Любовь к гармонии

70-летию главной концертной площадки Республики Коми посвящается

Автор:   
17:10. 7 октября, 2010  
  
35

 

Прелесть любой филармонии в её многожанровости. И наша – отнюдь не исключение. Ансамбль классической музыки «Вдохновение» – пожалуйста, ансамбль народной музыки «Зарни ёль» – вот он, солисты-вокалисты хоть тебе классического, хоть народного плана – вот они! Бас, тенор, сопрано – кого желаете? А знаменитый на весь мир ансамбль «Асъя кыа»? Это не только наш старейший и самый большой филармонический коллектив, не просто синтез хора, балета, солистов и оркестра, это целый музыкально-театральный мир, который десятилетиями творит своё самобытное искусство! Вот что такое филармония!

При этом сегодняшняя, постперестроечная филармония это лишь то, что осталось от прежней, советской. В те времена филармония (а я пару лет был её художественным руководителем) могла похвастать и настоящей экзотикой – цыганским ансамблем, например. Или ансамблем лилипутов. Причём, помимо «экзотической», филармония содержала и «чистую» эстраду.

Впрочем, утверждать, что именно филармония «содержала» эстраду, не более чем фигура речи. Тут ведь ещё – кто кого содержал. Цыгане, лилипуты и эстрадные коллективы с их копеечными разовыми ставками брали числом концертов и ежедневно несли прибыль филармонии согласно финансовому плану, гастрольному графику и, конечно, сверх того и другого. Работая на гарантию, они стабильно кормили и лекторий, и прославленный ансамбль, и, конечно, нас, грешных – начальство. Помнится, очень неслабые квартальные премии грели нам не только душу…

К слову сказать (и не без ностальгического вздоха), один из наших бывших кормильцев работает на сцене и сегодня; кормит он теперь, правда, только себя и свой коллектив, но делает это по-прежнему неплохо. Я говорю о рождённой в нашей филармонии группе «Эхо», с которой её лидер – наш земляк народный артист России Валерий Леонтьев – работает до сих пор.

А ростком (точнее, зародышем) нашей филармонии семьдесят лет назад стал КЭБ. Нет, это не наёмный экипаж на конной тяге из рассказов о Шерлоке Холмсе, хотя что-то от старинного лондонского такси в этом КЭБе всё-таки было. Расшифровывалась эта аббревиатура как Концертно-эстрадное бюро; оно являлось прокатным пунктом для приезжих солистов и коллективов, выступавших в нашей республике. Чем не КЭБ?

Однако республике была нужна именно филармония, а не КЭБ. Ансамбль песни и танца Коми АССР (тогда ещё не «Асъя кыа») был самостоятельной организацией и, прежде чем влиться в не существующую пока филармонию, немало послужил республике главным и единственным носителем концертной и музыкально-театральной культуры. Не все знают, но в своё время в репертуаре «Асъя кыа» был даже оперный спектакль, пользовавшийся в республике невероятным успехом – опера С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Невероятному успеху «Запорожца» я ничуть не удивляюсь и объясняю это не только художественными достоинствами первой украинской оперы или безусловным мастерством её исполнения: любой, знающий коми фольклор, подтвердит близость интонационного строя коми песен к украинской народной музыке. Потому и легла опера на сердце чуткого тогдашнего слушателя.

Так вот, чтобы КЭБу превратиться в филармонию, требовались свои коллективы, и они мало-помалу появлялись. Конечно, слово «свои» нередко можно было брать в кавычки, поскольку практика работы «от филармонии» автоматически делала чужой коллектив своим. Это была удобная система: разве плохо иметь коллективы, которые не требуют от тебя ни жилья, ни почётных званий, ни особого внимания – давай им только одно – концерты. Давай, давай! Тогда страна так же жадно тянулась к культуре, как сегодня – к деньгам. И давали, кто что просил! Одним концерты, другим культуру – уж какая была. И «пипл хавал». А артисты, знай, только успевали менять адреса на своих афишах: вчера лилипуты были ярославскими, завтра они пензенские, а сегодня они уже наши, родные до слёз коми лилипуты. Бывало, что гастролёры работали, не заезжая в республику десятилетиями, и убывали в иные «порты приписки», так и не научившись выговаривать слово «Сыктывкар».

