Фестиваль “Сыктывкарса Тулыс”: идеи или деньги

Корреспондент «Красного знамени» попыталась сравнить, чем отличается фестиваль в Саратове от фестиваля «Сыктывкарса тулыс»

Автор:   
22:11. 14 июня, 2012  
  
25
Любой фестиваль отражает состояние конкретного театра и культуры региона в целом.
 
 
Саратовский академический театр оперы и балета для большинства провинциальных музыкальных театров – высота недосягаемая. Проблемы большинства российских театров общеизвестны: малые бюджеты, низкие зарплаты, кадровый голод, дефицит зрителей. Разница – в способах преодоления трудностей.
 
Позиция нашего Республиканского театра оперы и балета известна: «Дайте нам денег – мы сделаем красиво». Девиз Саратовского оперного театра с 200-летней историей принципиально иной: постоянное развитие, адаптация к враждебной среде и громкие проекты. При том, что театр тоже не обласкан вниманием губернатора и спонсоров, здесь умудряются извлекать максимум возможного из имеющихся финансово-человеческих ресурсов. С 2001 года постановки театра ежегодно номинируются на престижную Национальную театральную премию «Золотая маска». 
 
Оперный театр в Саратове
 

Перпендикуляры и параллели

Между тем, Собиновский фестиваль, как и «Сыктывкарса Тулыс», начинал традиционно. Зрителю предлагали набор опер и балетов с участием приглашённых артистов. В конце 1990-х годов, глядя на полупустой зал, руководство театра поняло: надо что-то менять. Благодаря творческой смелости и деловому подходу художественного руководителя театра Юрия Кочнева и музыковеда Соломона Волкова фестиваль обрёл своё уникальное лицо. В программу включили альтернативные классике элементы «перпендикуляры». В 1999 году в этом качестве выступил Юрий Шевчук, а в 2007-м Вячеслав Бутусов. За превращение старейшего театра Поволжья в обитель рок-фанатов критики обрушили на Кочнева всё своё негодование, но цель была достигнута. «Перпендикуляры» привлекли  зрителей! А в качестве «параллелей» осталась классика. На открытии фестиваля всегда представляют произведение симфонической или ораториальной музыки: «Реквием» Берлиоза, «Военный реквием» Бриттена… 
 
Саратовцы сделали то, чего давно ждут поклонники от нашего театра: успешно реализовали амбициозную задачу. По итогам опроса музыкальных критиков, проведённого авторитетной газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский был признан лучшим фестивалем 1999, 2001, 2002 и 2007 годов в России. Ведущие федеральные СМИ внимательно следят за происходящим в театре. Театр гордится международным конкурсом вокалистов, лауреаты которого блистают на сценах ведущих театров России и Европы. В театре прекратилась текучесть кадров и творческая инерция. Увы, в нашем театре, равно как и в министерстве культуры региона, амбициями не страдают и упорно продолжают кивать на экономический кризис и скупость бизнеса. Если Собиновский фестиваль всё громче заявляет о себе в стране и за её пределами, то о «Сыктывкарса тулыс» всё тише говорят даже в столице республики. 
 

Театру нужен скандал?

В рамках фестиваля в Саратове прошёл “круглый стол” на тему «Будущее музыкального театра». Любопытной показалась идея известного питерского критика Норы Потаповой о том, что современному театру нужен скандал. Без него, по мнению профессора Санкт-Петербургской консерватории, театр 21 века, особенно провинциальный, обречён. Участники дискуссии тут же вспомнили постановку оперы Большого театра «Дети Розенталя» в 2005 году, потрясшую воображение интеллигентной публики обилием матерной лексики. 
 
История со спектаклем «Гамлет» Академического театра драмы им. Виктора Савина 2011 года – из той же серии. Оставив в стороне доводы сторонников и противников проекта, надо признать, что театр показал своё умение работать в условиях рынка. Бизнесу и публике уже давно не интересно абстрактное слово «культура». Нужны качественные спектакли, которые будут радовать зрителей и приносить дивиденды спонсорам. Если для этого нужен скандал, значит от труппы и дирекции требуется смелость. Участники дискуссии сошлись на том, что будущее музыкального театра зависит от его способности к адаптации. Запах нафталина привлекает разве что пожилых преданных поклонниц искусства. 
 
