самой Самары. Это неудивительно: попасть на фестиваль можно, проехав на бесплатной электричке чуть больше получаса. Есть ещё автобусы – тоже, кстати, бесплатные. Стоит ли говорить о том, что и сам вход на фестиваль не требует ни рубля? Ещё одна категория меломанов добирается на заказных автобусах из своих городов. Эти автобусы длинной вереницей выстраиваются на площадке недалеко от фестивальной поляны. Ижевск, Казань, Киров, Москва, Краснодар, Оренбург, Екатеринбург – угадывая номера регионов, путь в несколько километров до поляны проходишь незаметно.

Отмечу, что, если вас угораздило, как нашего корреспондента, приехать на несколько дней раньше мероприятия, гостиничный бизнес радостно встретит вас специальными фестивальными акциями, благодаря которым цены на жильё уменьшаются раза в два. В общем, гостей фестиваль встречает радушно.

На самой поляне тоже не к чему придраться. Точки общепита, более 200 туалетных кабинок, бесплатная раздача питьевой воды. Любителям заниматься сразу несколькими делами одновременно, кроме музыки, предлагают поиграть в футбол или волейбол, для детей организованы детская площадка и медпункт. Пиво везде только одного вида – и это, пожалуй, единственная претензия. Но тут организаторов сложно упрекнуть: пиво – от спонсора, без него фестиваль вообще мог бы не состояться, поэтому чего уж тут, пусть будет одного вида.

Сцена, световое и звуковое оформление шоу обустроены на столь профессиональном уровне, что невольно возник вопрос: почему при всем этом великолепии устроители не догадались учесть банальные законы физики, касаемые скорости звука? Уже на расстоянии 200 метров от сцены комфортно наблюдать за происходящим было сложно. Картинка, передаваемая на плазменные экраны, «убегала» вперед, звук за ней не успевал угнаться. Конечно, можно было на экраны не смотреть, закрыть глаза и просто слушать. Те, кто попытался это сделать, сталкивались с проблемой, скорее, физиологического характера: на жаре, на природе, да ещё и под пивом неуклонно тянуло в сон. Многие сопротивляться не стали, к трём часам дня фестивальное поле, открывшееся в 11.00, заполнили спящие люди. Но они, честно признаться, не напрягали, а, напротив, весьма органично вписывались в общую фестивальную картину.

Почему стоит так подробно описывать организационную часть фестиваля? Потому что в этом смысле устроители мероприятия не подкачали. Всё, что касается музыкальной части шоу, вызвало у нашего корреспондента недоумение и множество вопросов.

«Мордор», «Би-2», «Ю-Питер», «Аквариум», «Ленинград», «Океан Эльзы», Игорь Растеряев, «Король и Шут», «Алиса», Garbage, Zaz и Limp Bizkit. Таков список участников. И если, по мнению устроителей, так и выглядит современный рок, то остаётся только развести руками, а лучше в скором порядке переименовать мероприятие в «Попс над Волгой», дабы не вводить никого в заблуждение. А если учесть, что великой русской рекой в районе Петра Дубравы и не пахнет даже, получается и вовсе «Попс без Волги».

Из старой гвардии так называемого русского рока на фестивале остались только, кажется, вечные «Аквариум» и «Алиса». Явно опопсевший и поэтому, возможно, опротивевший самому себе Вячеслав Бутусов отстранённо пропел каверы на песни группы «Кино» и пару своих хитов с неизменным «Видишь, там на горе…». Авторы неплохой музыки, но совершенно бессмысленных текстов Шура и Лева из «Би-2» неплохо прокачали публику, закончив своё выступление гимном России. Эпатажный Шнуров из «Ленинграда» вышел на сцену в красных стрингах своей жены, надетых поверх чёрных тренировочных штанов. Его высокоинтеллектуальным «WWW», «Менеджеру» и «Любит наш народ» подпевала вся поляна.

«Москва, пригнись, Волга гуляет!» – прокричал солист группы «Король и Шут» Михаил Горшенев и спел очередную сказку про то, что кто-то «очень-очень много лет мечтает только о еде».

– Особенностью фестиваля «Рок над Волгой» является то, что здесь на сцену выходят настоящие гранды, культовые группы, которые многие годы держат высокую планку профессионализма, – заявлялось в анонсах мероприятия, распространяемых задолго до наступления лета. Что при таком раскладе делали на фестивале герой Интернета аккордеонист Игорь Растеряев, ставший известным благодаря своему ролику про комбайнеров, который появился в Сети в начале 2011 года, и молодая исполнительница из Франции Zaz – осталось загадкой.

– У Zaz отличный голос, и она умеет зажигать публику, она немного не в формате, но она вам понравится, – как будто «отмазались» перед журналистами представители оргкомитета. К голосу Изабель Жеффруа, больше известной по песне «Je veux», которая тоже стала своеобразным вирусом веб-пространства, и её манере выступать – нет никаких претензий. Талантливая и яркая вокалистка моментально покорила публику, но вряд ли её можно назвать представительницей рок-музыки, да ещё и отнести к грандам сцены.