Но главным, фирменным знаком любой филармонии всегда оставалось наличие лектория. Это – лицо филармонии. Это, собственно, и есть филармония, задача которой формирование души через познание искусства. Именно «лицо» давалось нашей филармонии как-то особенно тяжко. То оно возникало, то исчезало. В начале семидесятых уже образовались стабильные лекторийные группы, но штатного лектора ещё не было; помнится, я начинал в филармонии именно в качестве лектора-музыковеда. Я тогда только-только был принят в Союз композиторов, и на самом первом моём концерте тогдашний худрук филармонии Ирина Старцева гордо представила меня публике: «Концерт ведёт новый член Союза Советских Социалистических Республик!..» Причём сыктывкарские слушатели ничуть не удивились и встретили нового «члена СССР» вежливыми аплодисментами.

Лекторий стал постоянной творческой единицей, когда филармонию возглавил Анатолий Ильич Стрельченко (между прочим, родной брат знаменитой певицы Александры Стрельченко). Именно при нём филармония начала играть особенно заметную руль в культурном пространстве республики – что ни говори, Стрельченко был прирождённым лидером. И если иметь в виду, что первая задача руководителя – подбор и расстановка кадров (с чем сегодня в культуре, прямо скажем, проблемы), то у Стрельченко в этом смысле был абсолютный «нюх».

Нынешняя филармония, руководимая ещё старыми кадрами, сумела в эти непростые времена не только не потерять, но и приумножить лучшие из своих достижений как в творчестве, так и в сохранении кадров. И это тоже связано с личностями «рулевых», ведь филармонию многие годы возглавляли замечательные музыканты Вячеслав Майсерик и Валерий Волохов – победители I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. В. Майсерик (тоже обладатель прекрасного «нюха») и до сих пор рулит филармонией, а В. Волохов, недавно возглавивший «Асъя кыа», уступил место худрука нашему одарённому музыковеду Марине Каневой.

Начиная с середины октября, в дни празднования 70-летия филармонии, сыктывкарцам предстоит услышать и увидеть немало интересного. И пусть юная 70-летняя юбилярша не обещает нам былой экзотики вроде ансамбля лилипутов, зато все коллективы и солисты представят свои самые новые программы. Не исключая и (это я оставил на закуску) Детской филармонии, у истоков которой я не просто стоял, а был почти десять лет сценаристом и ведущим всех её концертов.

Серия юбилейных выступлений откроется светлым и печальным аккордом – концертом памяти Якова Перепелицы и Прометея Чисталёва. Это неслучайно – свои первые песни автор «Яг-морта», наш классик Перепелица написал, ещё работая баянистом в «Асъя кыа», а в качестве консультанта по фольклору в филармонии до самой смерти трудился его друг, исследователь и знаток коми песни Чисталёв.

Но если уж речь зашла об аккордах, то пусть прозвучит и ещё один аккорд – тревожный. Просто к слову. Ничего особенного: я знаю в нашей республике обладателей горячих голов и холодных сердец, у которых давно чешутся руки вернуть филармонию во времена КЭБа, но с поправкой на сегодняшнюю экономическую моду.

Мысль, между прочим, очень неглупая, а главное, современная. Вы только вдумайтесь: зачем содержать солистов и коллективы, которые не приносят прибыли, когда можно создать продюсерский центр, через который можно прокатывать прибыльные приезжие шоу? Довольны будут все – и бюджет, и зрители, и «горячие головы»! Для этого надо просто отделить доходную часть филармонии (КЭБ) от затратной. Правда, в затратную попадает вся филармония, но что поделаешь? Когда какая-то структура не приносит прибыли, она должна умереть, уступив место новой, более успешной. Таково веление времени и закон экономики…

Авторская фантазия? Поверьте, только отчасти. И в самой малой степени. Об этом давно идут разговоры в среде музыкантов и артистов – ещё бы, эта «мысль» неоднократно вбрасывалась в нашу среду: «Искусство должно зарабатывать!» А поскольку управление культурой теперь насквозь пронизано волюнтаризмом и некомпетентностью, такой поворот в сторону «рентабельности» вполне реален и даже близок.