До 2006 года руководство театра оперы и балета Коми это понимало. XVI фестиваль «Сыктывкарса Тулыс» стал последним, прошедшим под девизом: «Скандал и адаптация залог успеха». Специально для него известный в России режиссёр Ольга Иванова поставила неоднозначную оперу «Моцарт и Сальери». Тогда далеко за пределами Коми узнали о том, что у нас есть театр и он умеет работать. Фестиваль-2006 оправдал статус премьерного: специально для него были подготовлены три новинки. В текущем году руководство театра презентовало фестиваль под тем же статусом, но, мягко говоря, слукавило. Состоялась только одна премьера – опера «Чёрное домино». По мнению критиков, событием театрального сезона она не стала… 
 
Сцена из спектакля “Черное домино”
 
Не грех вспомнить и юбилейный XV фестиваль 2005 года. Тогда театр не испугался риска и пригласил скандальный балет «Распутин», где танцует канонизированный император Николай II. Руководство театра понимало, что спектакль должен удивлять зрителя, а не угождать групповым  интересам. Но уже в 2010-м от былой смелости не осталось и следа: театр отказался от постановки оперы Шостаковича «Балда» по сказке Пушкина, и Коми прославилась на всю Россию, как территория оригинальной борьбы с богохульством.  
 

В «глушь», в Саратов!

История нашего театра показывает, что дело не только в деньгах. Проблема со смелостью и идеями. Многие считают, что за 22-летнюю историю фестивалю так и не удалось найти своё лицо. Нет концепции подобно саратовской перпендикулярно-параллельной. Представить в качестве «перпендикуляра» фестиваля этого года выступление Чикагского балета – значит слукавить. В кулуарах XXII фестиваль обозначили как «комиссионный», намекая на приглашение «дешёвых» артистов. За те гонорары, которые предлагает наш театр, отказываются приезжать даже патриоты республики. 
 
Собиновский фестиваль, как отмечают критики, развивается по синусоиде: раз на раз не приходится, но он всегда удивляет. Наша «Сыктывкарская весна» за последние годы не удивила практически ничем. За исключением, пожалуй, «Богемы», премьера которой состоялась в 2010 году в честь 20-летия фестиваля. Для постановки оперы Дж. Пуччини тогда пригласили режиссёра из Италии Паоло Паницца и дирижёра из Швейцарии Виктора Бокмана. Принимая во внимание уровень нашего оркестра, тандему удалось сделать невозможное. Публика и критики были довольны. Печально, но спустя всего два года «Богема» рискует выпасть из репертуара. Ведущий солист театра, исполнитель одной из главных ролей в «Богеме»  Михаил Журков уезжает… в Саратов. Он уже участвовал в открытии Собиновского фестиваля, и у худрука театра Юрия Кочнева на «нашего Мишу» большие планы. Армия поклонниц Журкова в Саратове быстро догонит по численности сыктывкарскую, заверил он. 
 
– Артист хочет работать с интересным репертуаром и хорошо зарабатывать. Молодого артиста театр может заинтересовать только перспективой роста. Наш театр такие возможности предоставляет, – пояснил Кочнев, как ему удалось переманить нашего талантливого и перспективного артиста. – Мы планируем в следующем сезоне занять Журкова по максимуму и обещаем отпускать его  на гастроли в Сыктывкар.
 
Ольга Сосновская и Михаил Журков в спектакле “Богема”
 
«Михаил Журков заявления об увольнении не подавал и никуда переезжать не собирается», – заявили мне в Республиканском театре оперы и балета, но сам артист в ответ на мой вопрос, надолго ли он в Саратов, ответил коротко: «Навсегда».      
 
Понятно, что любой театр хотел бы не афишировать свои потери, но наш в этом плане даст фору всем. Кто, кроме самых преданных поклонников, заметил, к примеру,  отсутствие в спектаклях одной из самых ярких оперных певиц Коми Елены Лагоды? Между тем, её увольнение из театра и переезд в Калининград произошло ещё год назад. Поговаривают, что она просто устала от нищенской зарплаты, хамства чиновников и отсутствия простора для творчества. Главного дирижёра Сергея Кисса тоже отпустили удивительно легко. А ведь под его руководством оркестр заметно поднял свой профессиональный уровень… 
 

Дело не только в деньгах

Только три театра в России имеют крупные фестивали с оригинальной концепцией: Пермский (Дягилевский фестиваль), Казанский (Шаляпинский фестиваль) и Саратовский (Собиновский фестиваль). Было бы наивно пока ожидать подобного уровня от нашего театра. Пермь, Казань и Саратов – это крупные города, где проживают под миллион населения, есть свои консерватории и устоявшаяся культурная среда… Но не пора ли и нам прекратить оправдывать отсутствие делового подхода и дефицит смелых творческих идей своей провинциальностью? Надеюсь, театр не обманет ожиданий зрителя в новом сезоне?  
 

Как реанимировать оперный театр Коми и фестиваль?

