Спектакли фестиваля «Сыктывкарса Тулыс-2012» стали дебютными для молодых артистов стран СНГ. Как уже сообщалось, солист из Казахстана Медет Чотабаев дебютировал в опере «Богема». Игоря Оношко и Александру Чижик пригласили из Минска для исполнения главных партий в балете «Лебединое озеро». В дуэте принца Зигфрида и Одетты (Одиллии) молодые танцоры смотрелись очень гармонично.
Дело не только в том, что они два года выступают на сцене Национального академического большого театра оперы и балета Белоруссии. Они – молодая семья. В Сыктывкаре Игорь Оношко впервые танцевал в «Лебедином озере» с женой. В Минске в этом балете у него другие партнерши. После спектакля 25 апреля корреспондент «Красного знамени» поинтересовался у пары, мешают ли семейные ссоры искусству. Зрителям показалось, что Александра несколько доминировала на сцене, при этом принц вполне комфортно чувствовал себя в тени лебедей. В разговоре с журналистами балерина также сыграла роль первой скрипки.
– Семейную жизнь сложно представить без ссор. Как вам удается не переносить конфликты на сцену?
Игорь Оношко (И.О.): – Ссоры у нас происходят как раз на профессиональной почве. Если происходят какие-то разногласия, то это не значит, что мы долго друг на друга обижаемся. Поругаемся и тут же забудем.
Александра Чижик (А.Ч.): – И это даже не ссоры. В балете немало семейных пар, творчеству при правильном подходе это не мешает.
– В театр вы пришли сразу после окончания Белорусского хореографического колледжа. Каких успехов добились за два года?
А.Ч.: – Игорь уже ведущий солист, поскольку потребность в мальчиках в театре больше. Игорь умеет поднимать и танцевать – это вообще здорово. Те, кто знаком с балетом, поймут, о чем идет речь. Бывает, что партнер не очень хороший в плане техники. Я пока солистка, но ориентируюсь на ведущую.
– Насколько вы, как люди искусства, чувствуете поддержку со стороны государства?
И.О: – В 2009 году генеральным директором театра стал Владимир Гридюшко. В этого времени у нас очень много гастролей и премьер. График работы очень напряженный, поэтому с занятостью у артистов проблем нет. Только в этом сезоне у нас четыре премьерных балета, в том числе «Тамар» и «Шехерезада» в постановке Андриса Лиепы.
А.Ч.: – Наш президент, любимый (смеется), поддерживает талантливую молодежь. Мы с Игорем лауреаты Президентского фонда.
– Было бы упущением не спросить гостей из Беларуси о вашем президенте. В последнее время он все чаще становится участником международных скандалов. В частности, Лукашенко обвиняют в создании культа личности. Он есть или это преувеличения европейских политиков?
И.О.: – Конечно, это преувеличение. По сообщениям европейской прессы, в Белоруссии все и всего боятся. У наших людей другой характер, которого европейцы не знают и не понимают. У нас добрые люди. Страха в отношении власти у нас нет. То, чему многие, в том числе гости из России, постоянно удивляются – это чистота Минска. Все просто – наши люди заботятся об окружающей среде.
А.Ч.: – Все очень мирно и замечательно.
– Для вас балет – это что?
И.О.: – Если в жизни хвататься за любой шанс, то это будет прибыльно, выгодно и интересно. Главное – не стоять на месте.
А.Ч.: – Искусство, бешеный труд плюс маленький бонус. Если серьезно, то балет сейчас – занятие довольно прибыльное. Он действительно кормит артиста, но для этого надо много работать.
– Сейчас критики много говорят о том, что в искусстве, в том числе в балете, много подделок. Как отличить хороший балет от плохого?
А.Ч.: – Во-первых, это образование. Ты сразу видишь, как человек себя подает. Во-вторых, можно танцевать без эмоций, можно всего себя отдавать танцу. Я думаю, что фальшивок не сцене не так много, как об этом принято говорить. Ведущие артисты балета выкладываются на все сто процентов. Иначе они бы не стали ведущими.
– Александра, Одетта и Одиллия – героини очень разные. Насколько трудно вам было переключаться с одного характера на другой?
– Черного и белого лебедя я не раз танцевала в отчетных концертах и на гастролях, но не в балете Чайковского. Так случилось, что дебютировала в «Лебедином озере» на сцене вашего театра. В четвертом акте было трудно переключиться, когда сразу после черного лебедя нужно танцевать белого. Черный лебедь для меня намного легче, поскольку персонаж очень характерный. Одиллия – это женщина-вамп, властная, все для нее. Я не такая, но было легче в этой партии.
– Ваши впечатления от нашумевшего голливудского фильма «Черный лебедь»?
– Фильм не понравился совсем, потому что пошлый. Он напоминает фантастику и далёк от балета. Начало заинтересовало, но потом пошла дуристика.
– Побратим вашего театра, Большой театр России, в свое время пережил скандал, связанный с Анастасией Волочковой. Как относитесь к ней?
– Параллельно отношусь (смеется). С одной стороны, она, может быть, молодец – деньги зарабатывает.
– Ваши кумиры в балете?
– Екатерина Максимова. Мне очень нравится её пластика, её подача на сцене.

Поделиться в соцсетях
Мария, Одетта, а не Одета