Но не будем о грустном. Впереди как-никак юбилей. Может, кто-то забыл, что означает само слово «филармония»? Тогда напомню: в переводе с греческого оно означает «любовь к гармонии». Будем же верить, что людей, разделяющих эту любовь, в нашем мире больше, чем тех, для кого гармония – пустой звук.

Поделиться в соцсетях
  • 1
    Поделиться

avatar
1000
35 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
мыВсем тупымСторонникналогоплательщикСчетовод Recent comment authors
новые старые популярные
Зритель
Гость
Зритель

От души, Михаил Львович! Спасибо!

Отжигоф
Гость
Отжигоф

Теги – не “Волошин”, а Волохов.

xyz
Гость
xyz

Каждый кулик своё болото хвалит.

Котэ
Гость
Котэ

один из наших бывших кормильцев работает на сцене и сегодня; кормит он теперь, правда, только себя… наш земляк народный артист России Валерий Леонтьев
==========================================

Да ладно скромничать, г-н Герцман, и Вам перепадает неплохо.

не культурный, а образованный
Гость
не культурный, а образованный

Ваше время прошло, Герцман. Неужели это так трудно понять? Филармония – отстой. Нужны новые молодые кадры и новая система финансирования культуры. Хватит бюджету кормить таких, как Вы!

Варыш
Гость
Варыш

А чё, Герцман в филармонии работает?

Антонина
Гость
Антонина

А где еще? Почему он до сих пор не набрал новые кадры и не изменил систему финансирования? Пора бы!

РашPill
Гость
РашPill

Кто-нибудь подскажет, что хотел Герцман сказать то…???

сыктывкаретс
Гость
сыктывкаретс

Прелесть любой филармонии в том, что её хочется посещать.
А в эту ходить нет особого желания.

мр-3
Гость
мр-3

ужос, ни слова не понятно взаметке. даже адрес филормонии не сказал.

Образованному!
Гость
Образованному!

“Ваше время прошло, Герцман. Неужели это так трудно понять? Филармония – отстой. Нужны новые молодые кадры и новая система финансирования культуры. Хватит бюджету кормить таких, как Вы!”

А че надо бюджет на таких как ты что-ли тратить, культура нужна Республике. Вот кто не ходит в филармонию тот и пишет всю грязь.

и культурный и образованный
Гость
и культурный и образованный

согласен с образованым. Герцман уже посмешищем становится, как ия петровна. Надо всё-таки вовремя уходить. красиво.

любитель гармонии
Гость
любитель гармонии

Сегодняшняя филармония и герцман – это уровень тех самых пресловутых лилипутов и если они не поймут и не примут тех изменений, которые произошли в политике и экономике страны, – они обречены. Говорят, что герцман получает зарплату в союзе композиторов. За что! За то, что возомнил себя гением и пытается в… Читать далее »

любителю гармонии
Гость
любителю гармонии

А чего жалеть Юрковского? Вы думаете, что он и Герцман разные?
Все они одного роду-племени.

Веселая мамаша
Гость
Веселая мамаша

Детские сады автономны, скоро школы будут автономны, учреждения культуры автономны, в медицине давно “дешевле” сходить на платный прием. Вот это и есть изменения, которые происходят в нашей стране. Вот они, перемены. И мы все обречены. И правильно, что не сдаются. А имя Герцмана я частенько вспоминаю (добрым словом, Михаил Львович)… Читать далее »

Удивленный
Гость
Удивленный

Нищии духом, злобные, необразованные – вот настоящая беда этого края. Кругом одни Даши. Кругом!Ну, что плохого сделал М.Л.Герцман? Вы хоть сами-то вдумайтесь: написал хорошую статью о нашей филармонии? И весь-то грех? И вы его за это распять хотите?