Геннадий Муралёв, заслуженный артист Республики Коми:
 
 
– Для фестивалей нужны артисты и голоса. У нас с этим плохо. Приглашённые артисты высокого уровня стоят денег. Раньше на «Сыктывкарса тулыс» приглашали первоклассных солистов из-за границы, из ведущих театров России. Теперь с каждым новым фестивалем всё туже ремень затягиваем. Поэтому главную задачу вижу в привлечении спонсоров. Если «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» к нам не едут, тогда надо ехать к ним – в Усинск и Ухту. Например, в рамках фестиваля показывать два-три выездных спектакля там, тогда отношение бизнеса к фестивалю и театру изменится. С бизнесом можно и нужно договариваться.      
 
Ольга Сосновская, народная артистка Республики Коми:
 
 
– Качество фестиваля во многом зависит от финансирования. Ни один хороший исполнитель не приедет выступать за низкий гонорар. Но дело не только в деньгах. Лет 10-12 назад на фестивале партию Германна в опере «Пиковая дама» исполнял известный тенор, солист Большого театра Владислав Пьявко. Он сказал, что в следующий раз приедет только тогда, когда в нашем театре будет полный состав оркестра. Прошли годы, но ситуация практически не изменилась. Стало ещё сложнее в оркестре нет и 30 музыкантов. Это при норме симфонического в 60-70 человек. 
 
Ребекка Магомедова, концертмейстер:
 
 
– С одной стороны, не хватает денег и профессионалов, страдает художественный уровень спектаклей. Люди, видя это, перестают ходить в театр. Создаётся ощущение ненужности театра в принципе, и это сказывается опять же на финансировании. Замкнутый круг. «Затычками» здесь не обойтись: купили инструменты, но плачевную ситуацию с оркестром это не изменит нет музыкантов. Дело не только в деньгах. Люди, прежде всего, наверху должны увидеть в театре один из брендов республики. Либо закрыть его вообще. Поддерживать его и в таком удручающем состоянии, на мой взгляд, бессмысленно. Одно из решений кадровой проблемы открытие специального факультета в одном из вузов Коми для подготовки музыкантов и артистов.
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
25 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Википедия" Саратов"социологМаринагерграфу134 Recent comment authors
новые старые популярные
Немного драмы
Гость
Немного драмы

Академический театр драмы им. В. Савина активно рекламировал в СМИ свое участие во Всероссийском театральном фестивале имени Федора Абрамова «Родниковое слово», проходящем в Архангельске в мае 2012 года. Но после того, как театр съездил в Архангельск и принял участие в фестивале, образовался какой-то информационный вакуум. На сайте театра тоже нет… Читать далее »

хороший
Гость
хороший

хороший материал, поучительный

Я
Гость
Я

Попахивает “заказушкой”. Основные обвинения в адрес театра ничем не подкреплены, никакими фактами. Налицо только желание автора слепить сенсационного слона в угоду чьим-то целям, но никак не для повышение театрального уровня/уровня искусства в республике. Автор какой-то Жорж Дюруа в юбке на коми лад…

автор
Гость
автор

Заказал Академический театр драмы Савина и ЦРУ
Гонорар позвольте оставить в тайне

ЖУРКОВ ВЕРНИСЬ!
Гость
ЖУРКОВ ВЕРНИСЬ!

Кааааак журков уехал в Саратов? Что они теперь будут без него делать? У театра очередь что ли из артистов такого уровня? Госпожа Судакова молодец-ц-ц

11
Гость
11

Да, ладно! Вы что шитите?! ..Журков – артист средненького уровня, в нем только самолюбование и гонор.

11-му
Гость
11-му

он отличный артист! Многоплановый. Как раз то что нужно театру современному. Театр теперь и правда непонятно что делать будет – совсем загнется. Это огромная потеря. А самолюбование. У артиста профессия такая – он должен нравиться. Вы канал культуру включите, послушайте умных людей по поводу актерской профессии. Вместо того чтобы сидеть… Читать далее »

театТр
Гость
театТр

у нас нет незаменимых.

иосиф сталин
Гость
иосиф сталин

Да, незаменимых нет. Есть миллионы и миллионы. Особенно талантливых. Одни таланты кругом – сажаю сажаю, никак не пересажаю

С.А.
Гость
С.А.

Как реанимировать оперный театр Коми и фестиваль?
==================================================

Вопрос риторический. Мария Сакаева, видать, вчера родилась и решила изобрести велосипед, а заодно и открыть Америку.
Так можно ещё лет сто или двести с умным видом задавать этот вопрос.

совсем уже
Гость
совсем уже

“Одно из решений кадровой проблемы – открытие специального факультета в одном из вузов Коми для подготовки музыкантов и артистов”.
————————

Ребекка! Глупости-то не говорите!