Кроме француженки в качестве иностранных хедлайнеров были приглашены братья-славяне из украинского «Океана Эльзы», всё ещё живые Garbage и неугомонные Limp Bizkit. Фронтмен украинцев Слава Вакарчук впечатлил не только вокальными способностями, но и видом обнажённого торса. Что творилось в момент выступления группы в женских головах, сказать сложно, но многие дамы, не стесняясь, «пожирали» певца глазами.

Garbage выступили на удивление бойко, в очередной раз доказав, что западная школа шоу-бизнеса будет ещё многие годы давать фору отечественной. Всё ещё прекрасная и дерзкая Ширли Мэнсон была обаятельна и без остановки двигалась по сцене. Только к концу почти часового сета можно было услышать, что связки фронтвумен чуть-чуть устали, но в целом её исполнение было безукоризненно. Что примечательно, именно эта исполнительница оказалась и самой разговорчивой.

«Многие из вас меня сейчас не понимают, но мне хочется разговаривать с вами», – заявила рыжая бестия на английском. Многие действительно не поняли. Фраза «It was crazy, fucking and cool» вызвала у общественности бурный отклик. Хотя касалась вовсе не фестиваля, а впечатления Ширли Мэнсон от увиденного накануне заката на Волге. Помимо старых хитов Garbage презентовали публике пару новых песен, которые прозвучали весьма достойно.

Завершило фестиваль выступление Limp Bizkit. С появлением музыкантов на сцене сотни стоявших у сцены фанатов зашлись в неистовом слэме. Так продолжалось почти всё время. Исключением стал момент, когда Фред Дёрст попросил помощи зала и исполнил Behind blue eyes.

Финальный аккорд мероприятию изобразил фейерверк, который самые «продуманные» зрители смотрели уже по пути на электричку обратно в город.

К слову, «попсы» фестивалю добавили и ведущие, из которых только Олега Гаркушу из «Аукцыона» можно было отнести к категории «рок». Остальные – Дмитрий Дюжев, Ольга Шелест, Сергей Светлаков – скорее напоминали о мейнстриме и очень-очень массовой культуре. Последний так и вовсе с шутками из старых выпусков КВН и «бородатыми» анекдотами превращал действо то ли в «Кривое зеркало», то ли в «Аншлаг».

– Ещё бы Петросяна пригласили, – заметно нервничали зрители в толпе и периодически поднимали шум, не давая Светлакову «шутить» дальше.

Впрочем, претензий у зрителей быть не может быть, предполагают организаторы. Фестиваль-то бесплатный. Действительно, если сложить стоимость билетов на концерты каждого из участников, сумма перевалит за 10 тысяч. И даже если ехать с Севера, расходы на дорогу и проживание выйдут меньше. Но, с другой стороны, вряд ли кто-то будет покупать подряд билеты на концерты столь разных исполнителей и к тому же терпеть столь тотальное погружение в котёл «популярной музыки».

На пресс-конференции, организованной для журналистов, Шура и Лева из «Би-2» отметили, что они бы с радостью остались, если бы хедлайнером фестиваля стала группа «The Cure». А Борис Гребенщиков и вовсе попросил пригласить к участию «The Beatles» и «The Rolling Stones». Примечательно, что по традиции в качестве финальной песни своего выступления БГ напомнил о том, что «рок-н-ролл мёртв, а он ещё нет». Дай Бог, Борису Борисовичу многих лет здоровья и дальше, а вот рок, видимо, постигла та же участь, что и рок-н-ролл. По крайней мере, над Волгой…

Поделиться в соцсетях

guest
6 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
нда...
нда...
15.06.2012 01:39

это вам не ыбицы

МК
МК
15.06.2012 10:46

Хороший текст, от начала до конца прочёл

С.А.
С.А.
15.06.2012 13:56

и почти а капелла исполнил
===============================

Один человек не может петь а капелла. А капелла – это многоголосое хоровое пение.

more
more
15.06.2012 14:15

«The Beatles» и «Rolling Stones»
———————————–

Надо было и Rolling Stones с артиклем написать. Либо уж оба названия без артиклей. Порядок должен быть.

для С.А.
для С.А.
16.06.2012 00:28

так он вместе с публикой и исполнил а капелла ))) получилось будто хоровое пение )))

С.А.
С.А.
16.06.2012 09:50

для С.А. [16 июня 2012г. 00:28:12]
так он вместе с публикой и исполнил а капелла ))) получилось будто хоровое пение )))
================================

Во-первых, было написано “исполнил”, а не “исполнили”.
А во-вторых, поющий вместе со зрителями Фред Дёрст – это всё равно не “а капелла”, это называется “крауд” (crowd).