Весёлой мамаше
Гость
Весёлой мамаше

Весёлая мамаша! А Вы, случаем, не Весёлая вдова?

удивлённому
Гость
удивлённому

Нищии духом, злобные, необразованные РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ- вот настоящая беда этого края.

удивлённая
Гость
удивлённая

а что хорошего в этой статье – это же “гав – гав” изподтишка на правительство, которое видит все язвы отрасли, доставшиеся от прошлого, но из-за таких как герцман двинуть вперёд отрасль очень трудно.

Веселая мамаша
Гость
Веселая мамаша

Скорее, мадам Баттерфляй )))

Хочем
Гость
Хочем

И вы его за это распять хотите?
————————————–

Даже раз шесть, а то и семь.

Тот кто
Гость
Тот кто

Скорее, мадам Баттерфляй )))

А вот это уже интересно – поподробней можно?

Тому кто
Гость
Тому кто

Прошу Вас, давайте не будем оффтопить…

Х. Моржевой
Гость
Х. Моржевой

удивлённая:правительство, которое видит все язвы отрасли, доставшиеся от прошлого, но из-за таких как герцман двинуть вперёд отрасль очень трудно=============================== Ох ты, господи! Хорошее и заботливое правительство “видит все язвы отрасли” и хочет нам всем помочь. А особенно этого хочет Юрковский – за 150 тысяч рублей в месяц. Вот какой добрый… Читать далее »

скромнее надо быть
Гость
скромнее надо быть

А знаменитый на весь мир ансамбль «Асъя кыа»?

Не надо горячиться, Михаил Львович.
Культурный мир намного, намного больше и шире, чем “слава” “Асъя кыа”.

Где патриоты???
Гость
Где патриоты???

Асъя Кыа FOREVER!!!!!!

Мы тута!!!
Гость
Мы тута!!!

Роисся вперде!!!

Даёшь!!!
Гость
Даёшь!!!

Майсерик купил себе звание члена-корреспондента какой-то подпольной академии, про которую никто ничего не знает.
Теперь он – не хрен собачий.

Х.Моржовому
Гость
Х.Моржовому

Ох ты, господи! Хорошее и заботливое правительство “видит все язвы отрасли” и хочет нам всем помочь. А особенно этого хочет Юрковский – за 150 тысяч рублей в месяц. Вот какой добрый мальчик! А ведь мог бы и по горлу полоснуть! ________________________________________________ Любите считать деньги в чужом кармане? Зависть! Вот причина… Читать далее »

Детерминатор
Гость
Детерминатор

Не знаю, где ты там плавала и, видимо, продолжаешь плавать, но причина всех бед культуры в другом. Или в других.

Счетовод
Гость
Счетовод

Деньги надо считать обязательно, особенно в карманах чиновников. Ведь туда они попадают из наших налогов.
Юрковский не стоит этих денег – ноль надо убрать.

налогоплательщик
Гость
налогоплательщик

убрать надо отрасль вцелом. Прогнила насквозь. в учреждения культуры ходить противно, общаться с деятелями, за редким исключением, ещё противнее – ничего кроме завышенных и неоправданных амбиций. Создавать отрасль с чистого листа и на новых принципах финансирования. Предлагаю контракты (на год, два, максимум-пять) Востребованы – значит продлевать контракты. За что сейчас… Читать далее »

Сторонник
Гость
Сторонник

Убрать отрасль навсегда. Всех этих работников искусства – в концлагерь! валить лес. А вертухаем – Налогоплательщика. И нормально зажывем.

Всем тупым
Гость
Всем тупым

Убрать вас надо неучи и бескультурники!

мы
Гость
мы

ага,заживут они,как же!итак завязли в бескультурии по самое не хочу,и все мало!!!!Без искусства не прожить никак,весь вопрос заключается в том,кто стоит у руля.Эти засидевшиеся на троне невежды совсем уже обнаглели,творят что хотят!талантливых людей спихивают(из-за завести естественно),бюджет грабят,возамнили себя богами,управы на них нет!