женя
Гость
женя

а почему нет? ТОгда бы не уезжали выпускники колледжей и гимназий в консерватории в другие города. Учились бы здесь и оставались в нашем театре. Только из театра сначала и правда надо сделать приличное место А то и правда совсем уже

В курсе
Гость
В курсе

музыкальный факультет в республике – лишь очень компромиссное и временное решение проблемы. Уровень музыкального образования для театра должен быть консерваторским. Здесь же полный цикл вряд ли смогут запустить, только общее образование уровня слабого кулька, как показывает распространенная практика, да и как быть с профессурой на одного-двух студентов их не пригласят.… Читать далее »

танкист
Гость
танкист

а это че за мужик на первой фотке? поясните мне. плиз.

Танкисту
Гость
Танкисту

Измалков. Хороший актер, хороший певец. Но старенький уже…

видели
Гость
видели

Измалков, да. Который в опере “Куратов” исполнял самого Куратова, но никак не мог свою партию запомнить, поэтому всё время подглядывал в тетрадь, которая у него то за поясом торчала, то в руках он её крутил и втихаря заглядывал в неё как в шпаргалку.

Ребекка
Гость
Ребекка

На примере родного Тольятти… ///Тольятти – крупный центр автомобильной (АвтоВАЗ, GM-АвтоВАЗ) и химической промышленности (ТольяттиАзот, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук)население ок.700 тыс. /// В Тольятти три (!) средних образов. учреждения в сфере искусства. Самое старшее – музыкальное училище. В 90х открылось еще два – Колледж искусств и Лицей искусств с более широким профилем… Читать далее »

Ребекка
Гость
Ребекка

Ханты-Мансийск – 80 тыс. население

В 2001 создается филиал Академии музыки им.Гнесиных. – http://gnesin-hanty.ru/o-filiale.html

Решение всегда есть, главное чтобы это было кому-нибудь нужно.

Ребекке
Гость
Ребекке

Действительно в Сыктывкаре плохи дела с кадрами в учреждениях культуры и искусства.Уже Магомедова стала экспертом.
Ребекка,от Ханты-Мансийска до Екатеринбурга 1713 км(академия современного искусства),до Новосибирска-2086км(консерватория им.Глинки). Посмотрите, на карте России, где находится Ханты-Мансийск. Вы может быть играть на фа-но умеете,но это не означает,что Вы разбираетесь в кадровой политике.

герграф
Гость
герграф

И что? Ну 2086 км. В чем идея то вашего поста? У нас вообще Россия – большая страна, много килОметров. Чет сдается мне что женоненавистник писал. Я их сразу вижу – сам такой

134
Гость
134

Чисто российская особенность: обхаять, опустить под видом разоблачения, а потом надеятся на лучшее. Идиотский текст. И почему всех так разочаровал уезд сомнительной “звЯзды” – Журкова. Пусть катится, поголодает на саратовских зарплатах, может скинет кг. 5-10 лишних. И, кстати, в каких именно спектаклях фестиваля он там был занят. Официально упоминается его… Читать далее »

герграфу
Гость
герграфу

От Сыктывкара до Нижнего Новгорода где-то 900 км. В Нижнем есть консерватория,выпускницей которой является и Ребекка.Единицы выпускников муз.колледжа продолжают своё обучение в Высших уч.заведениях. У кого способностей для этого не хватает,а кого низкая зарплата не прельщает. Кто талантлив всё равно поедет учиться в Москву.Так зачем создавать ВУЗ в котором некого… Читать далее »

Марина
Гость
Марина

Ребекка, я понимаю, Сакаева – молодая журналистка, опыта не хватает, ну некорректно сравнивать Сыктывкарский театр с Саратовским. Но как можно опираться на Ханты-Мансийск? Богатейший город, где грамотно, во всяком случае для градообразования и населения распределяются налоги. Где люди знают, что такое жить в газово-нефтяной столице. Где на каждого новорожденного из… Читать далее »

социолог
Гость
социолог

Основания для сравнения есть. Оба – оперные. Оба провинциальные российские. У обоих проблемы одинаковые. Оба проводят фестивали. Оба денег больших не гребут. Ну и сравнивается – почему у них получается а у нас пока не очень

Википедия" Саратов"
Гость
Википедия" Саратов"

Общая численность постоянного населения в городе Саратове на 1 января 2012 года составила 836 900 человек. Саратов занимает 16 место по числу населения в городах России[53]. Вместе с Энгельсом и другими населёнными пунктами образует агломерацию численностью 1,15-1,2 млн человек.